Учение Т. Гоббса о государстве и праве.

 

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, теоретик естественного права. Его доктринами являются: «Философия, начало учения о государстве», «Левиафан, или материя, форма и власть государства».

В своих произведениях Гоббс высказывает мысль, что все люди равны, но они подвержены страхам, честолюбию и эгоизму. Человек человеку волк, поэтому неизбежна война всех против всех. Таково естественное состояние человека. Инстинкт самосохранения и разум человека помогают ему преодолеть естественное состояние и создать гарантии собственной безопасности.

Естественный закон запрещает человеку деятельность, пагубную для его жизни. Естественный закон – это закон мирного сосуществования людей. Для того чтобы провести его в жизнь, люди заключили между собой договор и обязаны следовать ему. По договору каждый отказывается от части своих прав и свобод в той мере, в какой потребуют интересы мира и справедливости. Но для того чтобы естественный закон стал безусловным императивом, необходимо его закрепление позитивным законом. Для его создания и обеспечения и возникает государство.

Для учреждения государства необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Государство забирает у человека часть его естественных прав. Власть приказывает, а гражданин обязан повиноваться ей, соблюдать и исполнять закон. Власть в государстве едина.

Истинной государственной властью является власть по договору между правителем и подданными. Этот договор не может быть расторгнут по желанию одной из сторон. По нему у народа не остается прав, есть только обязанности.

Томас Гоббс уделяет внимание проблеме правового равенства, условиями для которого являются:

1) незыблемость договора;

2) обеспечение защиты в суде;

3) равные налоги;

4) защита человека;

5) наличие суда присяжных;

6) принцип соразмерности наказания содеянному.

Томас Гоббс (1588-1679) - в 15 лет поступил в Оксфорд. Учитель математики у сына Карла 1, много путешествует, имеет много знакомств. По своим фсф воззрениям был материалистом. Отец прихода, священник. Был знаком с Галлилеем. Знаком с теорией Коперника. Так же много общего у Гоббса со Спинозой, который заимствовал мысли у него

Политическая теория связана с его фсф воззрениями. Его теория - механическая мировоззренческая картина мира. Задача науки - объяснять причины явлений. Богословие - только образ веры.

Произведения: «Трактат о гражданине» - Париж 1642, «Левиафан» - Лондон 1651. Оба произведения запрещены.

Отталкиваются от естественного состояния, когда люди жили без власти и законов. Он исходит из того, что основа человеческой природы составляют эгиостические стремления.

Отвергает убеждения Аристотеля об общественной природе человека. Человек - существо единоличное, каждый сам по себе, люди соединяются ради выгод, которые может получиться из этого общения. => в естественном состоянии сообщество людей должно вылиться во всеобщ борьбу и вражду. Между людьми, не сдержанными властью, господствует страх, вытекающий из взаимного опасения зла.

Это проистекает из:

1.Сравнения умственных способностей - каждый считает себя выше другого.

2.Часто одну вещь желает несколько людей. => человечеству грозит много опасностей - необходимо искать мира => Первый закон человеческой природы – нужно искать мира, из этого должны исходить другие законы. Для сохранения мира человек должен ограждать свои притязания, это достигается только по взаимному договору, который должен свято соблюдаться => Второй закон - соглашения должны соблюдаться. Далее выводит еще 18 законов, необходимых для поддержки мира: благодарность, услужливость, признание другого равным себе…

Первое и общее правило – не делать другому того, что не хочешь себе. Естественные законы равны нравственным. Они вечные и неизменные, но большинство людей в силу стремления к непосредственным выгодам не склонны их соблюдать, а т.к. веления естественных законов не обладают высшей силой, они недостаточны для обеспечения мира между людьми.

Чтобы законы получили силу, надо их утвердить властью, которая бы стояла на страже закона и воздержала людей от действий противоречащих мирному сожительству. Для этого необходимо чтобы все отказались от своего безграничного права на все, отказ должен быть в форме перенесения принципов всех на одного или нескольких лиц, нужно чтобы все подчиняли свою волю какому-нибудь лицу или собранию, воля которого считалась бы волею всех.

Так возникает государство как результат взаимного согласия. Лицо или собрание, воле которого все подчиняются - верховная власть, она не подлежит чьему-либо суду, по существу абсолютна.

Устройство власти может быть:

1.Монархическим

2.Аристакратическим

3.Демократическим.

Смешанное правление отрицается, т.к. противоречит единству власти. Лучше всего монархия. Всякая форма власти не избегает использования правителем в своих личных интересах, но в демократии много правителей, много демагогов и все они добиваются власти и богатства.

В монархии один правитель, который может легко удовлетворять свои интересы - меньше претензий. Постоянное малочисленное собрание лучше многочисленного, т.к. там много несведущих людей. Борьба партий, непостоянство толпы, влияние демагогов – минусы народного правления. Даже на время войны вручали власть одному правителю, что касается аристократии, то она тем лучше, чем больше приближается к монархии.

Монархистов не устраивало равенство людей в теории Гоббса, его материализм и способ защиты монархии. В отличии от монархистов, опирающихся на теорию богоустановленности власти, Гоббс обосновывает монархию идеей общественного договора. В период реставрации монархии Гоббс был подвергнут преследованию, а многие его труда сожжены.

 

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 4912;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.