Особенности сословно-классовой структуры общества.

Особенности сословно-классовой структуры общества.Социальная структура урартского общества отражает особенности и противоречия, свойственные только рабовладельческим обществам Древнего Востока. Развитие хозяйства, захватнические войны способствовали накоплению богатства. Увеличение накоплений приводило к имущественному неравенству. Свободное население Урарту насчитывало около 1,5 млн. человек. Большую его часть составляли общинники, которые обозначались термином «вооруженные свободные люди племени». С самого начала урартские правители, ведя войны, опирались на народное ополчение. Община сохраняла самоуправление и имела статус особой единицы, игравшей важную роль в сельскохозяйственном производстве. Иногда в распоряжении общины имелись и рабы. Из некоторых урартских источников известно, что пленные рабы попадали не только к воинам, но и к «странам», что вполне означает, к целым племенам или общинам.

 

В сельской общине наблюдались новые явления. Община со временем начала расслаиваться: некоторые семьи оказывались в состоянии захватить лучшие земли, хотели в меньшей степени участвовать в выплате государственных налогов и, главное, в исполнении повинностей. Экономическое усиление части общинников достигалось ценой ослабления другой их части: возникали семьи, потерявшие экономическое равновесие, они впадали в долги, которые не в силах были оплатить. Трудясь на кредитора в счет оплаты долга и не будучи в состоянии отработать его, представители таких семей попадали в кабалу, из которой вырваться было очень сложно. В условиях рабовладельческого общества подобная зависимость неизбежно приводила к рабскому или полурабскому положению. Рабовладельческие отношения проникали и внутрь составной ячейки общины—семьи и отчетливо сказывались на положении женщин и детей.

При этом община разлагалась, но все же продолжала существовать, либо продолжала сохраняться незыблемой основа ее возникновения - необходимость и неизбежность совместного труда по орошению и обработке земли, невозможность выполнить эти задачи иначе, как усилиями всей общины. Кроме того, существование общины поддерживалось государством, так как она стала важным и удобным звеном государственной системы налогообложения и повинностной системы, поставщиком большей части воинов. На этом этапе государство брало под свое покровительство верхушку общины, практически превращая ее руководящие звенья в административный персонал и в то же время принимая меры для консервации, увековечения общины, вплоть до лишения ее членов права выхода из нее.

Власть в Урартской державе принадлежала представителям царского рода, а также военной и служилой знати. Власть государя, как и во всех древневосточных рабовладельческих государствах, была наследственной, неограниченной и деспотической. В руках царского рода сосредоточивалась и верховная жреческая власть. Исходя из урартских источников, цари были верховными собственниками большей части земли, на которой находились рядовые свободные, то есть собственниками многочисленных, впервые в этот период освоенных или ранее разоренных, не орошавшихся земель.

 

Также известно, что в Урарту существовало такое же крупное царское земледельческое хозяйство, как и в древнем Шумере.

Центрами царских хозяйств в основном становились создаваемые правительством города-крепости, например, в Тейшебаини, Аргиштихинили и Эребуни. Ядром города была цитадель, в которой находились дворец-резиденция наместника, культовые постройки и огромные хранилища, предназначенные для сельскохозяйственной продукции. У подножия цитадели располагался сам город, монументальные дома знати, а также невзрачные жилища подневольного народа. Поля, являвшиеся собственностью царя, то есть принадлежавшие царскому хозяйству, были невелики, а продукты полеводства доставлялись царям в большинстве своем в виде налогов от населения. Значительно меньшее значение имели храмовые хозяйства.

Все царские рабы были заняты в различных областях хозяйства, в основном на строительстве, в крупных мастерских, где изготовлялось в большей мере оружие и другое вооружение для войска, в других мастерских перерабатывались продукты, которые поступали в качестве налога и так далее.

Царские крепости располагались по всей стране, где были рассредоточены гарнизоны и другие войска наместников. Здесь же находились и склады фуража и хлеба для войска, винные кладовые и множество мастерских.

 

В военных походах, в организации экономической и административной жизни государства выдвигался новый социальный слой — служилая знать, которую представляли члены правящей династии, многочисленные родственники царя, часть племенной знати и потомков правителей мелких владений, вошедших в основное ядро государства Урарту. Знать пополняла состав господствующего класса, противопоставляя себя старой, родовой аристократии. Представители этого слоя, достигавшие высокого положения, но не удовлетворенные, подобно родовой аристократии, земельной собственностью, постоянно требовали от царя и получали все новые земельные угодья. Землями обеспечивались также средние и мелкие чиновники и военные - на временное пользование или навсегда - за службу. Значение знати сказывалось в той крупной роли, которую в войске играли «аристократические» роды оружия – конница и колесницы. В их руках находилась значительная часть рабов.

Большее значение приобретала прослойка, связанная с военно-административным аппаратом: главный военачальник, его помощники, наместники провинций – областеначальники. Со временем система управления усложнялась.

Рядовые свободные воины составляли основную часть взрослого населения. Они имели землю, которая находилась либо у них в индивидуальном владении, либо во владении больших семей в пределах сельской общины. Воинам также полагалось держать рабов.

Класс рабов и лиц подневольного труда, близких к рабскому состоянию, являлся правящим. Основным источником рабства были частые войны, одной из главных целей которых было получение новых контингентов рабочей силы. Термин «раб» в урартском языке означал чужака или военнопленного. В состав урартских вооруженных сил иногда могли включаться военнопленные, порой раздавались воинам, но основная масса направлялась всё-таки в царские и храмовые хозяйства. Быт раба отличался от быта свободных земледельцев, а единственной ценностью, оставшейся у него, была жизнь, которую ему сохранили для тяжелого изнурительного труда, в то время, как его соплеменники, истребленные победоносными урартскими войсками, не имели и этого. Процветание урартской экономики было связано именно с неустанным поступлением рабочей силы. При массовых переселениях в Урарту, как и в Ассирии, вероятно, образовывались поселки государственных рабов, обязанных вести самостоятельное хозяйство. Часть рабов поступала в царские хозяйства, трудилась в мастерских и на полях. Жестокая эксплуатация и бесправие рабов характерны для Урарту. В одном из писем, направленных царской администрацией в Тейшебаини, предписывается разыскать раба, скрывшегося с любимой, и отобрать девушку. Беглые рабы пытаются спрятаться в соседних государствах, и об их выдаче ведется дипломатическая переписка. [142] Древневосточные источники постоянно отмечают переселение и угон жителей из захваченных областей, особенно четко это отражено в ассирийских источниках как письменных, так и изобразительных. Плененные жители вместе со скотом, а часто и со всем имуществом переселялись на другие места, иногда чрезвычайно удаленные от их родины.

Как использовались такие переселенцы, можно увидеть из текста, размещенного на рельефах Ашурнасирпала II: «Древний город Калху, выстроенный Салманасаром, царем Ассирии, моим предшественником, пришел в ветхость и разрушился. Этот город я вновь выстроил и в нем поселил людей, захваченных моей рукой, из стран, которые я победил». Далее идет перечень местностей, откуда происходят переселенцы. В строительных надписях Синахериба и Асархаддона неоднократно приводятся перечни местностей, где были захвачены пленные, участвовавшие в строительных работах. Часть пленных уводили в Ассирию в качестве рабов. На рельефах дворца Синахериба имеются изображения носильщиков, выполнявших тяжелую работу по переноске корзин с землей и крупных камней, людей, закованных в кандалы, что указывает на их подневольное положение. Как и во всяком раннеклассовом обществе в Урарту рабство имело большое значение. До сегодняшнего дня дошли сведения о переселении пленных для построек урартских административных центров (города Эребуни в Закавказье).

В данном случае можно провести аналогию с Ассирией. В надписях Асархаддона отмечалось, что пленных из Шуприи он распределил, как овец, между своими дворцами, своими вельможами, занятыми в его дворцах, и жителями Ниневии, Калху, Какзу и Арбеллы. В этом же тексте пишется о том, что беглым, которые оставили своих господ и бежали в Шуприю, он велел отрезать нос, ухо и выколоть глаз, а затем вернуть этих рабов их владельцам. В Шуприи было большое количество и урартских беглых рабов, которых царь этой страны, несмотря на требования урартского царя, не выдавал. После победы над Шуприей Асархаддон вернул их в Урарту.

Благодаря раскопкам в городе-крепости Тейшебаини, можно воссоздать картину повседневной жизни населения Урартской державы. Найденные жилища были домами людей, работавших в мастерских цитадели и служивших в составе гарнизона и на низших должностях в администрации.

Видимо, постройки домов, составляющих сразу целые кварталы, были сооружены одновременно с основанием урартской крепости. У каждой семьи было жилище неправильной формы, которое включало в себя два или три помещения, только одно из которых было до половины крыто кровлей, покоившейся на столбах. Другая половина служила как бы двориком. Здесь же находился и очаг, который был врыт в землю. Бытует предположение, что жители этих домов не имели своих постоянных хранилищ для продовольственных запасов и не держали при доме скота, так как им регулярно выделялось пищевое довольствие от администрации данной крепости.[143]

 

 








Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2179;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.