Тейшебаини и др.
Природные условия.На север от Ассирийского государства простирались гористые местности.Это Армянское нагорье, которое лежит к востоку от полуострова Малая Азия и отделено от него долиной Верхнего Ефрата. Основной хребет здесь – Армянский Тавр (Антитавр). В самом центре южной части нагорья расположено озеро Ван. Относительно низменная плодородная область примыкает к нему с востока; к северу же от среднего течения Аракса простирается Айраратская низменность с пересекающей ее рекой Разданом – притоком Аракса, вытекающим из пресноводного Севанского озера. Практически вся эта территория занята горными цепями и прорезается долинами, важнейшие из которых – долина реки Арацани и долина реки Аракс.
Государство граничит с Месопотамией, на востоке Армянское нагорье отделено горными хребтами от Южного Азербайджана, важнейшей областью которого является плодородная холмистая равнина, прилегающая с юга к озеру Урмия (Резайе).
В отличие от Месопотамии в пределах Армянского нагорья имеется мало земли для обработки. Но зато здесь много великолепных горных пастбищ, следовательно, основным занятием населения издавна было скотоводство.
Лишь с начала I тысячелетия до н.э. в связи с переходом к железным орудиям, давшим возможность более тщательной обработки почвы, земледелие играет важную роль. Усовершенствованные бронзовые, а затем и железные орудия позволили прокладывать оросительные каналы и в каменистом грунте, что обеспечило развитие земледелия в горных районах.
Население.В этих горных местностях население было этнически пестрым, хотя его основной костяк составляли урарты, относящиеся по своим языковым особенностям к хурритской группе народов.
В бронзовом веке Западный Кавказ, Колхида и восточная часть Понта были заселены в основном абхазо-черкесскими и, быть может, картвельскими племенами. На северо-западной переферии, в стране Хайаса (в бассейне Чороха), преобладало индоевропейское население. Известно, что именно оттуда пришли предки армянского народа, ассимилировавшие урартов.
Во II тысячелетии до н.э. в западных частях Армянского нагорья жили племена, которые говорили на индоевропейских языках, близких к хеттской группе. Вероятно, восточная часть Армянского нагорья, а это полоса от долины Аракса через район Ванского озера до верховьев Большого Заба, была занята племенами, называемыми впоследствии в ассирийских источниках урартами, по языку они были родственны хурритам.
Около 1200 г. до н.э., в период, который наступил сразу после падения Хеттского царства, в долину Верхнего Ефрата и вплоть до верховьев Тигра проникают племена мушков.
На восточных территориях бывшего Хаттского царства (северо-западнее Верхнего Ефрата) в это же время наряду с мушками большую роль играли племена каскейцев и др., которые, вероятно, относились к абхазо-черкесским племенам кобанско-колхидской культуры.[138]
Развитие сельского хозяйства.В Ванском царстве основными видами сельского хозяйства являлись скотоводство, преобладающее в горах и земледелие, преобладающее в долинах и низменностях. Урартам были известны мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, а с конца второго тысячелетия до н.э. и лошади, на что указывают находки бронзовых удил и более поздние погребения всадника с конём. Скотоводство в Закавказье достигло большого развития. В оставленных надписях часто упоминаются угнанные из Урарту многочисленные отары овец и табуны лошадей.
В речных долинах и прилегающих к ним плодородных районах люди занимались земледелием, которое во многом ещё сохраняло свой примитивный характер. Урарты проявляли недюжинную смекалку в изготовлении разного рода земледельческих орудий. Более полувека тому назад Леман-Хаупт обнаружил в Топрак - Кале целую груду сделанных из железа сельскохозяйственных инструментов. Среди них были трезубые вилы, железные лемехи для плугов, кирки и мотыги. Тяжелый урартский плуг с железными лемехами тянула упряжка из двух или четырех быков, которой управляли трое мужчин. Найденные на месте урартских городов и селений каменные ступки и пестики, зернотерки и жернова самых разных размеров говорят о том, что население было хорошо обеспечено хлебом. Сеяли в основном пшеницу, ячмень, кунжут, в отдельных случаях занимались выделкой кунжутного масла. Местное население выращивало алычу, яблоки, айву, вишню, гранаты, орехи, персики, арбузы. В большом количестве изготовлялись вино и пиво.
Государство уделяло особое внимание подъему и организации экономики страны, в первую очередь поливного земледелия. Город Ван и сейчас питается водой, подводимой по «Каналу Семирамиды», построенному урартскими царями. Много таких каналов, прокопанных на пустынной местности или высеченных в скале, существует поныне и орошает поля в Закавказье. В надписях урартских царей часто можно встретить сообщения о проведении каналов, устройстве водохранилищ, создании садов и виноградников. В основном сельскохозяйственная продукция находилась в складах и хранилищах городов-крепостей, возводимых по всей территории страны.
Также значительное место в экономике стали занимать царские хозяйства, создаваемые практически каждым урартским правителем. Известно о существовании «виноградника Менуа», «виноградника Сардури», больших комплексных хозяйств – «долины Менуа» и «долины Русы
Русы II».[139]
Металлургия.Древнее государство Урарту издавна считалось центром металлургии. Главным местом металлургического производства к северу от Кавказского хребта был Кобанский район. Там было обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные тонким орнаментом. Крупнейшим центром металлургии в Закавказье был Цалкинский район. Здесь было обнаружено множество металлических изделий, сделанных из меди, бронзы, серебра и золота. Все эти изделия свидетельствуют о большой специализации в области металлургии. Известны были литьё, ковка и паяние. Археологические раскопки выявили несколько металлообрабатывающих мастерских, где изготовлялись бронзовые и железные предметы. В Закавказье железо вошло в широкое употребление в середине I тысячелетия до н.э. Бронза была ярким конкурентом железа: бронзолитейное производство обеспечивалось богатством залежей меди и других компонентов бронзы. Большинство закавказских предметов VII – VI вв. до н.э. повторяют урартийские формы. Железным стало сначала оружие, а потом – орудия труда. В Тейшебаини найдены литейные формы и слитки металлов. Железных и бронзовых предметов много: орудия, предметы обстановки, посуда, утварь, различные украшения. Особенно встречается большое количество оружия – мечей, кинжалов, стрел и копий. Все они очень высокого качества. Есть оружие с надписями урартийских царей. Найдены 14 декоративных бронзовых щитов с надписями, гласящими, что они сделаны для города Эребуни. Скорее всего, Тейшебаини был более крупным центром, и с падением значения Эребуни, эти щиты были перенесены в Тейшебаини. 20 бронзовых шлемов, как и щиты, украшены художественными изображениями и помечены именами урартийских царей. Есть образы урартийской бронзовой скульптуры, например, навершие в виде конской головы и статуэтка бога Тейшебы.[140]
Города Тушпа, Тейшебаини и др.Главными административными центрами Урарту были такие города как Тушпа, Тейшебаини, Эребуни, Русахинили, Аргиштихинили.
Тушпа (современный Ван на восточном берегу одноименного озера) – столица древнего государства Урарту, вокруг которой возводились мощные каменные стены. Это была недоступная горная твердыня на вершине скалы, круто обрывающейся со всех сторон. Знаменитая Ванская скала – место резиденции урартских царей – находилась именно в Тушпе. Границы владений правителя Тушпы расширяются до озера Урмия.
Столица Урарту была перенесена из Тушпы в расположенную неподалёку крепость Русахинили в годы правления царя Русы II, а Тушпа оставалась урартским городом до самого начала VI века до н. э., когда была разрушена мидийцами.
Наиболее исследован урартийский город Тейшебаини. Его остатки найдены в черте Еревана. Раскопки города бога Тейшебы показали, что этот город являлся крупным административно-хозяйственным урартским центром в Закавказье. Напротив Тейшебаини расположен сохранившийся и действующий по сей день оросительный канал. Название города удалось узнать по клиновидной надписи на бронзовом запоре ворот: «Русы, сына Аргишти, крепость города Тейшебаини». В этом городе-крепости найдены огромные кладовые, которые вмещали в себя до 750 т зерна. На различных сосудах, найденных в крепости, встречаются одинаковые клейма, не известные нигде, кроме Тейшебаини. Судя по однотипности их форм и по специфике клейм можно сделать вывод, что их делали местные мастера. К тому времени в Урарту уже обособилось гончарное ремесло.
Также в Тейшебаини найдены конюшни. В хлевах обнаружены скелеты сгоревших животных. Это коровы, овцы, а также лошади двух пород: низкорослые рабочие и высокие военные.
Ученые выдвинули такое предположение, что Тейшебаини разрушили скифы, так как в стенах города было найдено множество вонзившихся в них скифских стрел. После разгрома этого города жизнь здесь не возобновлялась.[141]
Одним из урартских центров был город Эребуни, расположенный на высоком холме, с которого просматривается Араратская долина и дороги, ведущие к крепости. Раскопки в Ереване на холме Арин-берд обнаружили каменные блоки с надписью о постройке этого города. О существовании такого города было известно и из других источников задолго до исследования Арин-берда, но только археологические раскопки смогли выявить местоположение Эребуни. Крупных крепостей типа урартийских в этом районе тогда не было, а небольшие были. Эта территория была заселена, освоена и представляла интерес для завоевателя.
Название города Эребуни легко можно сравнить с наименованием города Еревана, потому что в языке урартов не различаются буквы «б» и «в».
Вероятно, что Эребуни был первоначальным ядром армянской столицы, входящей в число древнейших городов мира.
Раскопками открыта цитадель, укрепленная мощными стенами из сырцового кирпича на каменном цоколе, сохранившимися по высоте до 5 м. Подъем на его вершину лишь с юга допускают крутые склоны холма, где устроены два ступенчатых входа в цитадель. Высоко в стене у входа находится камень с надписью об основании города. Эта надпись относится к пятому году правления царя Аргишти, сына Менуа, то есть к 782 году до н.э. Кроме этой информации найдена 21 клиновидная надпись, которая сообщает о постройке дворца, храма, а также о назначении ряда помещений.
Стрелы скифского типа, найденные в Эребуни, более поздние, чем стрелы из соседней крепости Тейшебаини. Из этого следует, что Эребуни пережил Тейшебаини.
Крупным хозяйственным центром урартийцев был город Аргиштихинили у села Армавир. Согласно урартским летописям, город Аргиштихинили был основан в 776 г. до н. э., по личному приказу урартского царя Аргишти I на 11 году его владычества. Здесь найдены надписи, говорящие о проведении каналов, о садах и нивах, о больших табунах лошадей и стадах овец. Основное значение города было скорей административно-хозяйственным, нежели военным. Аргиштихинили контролировал экономику Араратской долины, координировал работу оросительных каналов и, быть может, регулировал распределение товаров.
Земля на территории этого города была весьма плодородной. Здесь возделывалась пшеница и многие другие злаки, росли виноградники. Для сельскохозяйственных нужд в Аргиштихинили изготавливалось множество каменных и гончарных изделий. Широко было развито кузнечное дело.
Город Русахинили являлся столицей Урарту на закате его истории. Этот город был расположен на скале Топрах-кале. Русахинили был сооружён урартским царём Русой I и впоследствии назван в его честь.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1705;