Культура Урарту. Системы письменности. Религия, пантеон. Архитектура, фортификация. Скульптура, рельеф. Художественные ремесла. Урартские традиции на Ближнем Востоке.
Культура Урарту.Так как урарты по языку были родственны хурритам, в их культуре выступает пласт, связанный с освоением культурного наследия хурритов и Хеттской державы. В урартском оформлении документов в применяемой клинописной скорописи ясно прослеживается связь с хурритско-хеттскими традициями.Культура Урартского государства развивалась на первых порах под влиянием соседней Ассирийской державы с ее ориентацией на прославление царя, царского войска, мощи и силы в любом их проявлении. Но в силу местных условий Урарту приобретало своеобразные черты, и даже в некоторых отношениях ученики превосходили своих учителей.
Рис. Ассирийский барельеф времён Салманасара III http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Urartu_Assyrian_Relief_1.jpg?uselang=ru
Стремление создать впечатление могущества, пышности и богатства свойственно придворной культуре Урарту. Сложившаяся еще на заре формирования урартской государственности, она обычно повторяет одни и те же нормы и каноны, создавая ощущение традиционности и устойчивости.
Рис. Фрагмент бронзового колчана с надписью Сардури II.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Urartu_Quiver.jpg?uselang=ru
Система письменности.Палеографически все тексты очень близки друг другу, несмотря на различия в почерках. До сих пор считалось установленным, что урартское письмо является производным от ассирийской клинописи X-IX в. до н.э. В самом деле, форма знаков и орфографические особенности урартского монументального письма и ранней новоассирийской клинописи практически совпадают. Таким образом, урартское письмо относится не только к аккадской системе клинописи, но и к ассирийскому пошибу.
Бытует мнение о том, что урартская клинопись представляла собой значительное усовершенствование и упрощение ассирийской клинописи. По мере находки новых надписей выяснялось, что урартской клинописи, так же как и ассирийской, присуща полифоничность знаков и что гетерографические написания в урартском письме применяются нисколько не реже, чем в других видах клинописи. Предпочтение то тех, то других звуковых чтений звуков или второстепенных орфографических особенностей – обычное явление в истории клинописи.
Как оказалось, урартская скоропись сильно отличается от ассирийской скорописи I тысячелетия до н.э. Ее прототипом можно смело считать письмо, близкое к поздним хурритским, поздним среднеассирийским и ранним новоассирийским почеркам, может быть, развивавшееся от одного из хурритских пошибов Северной Месопотамии II тысячелетия до н.э.[147]
Религия, пантеон.Важное место в религии урартов занимали культы божеств гор, вод и разных явлений природы. Среди урартских надписей особое значение для изучения урартской религии представляет надпись в нише скалы около Вана, так называемая «Мхер-Капуси» («Дверь Мхера»).
Рис. Урартская боевая колесница (Часть орнамента боевого бронзового шлема урартского воина эпохи Аргишти I)
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Urartu_Chariot_D.jpg?uselang=ru
В этом тексте, восходящем к концу IX в., приводится перечень имен урартских богов с указанием полагавшихся им жертв (быков, коров, овец), ярко иллюстрирующий связь официальной религии Ванского царства с его государственной структурой. В состав урартского пантеона вошли также боги завоеванных областей и городов, боги соседних народов и боги, связанные с тотемистическими и анимистическими представлениями.
Основными богами урартского пантеона были бог неба Халди и его супруга Уарубани, бог грома, бури и дождя Тейшеба, бог солнца Шивини и другие.
В надписях походы урартских царей выдавались за походы самого верховного бога Халди. Этому богу был возвигнут храм в Мусасире (Муцацире) – религиозном центре Урарту. Своими формами он напоминал греческий храм с коньковой крышей, фронтоном и портиком-коллонадой.
Также известно, что распространенным и часто встречающимся типом святилища были «ворота бога» - ниши в скалах, где, предполагали урарты, обитали божества.
Множество обрядов совершалось под открытым небом, сопровождалось обильными жертвоприношениями скота.
Во времена создания Урартского государства культы урартских божеств были упорядочены известной системой: ведущее место отводилось божествам, которые являлись покровителями царской власти и основных центров государства.
Храму в Мусасире, различным храмам города Тушпы и других важных центров, урартские цари дарили в больших количествах рабов и особенно скот из своей военной добычи. Также дарились статуи царей и их родственников, разного рода трофеи, изделия ремесла. Нет сомнений, что святилища обладали большими богатствами и потому имели в государстве значительный вес.
Архитектура, фортификация. Большинство урартских построек — это защитные сооружения.По всему обширному Армянскому нагорью разбросаны развалины урартских крепостей, немые свидетели былой мощи Ванского царства. Иногда на их стенах можно видеть клинообразные надписи, в которых рассказывается о постройке крепости и обязательно упоминается имя соорудившего ее царя. При непрочном государственном объединении, державшемся главным образом военной силой, крепости в Урарту имели исключительное значение. Как на всем древнем Востоке, урартские крупные поселения и города обносились крепостной стеной или имели сильно укрепленную цитадель, способную выдержать длительную осаду. Крепости были соответственно различного назначения: чаще всего они служили целям охраны местности и защиты населения, некоторые из них являлись административными центрами или базами для больших походов. В связи с различными назначениями тип самих крепостей и выбор места для них бывали различными.
Из числа урартских крепостей, расположенных на неприступном утесе, особенно знаменита крепость Амкуберд на берегу оз. Ван. На труднодоступной скале, господствующей над окружающей местностью, была построена и крепость у сел. Арале, а также крепость на Ванской скале, цитадель города Тушпы, крепость на Топрах-кале (выступ Зымзымдага) и Цовинарская крепость на холме, перерезающем южный берег оз. Севан, между селениями Алучалу и Цовинаром.
Крупные урартские поселения крепостного характера в оснвном занимали большую площадь, целиком или частично обнесенную стеной. Такого рода образцом является крепость Хайкаберд. Урартские крепости на окраинах Урартского государства, служившие административными центрами и местопребыванием урартских наместников с гарнизоном, обычно имели цитадель, отделенную мощной стеной от укрепленного поселения. Таковы урартские крепости Закавказья: Арлн-берд, Тейшебаини (Кармир-блур), Нор-Баязет, Цовинар. Некоторые большие крепости имели отдельные форты, вынесенные вперед, служившие часто целям охраны воды, которой пользовалось население.
Стены урартских крепостей обычно строились по прямой линии, они имели выступы, наподобие контрфорсов, и изгибы. Урартские крепости сооружались либо целиком из камня, либо из сырцового кирпича на каменном основании, что было более распространено. Стены урартских крепостей были очень мощными, толщина их обычно превышала 3 м.
Характерным образцом урартского крепостного строительства служит крепость на Ванской скале. Стены этой крепости были целиком сложены из камня, причем облицовка их состояла из больших камней, хорошо отесанных; при кладке стены тщательно соблюдался прием перевязки швов, так же как и в постройках из кирпича. Линия стены крепости на Ванской скале не была прямой, она разбивалась выступами, наподобие контрфорсов или ложных башен, без помещений внутри их.
Из урартских памятников архитектуры наиболее изученной считается цитадель города Тейшебаини. Громадная постройка занимала площадь около четырех гектаров и состояла из 120—150 помещений.
Кроме крепостей в Урарту были известны храмовые постройки, например, Мусасирский храм. Раскопки на Арин-берде и на Кармир-блуре свидетельствуют о том, что в урартской архитектуре роспись стен также имела широкое распространение.
Мастерство обработки камня в значительной степени было обусловлено жизнью урартов среди скалистых гор. Урартам постоянно приходилось врубаться в скалы, проводя в горах дороги или каналы, отвоевывая участки, пригодные для земледелия и строительства.
На Армянском нагорье почти на каждом шагу можно встретить следы изумительной работы древних каменотесов. Большие сглаженные поверхности скал, высеченные площадки, лестницы, террасы для насаждений
и гигантские ступени, достигающие иногда одного метра высоты, красноречиво свидетельствуют о том, что работа над камнем была для урартов привычной. Искусственные пещеры могли быть различного назначения, среди них есть как помещения религиозно-культового назначения (храмы), так и погребального.
Скульптура, рельеф.Урартские мастера умели изготавливать крупные бронзовые статуи. К примеру, при разграблении Мусасира ассирийцы захватили бронзовую статую урартского царя Аргишти I массой 60 талантов (около 1,8 тонны). К сожалению, до сегодняшего дня не дошло ни бронзовых изделий сравнимого размера, ни их фрагментов. Обнаруженные небольшие бронзовые статуэтки из Урарту делятся на три группы: украшения трона урартских царей, украшения медных котлов и редкие статуэтки урартских богов. Фактически все урартские статуэтки относятся к «парадному» (придворному) прикладному искусству. Из произведений урартской скульптуры особенно следует отметить металлические статуэтки с инкрустацией из резного камня. В качестве примера может служить бронзовая статуэтка крылатого льва с человеческим лицом. Также замечательны чеканные фигуры на бронзовых колчанах, шлемах и щитах, передающие военные сцены или сюжеты из жизни зверей, а иногда изображающие священные деревья.
Рельефы редко можно встретить в Урарту. Науке известен лишь один памятник этого вида искусства - на пещерном помещении около Баязета, имеющем около входа рельефные изображения. Баязетские наскальные изображения являются пока единственным памятником этого рода на территории Урарту и поэтому, несмотря на их плохую сохранность, представляют исключительный интерес.
Цветные настенные росписи, чудом сохранившиеся в развалинах урартской крепости Эребуни, представляют особый класс памятников урартского искусства. Именно в Эребуни фрески сохранились лучше, чем в развалинах других древних городов Ближнего Востока, что делает их уникальным памятником искусства Древнего Востока.
Художественные ремесла.Основным занятием урартских ремесленников являлась обработка металла. Встречается много предметов из бронзы, железа и даже из таких дорогих металлов как золото и серебро. Из произведений ювелирного искусства следует отметить высокохудожественные изображения богини на троне и стоящей перед ней женщины в молитвенной позе, выполненные по способу металлопластики на золотом медальоне.
Мелкие изделия из камня были очень распространены в Ванском царстве. Из мягкого камня изготовлялись, например, головки животных, известных по раскопкам Топрах-кале и Кармир-блура, из жировика и змеевика вырезано большое количество дошедших до нас урартских печатей, дисковидных, конических или в виде гирек, с ушком в верхней части. Нижняя их часть, а у печатей третьего типа и боковые стороны покрыты мелкими, тщательно вырезанными изображениями. Стоит еще упомянуть многочисленные бусы из полудрагоценных камней. Особенно излюбленными были шаровидные бусы из красного и розового сердолика. Их
отделка говорит о высокой технике обработки камня (сверление различными способами и полировка его).
Также в Урарту получила большое распространение керамика. Разнообразие урартской керамики достигалось не только формами и размерами, но и техникой изготовления. Встречаются грубые сосуды, вылепленные от руки и иногда очень плохо обожженные; некоторые сосуды изготовлены на свободно вращающейся подставке, без оси, и, наконец, наиболее характерная группа урартской керамики представлена высококачественными изделиями, выполненными на гончарном круге.
Урартские традиции на Ближнем Востоке.Основное влияние урартских традиций пришлось на империю Ахеминидов (Персию). Примером может послужить известная Ападана в столице персов Персеполе, которая строилась под влиянием урартской архитектуры. Искусство урартов тоже служило характерным образцом для империи Ахеминидов. Существует гипотеза, что система письменности персов также хранит урартское наследие.
Также возможно влияние урартской архитектуры и отдельных элементов урартского искусства, например, бронзовых котлов, на архитектуру и искусство Греции, а также влияние культуры Урарту на скифскую культуру.
Отмечается влияние культуры и урартской государственности на народы Закавказья, в частности на армянские государства. С точки зрения грузинских исследователей, это влияние в некоторой степени прослеживается и на первые грузинские государственные образования и народы, некогда населявшие территорию современного Азербайджана. Древнеармянское государство, Колхида, Иберия и Албания характеризуют развитие рабовладельческого общества Закавказья в послеурартскую эпоху.
Таким образом, Урарту являлось весьма могущественной державой. Его мощь заметна повсюду: и в военном деле – частые победы в войнах, и в постройках городов-крепостей, таких каких Тейшебаини, Эребуни, Тушпа, и в культуре – это многообразие ремесел и прочего рода искусств. Возможно, это всё заслуга урартских царей, которые своим жестким режимом добивались высокого развития своей страны. Именно Урарту прозвали «сердцем металлургии». Потому как здесь делались великолепные изделия из различного рода камней. Как и в иных государствах того времени, в Урартском государстве существовала языческая религия со своим пантеоном богов.
А как же не вспомнить развитие сельского хозяйства в этом государстве? Земледелие – множество садов и виноградников, выращивание злачной культуры и многое другое. Скотоводство – постройки конюшен, различных «ферм» с выводом крупнорогатого скота, свиней и так далее. В Урарту была очень сильно развита ирригационная система – это множество каналов, устройство крупных водохранилищ.
Племена кочевников всё-таки смогли сломить это крупное государство, только благодаря своей иной тактике осаждения. К тому же, к этому времени ослабевает центральная власть в Урартской державе. Но всё же, Урарту оказало огромное влияние на развитие близ лежащих государств, образуя новые.
Примерные тесты по теме:
Тест по теме: «Древнее государство Урарту»
1. В каком году Сэйсом была предпринята первая сводка урартских надписей?
А. 1880
Б. 1882
В. 1885
Г. 1887
2. Кто из советских ученых работал на территории центральной части Урарту, в районе оз. Ван?
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 5324;