Хеттская культура
«Хеттское государство, сложившееся как крупная держава в эпоху, когда древние цивилизации Египта и Месопотамии уже обладали устойчивой культурной традицией, испытало определенное культурное воздействие этих высокоразвитых центров. Довольно сильным было и хурритское влияние»[130].
В образовании культуры хеттов большую роль сыграли хуриттский и лувийский , североссирийский и шумеро-аккадский культурные миры. Религия имела колоссальное значение в идеологической и хозяйственной жизни хеттов. По данным источников, существовала «тысяча богов Хатти», включавших в себя богов хеттского, хуриттского, индоевропейского, арийского, ассиро-вавилонского и других происхождений. Несмотря на то, что в хеттской религии существовало так много богов, практическое почитание их имело ограниченный характер, существовал культ гораздо меньшего числа богов.
Рис. 11. Изображение хеттских богов, http://enciklopedija.narod.ru/hetti/2.html)
Верховным богом у хеттов, подражая индоевропейской традиции, был бог грозы. Он же являлся и покровителем столицы Новохеттского царства Хаттусы. Наряду с ним почитался и бог хуриттского происхождения Тесуб, который так же являлся богом грозы. Одновременно он был и богом войны. Его изображали с пучком молний и топором в руках. В Хаттусе почиталась так же и богиня солнца Ариннити, являвшаяся супругой бога грозы. По некоторым источникам, власть Ариннити была даже большей, чем власть её мужа. «Солнечная Богиня города Аринны, моя госпожа, хозяйка земель страны Хатти, царица Неба и Земли! Солнечная Богиня города Аринны, моя госпожа, смилостивься надо мной, услышь меня! Люди говорят: «Божество исполняет желание женщины, когда она мучается при родах». А я, Пудухеппа, женщина, мучаюсь при родах, и я посвятила себя твоему сыну, так смилуйся надо мной, Солнечная Богиня города Аринны, моя госпожа! Исполни то, о чем я прошу! Подари жизнь Хаттусилису, твоему слуге! Пусть долгие дни и годы ему дадут Богини Судьбы и Богиня-Мать. Ты же, высокое божество, среди богов выше других, и все боги тебя слушают, и никто не обратится к тебе безответно. В собрании всех богов попроси у них жизнь Хаттусилису!»[131].
Известно и о существовании бога солнца мужского рода Истанусе. Популярными были и божества плодородия. Таким являлся Телепин, напоминавший египетского Осириса. Телепин – это умерающее и воскрешающее божество, связанное со сменой времен года. Местным киликийским богом был Сандон, изображавшийся с виноградной кистью. Скорее всего, Сандон был прародителем греческого Диониса. Супругой бога плодородия была богиня-мать Ма, которую нередко называли Иштар на аккадский манер. Она изображалась в длинном одеянии, с коронной на голове.
Известен так же бог ворот Апуллун, являющийся прародителем греческого бога Аполлона. Огромным уважением и почитанием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска.
Со временем у хеттов сложился единый пантеон богов. Но с усилением царской власти храмы и жреческие коллегии все больше попадали под влияние царя. Поэтому в скором времени царь начал ассоциироваться с богом солнца.Известно так и о существовании культа животных, таких как быка, льва, различных птиц.
В основу мифологии хеттов легла мифология таких народов как хаттии. Так же огромное влияние на мифологию хеттов оказали мифология таких народов как лувийцы, палайцы, хурриты. Известно очень небольшое количество хеттских мифов. Многие сказания были утеряны, но часть из ни все таки сохранилась. К таким относится «Сказание о потопе». «Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно с вавилонским и библейским; имя героя — Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа»[132].
Известнo так же скaзание об Атиссe, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Mиф этот — одного пoрядка с раcсказом о Таммyзе и Aдoнисе и имеет в виду юного бoга весны. Один из главных мифов – это «Миф об Иллуянке». Миф рассказывает о ритуальной битве между героем и его божественным противником – драконом Иллуянка. Битва происходила незадолго до Нового года. Этот миф сравнивают с ритуальными сражениями, которые проводятся во многих странах мира в преддверии новогодних праздников.
Рис. 12. Бог грозы побеждает Иллуянку. Известняк, 1050—850 гг. до н. э. Museum of Anatolian Civilizations, Ankara, Turkey
Известен миф о божестве Телепину, которое время от времени исчезал и воскрешал вновь. Одним из атрибутов культа этого божества было вечнозеленое и вечноцветущее дерево. Когда Телепин исчезал, и на людей нападали беды, такие как засуха, голод, болезни. Все прекращалось, как только Телепин возвращался.Миф о боге морей Аруне, рассказывающий о том, как Аруна поссорился с людьми и в отместку за ссору увел к себе бога солнца. Бог грозы послал Телепинуса, бога плодородия, чтобы вернуть бога солнца назад. Аруна испугался мощи Телепинуса и вернул бога солнца. Так же, ради своего прощения, он отдал Телепинусу в жены свою дочь. Существуют мифы, описывающие смену четырех поколений богов на небесах.
Рис. 13. Рельеф, изображающий 12 богов подземного царства, Святилище Язылыкая близ Богазкёя
Новохеттское царство славилось монументальной архитектурой и скульптурой. Примером этого могут служить рельефы на камне, с изображением колесниц, животных, царей, богов. Они отличались массивностью и тяжеловесностью. Например скальные рельефы Язылы-Кая неподалеку от Богазкёя. На рельефе изображены две идущие друг на друга процессии, возглавляемые богом и богиней. Вероятнее всего это процессия к свадьбе. Этот рельеф является одним из остатков столицы Хаттуси. Так же известны памятники, отличающиеся многообразием и оригинальностью форм. Это бронзовые и серебряные фигурки животных, кувшины и чаши из золота, различные золотые орнаменты (штандарты) с изображением оленей, уникальные каменные идолы в Кюль-тепе, образцы керамики (посуда, черепица, вазы, ритоны). Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики. На царских печатях есть надписи, выполненные хеттской иероглификой и клинописью.
Монументальные здания возводились в ассиметричными в плане и структуре, но были основаны на прямоугольной планировке. Вокруг центрального помещения часто группировались различные пристройки. Многие архитекторы Хеттской державы брали свои идеи из архитектуры крито-микенской и вавилоно-ассирийской культур. Храмы и дворцы преимущественно строились по вавилоно-ассирийскому типу «бит-хилани». «Бит-хилани» - это сооружение в виде многокомнатного дома с внутренним двором. В нем параллельно фасаду располагалось две длинных узких комнаты. Внутренние помещения группируются вокруг главного зала. Ко входу ведет широкая и монументальная лестница. Первое помещение – это портик с несколькими, чаще всего от 1 до 3, колонами. Портик ведет во вторую удлиненную комнату, чаще всего служившую тронным залом. Тронный зал с трех сторон окружен жилыми и служебными комнатами(спальни, ванные комнаты, лестницы на второй этаж и другое).
Рис. 14. Хеттское божество, ЛУВР, Париж, Франция
Рис. 15. Герб Хеттской державы. Древний барельеф. Территория современной Турции
Как преимущественно военная держава, Новохеттское царство заботилось об фортификации[133]. Чаще всего возводились двойные стены, облицованные камнем, двойной вал.
Рис. 16. Фортификационные сооружения державы хеттов ((укрепление хеттского города Зенджирли) http://enciklopedija.narod.ru/hetti/2.html); цитадель Хаттусаса, http://enciklopedija.narod.ru/hetti/2.html
Литература хеттов тесно связана с мифами и легендами о богах, героях. Но помимо мифологии, в Новохеттском царстве существовали и другие виды литературы. Например биографии царей, указы, анналы, летописи.
В Новохеттском царстве была написана одна из самых ранних биографий - «Автобиография Хаттусили III». В этой биографии представлены различные яркие образы, описываются нравственные поступки и делаются попытки оправдать спорные решения царя. Примером может служить то, что в «Автобиографии Хаттусили III» описывается причина отстранения от власти своего племянника, который был главным претендентом на трон. Этот поступок объясняется чрезмерной жестокостью, коварством, неблагодарностью и эгоизмом племянника Хаттусили III. В летописях делались попытки разделения истории всей Хеттской державы на три части. В летописях описывались события войн с Египтом, Ассирией. Так же подробно описывались главные сражения в войнах (например сражение за Кадешем, Каркамеш). Так же летописцы интересовались историей не только своей страны, но и историей соседних государств.
Примерные тесты по теме:
1) В начале какого века происходит возрождение Хеттского государства?
а) I в. н.э
б) III в. до н.э.
в) XV в. до н.э.
г)XVI в. до н.э.
2) Какая отрасль животноводства была плохо развита?
а) пчеловодство
б) свиноводство
в) коневодство
г) нет верного ответа
3) Какие формы землевладения и землепользования существовали в Новохеттском царстве?
а) царские и общинные
б) храмовые и царские
в) царские, храмовые и общинные
г) царские и общинные
4) Одним из основных и самым масштабным было ремесло…
а) кожевника
б) ткача
в) ювелира
г) кузнеца
5) Что кроме серебра выполняло функцию денег внутри Новохеттского царства?
а) зерно и овцы
б) кожа
в) рабы
г) мясо
6) На какие две категории делились люди в Новохеттском царстве?
а) военнопленные и знать
б) свободные и несвободные
в) землевладельцы и ремесленники
г) знать и рабы
7) Что новое приходит на вооружение хеттской армии в Новохеттский период?
а) мечи
б) лук и стрелы
в) колесницы, запряженные лошадьми
г) щиты
8) Под каким городом произошло одно из главных сражение в хеттско-египетской войне?
а) Кадеш
б) Каркамиш
в) Хаттуса
г) Хальпа
9) В каком году фараон Рамсес II и царь Хаттусили III подписали мирный договор?
а) 1280 г. до н.э.
б) 1380 г. до н.э.
в) 1276 г. до н.э.
г) 1300 г. до н.э.
10) Сколько примерно существовало хеттских богов?
а) 200
б) 1000
в) 5
г)18
11) Как звали бога плодородия в Новохеттском государстве?
а) Телепин
б) Истанус
в) Сиппилулиум
г) Иллуянка
12) Из каких культур брали свои идеи архитекторы Новохеттского государства?
а) вавилонской
б)египетской и вавилоно-ассирийской
в) крито-микенской
г) крито-микенской и вавилоно-ассирийской
Библиография:
1. Александровский, Г. Поиск исчезнувшего царства, некогда соперничавшего с Древним Египтом / Г. Александровский // Наука и жизнь. - 2001. - № 1. - С. 56-63.
2. Архитектура хеттов (XVIII-XII вв. до н.э.), [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.arhitekto.ru/txt/2razv98.shtml]
3. Гладкий В. Д. Древний мир //Хетты: энцикл. словарь. - Москва : Центрполиграф, 1998. - С. 238-239.
4. Дьяконов И. М., Неронова В. Д., Свенцицкая И. С. История древнего мира. Изд. 2-е, исправленное. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. [Кн. 1.] Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дьяконов. 384 с. с карт.
5. Иванов В. В. Хеттское царство // Большая советская энциклопедия. - Москва, 1967. - Т. 28. - С. 246-247.
6. Коростовцев М.А ., Кацнельсон И.С., Кузищин В.И Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. I/Под ред. – М.: Высш. Школа, 1980. – 328 с.
7. Кузищина В.И.История Древнего Востока: Учебник/ Под И90 ред.. -М.:Высш.школа, 1979.-456 с., ил. + карты(вкладка).-с.201
8. Литература Хатти, [Электронный ресурс. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl1/vl1-1232.htm]
9. Немировский, А. А. К истории хетто-ассирийских отношений в конце XIII - начале XII в. до н. э. / А. А. Немировский // Вестник древней истории. - 2008. - № 2 (265). - С. 3-24
10. Новохеттское царство, [Электронный ресурс. Режим доступа: http://antimason.ru/1094-novohettskoe-carstvo.html]
11. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира// Держава хеттов
12. Францева Ю. П. Всемирная история : в 10 т. Т. 1 / - Москва : Госполитиздат, 1956. - 747 с.
13. Хеттская мифология, [Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E5%F2%F2%F1%EA%E0%FF_%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF#.D0.9C.D0.B8.D1.84.D1.8B_.D0.B8_.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B7.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F]
14. Хеттское царство в XVIII - XV вв. до н.э., [Электронный ресурс. Режим доступа: http://enciklopedija.narod.ru/hetti/2.html]
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 5850;