Политическая концепция Филофея. Политическая программа И. С. Пересветова.
Московское государство считалось политическим преемником Киевской Руси, а князья – родоначальниками царского рода.
Идеология выступала как связующе звено между властью и народом.
Особое внимание в политических доктринах Москвы уделялось обоснованию божественного происхождения власти царя. Это было нужно для укрепления идеологии абсолютной самодержавной царской власти, обоснования ее легитимности. Чем древнее царский род, тем больше оснований у правящей династии оставаться у власти и самостоятельно решать важнейшие политические вопросы.
В Московском государстве сформировались свои политические концепции, которые основывались на идеях киевских политических мыслителей, сохранившихся с Киевской Руси:
1) Московское государство играет особую роль в истории человечества;
2) идея богоубранного, боговенчанного христианского царя, который является отцом русского народа, его защитником и охранителем православия. Царь должен быть благочестив, соблюдать волю божью, и так как происхождение его власти божественно, он ответственен только перед Богом.
Монах псковского Елеазаровского монастыря Филофей создал концепцию «Москва – третий Рим».
Филофей говорит о том, что существует некое идеальное небесное государство «Ромейское царство». На земле в определенный период времени существует это идеальное государство, являющееся оплотом веры. Цели же его всегда были в стремлении установить на земле порядки, соответствующие порядкам небесного царства. Процветание земного государства зависит от его преданности вере. Когда же оно отступает от истинной веры, его ждет разрушение.
Подчеркивается ключевая роль Московского государства в сохранении христианской веры. Первые православные государства Рим и Византия пали из-за того, что императоры и народ отступили от истинной веры, не смогли сохранить ее. Москва стала Третьим Римом, а четвертому – не бывать. Отсюда происходит идея особой ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом государства. Царь – это боговенчанный христианский правитель. Он должен быть властителем и защитником своих подданных, заботиться о церквях и монастырях.
Филофей выступает против свободы суждений и отрицает всю дохристианскую культуру.
Иван Семенович Пересветов – один из видных русских мыслителей XVI века. Он анализирует причины военного превосходства турецкого народа и пытается перенести наиболее важные его черты на русскую действительность.
Наиболее значительными трудами Ивана Пересветова являются «Большая и малая челобитная царю Ивану IV Грозному», «Сказание о Магмет-султане». В своих произведениях И.Пересветов рассматривает понятия «правды» и «веры», пытается объяснить причины военных и политических успехов турок и предлагает концепцию государственно-правовых реформ для Московского государства.
Правда в его произведениях является синонимом «права», «справедливости». Правда – это то, в соответствии с чем следует жить, управлять, судить и наказывать, правда – это и добрые дела, это совокупность определенных представлений о мире, в этом смысле правда есть истина.
Вера – совокупность христианских религиозных догматов, которые также устанавливают правила поведения и несут людям истину.
Таким образом, правда и вера неразрывно связаны между собой. Поступки людей регулирует вера и правда. Правда – это норма закона. Если вера есть, а правды нет, в стране будет беззаконие. Законы должны быть справедливыми, одинаковыми для всех, ясными и понятными каждому человеку.
И.Пересветов предлагает проект реформирования государственного аппарата, системы налогообложения, военную реформу, а также изменение судебной и правовой системы.
Реформы:
1) необходимо изменить порядок налогообложения: все средства, полученные на местах от налогов и податей, должны направляться в общую государственную казну, а затем распределяться на разумные государственные нужды. Нужно отменить систему порешения и назначить чиновникам жалование из государственной казны;
2) необходимо сформировать подготовленную, профессиональную армию. Она будет обеспечиваться из казны. Звания и должности должны раздаваться в соответствии с заслугами, а не по происхождению. С такой армией государство сможет эффективно защищать свои границы и вести завоевательные войны.
Кроме того, Пересветов выступает за реформирование судебной системы. Высказывается против взяток судей. Предлагает ввести систему профессиональных судей, получающих государственное жалование. Все, что присуждается судом, не должно переходить к судье. Правосудие должно вершиться по судебным книгам, единым для всех.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1571;