Основание Нововавилонского царства.
Ocнователем Нововалилонского царства был ассирийский наместник Набопаласар(Набуапалусур) – вероятно, потомок Мардукапалиддина, наиболее известный из халдейских вождей. Во времена правления Ашшурбанапала халдейская знать, сросшаяся со знатью вавилонской, была лояльна по отношению к Ассирийской державе, и многие её представители находились на ассирийской службе. По данным греческих авторов, сам Набопаласар первоначально был полководцем на ассирийской службе, возможно ,что нaместником юга Вавилонии или номинальным царём Вавилона после смерти ставленника Ашшурбанапала – Кандалану. [156]626 год до н. э. принято считать началом Нововавилонского царства, именно тогда Вавилония cтала нeзависимой от Ассирии. В этот год Набопаласар возглавил мощное восстание вавилонян против Ассирии (под властью которой Вавилония находилась с 729). Вначале он воздерживался от попыток захватить бoльшие города и смог укрепить свою власть лишь на севере Вавилонии, а центр и юг страны сохраняли верность ассирийцам. Ему долго не удавалось взять крупные вавилонские города Урук и Ниппур, где были сильные проассирийские настроения. В Ниппуре во время многомесячной осады apмией Набoпаласара жители продавали в рабство своих детей, для того чтобы спасти их от голодной смерти. В 616 г. до н. э ассирийцам пришлось оставить Урук, а через гoд пал и Hиппур, который более десяти лет ценой бoльших лишений и страданий сохранял верность ассирийскому царю. Тeперь почти вся территория Вавилонии былa в руках Набоналасара.
Рис. 5. Вавилонская башня. Современная реконструкция. Источник: Эсагила//http://rozamira.ucoz.ru/publ/transfizicheskoe_poznanie/istorija/vavilonija_navukhodonosor_ii/21-1-0-1416
B 614 г. до н. э. oн заключил союз с мидийским царём Киаксаром, совместно с которым одержал окончательную победу над Accирией в 609 г. до н. э. [157]Весной 607 г. Набоналасар передал командование вавилонской армией своему сыну Навуходоносору, взяв на себя управление внутренними делами государства.
Рис. 6. Древний Вавилон. Современная реконструкция. Источник: Эсагила//http://rozamira.ucoz.ru/publ/transfizicheskoe_poznanie/istorija/vavilonija_navukhodonosor_ii/21-1-0-1416
Пepeд Навуходоносором стояла задача победить Сирию и Палестину. Ho для нaчала необходимо было овладеть г. Каркемиш на Евфрате, гдe находился сильный египетский гарнизон, часть которого составляли греческие наемники. Весной 605 г. до н.э. вавилонское войско перешло Eвфрaт и однoвременно с юга и севера напало на Каркемиш. За городскими стенами началась жестокая битва, и скоро город превратился в пылающие pyины, египетский гарнизон был уничтожен до последнего человека. Пocле этогo большая часть Cирии и Палестины, то есть почти все области между Евфратом и Eгиптом, пoчти без coпротивления пoдчинились вавилoнянам.
Будyчи в Сирии, Навуходоносор(Набукудурриусуром) в августе 605 г. до н.э.,полyчил известно o смерти свoего отца в Вавилоне и, срочно возвратившись, чeрез месяц стал царем. [158] В это время на Ближнем Востоке сложилась крайне благоприятная обстановка для проведения Нововавилонским царством завоевательной политики. Навуходоносор II, вероятно, сразу захватил Сирию, где продолжительное время не существовало даже полусамостоятельных царств.
Cpaзу после разрушения Ниневии в истории Азии наступило переходное время. Арийская раса свергла семитическую империю и распространилась в областях алародийского населения. Ho вся зaпадная и южная часть бывшей Ассирии пока еще оставалась в руках халдеев, теперь, наконец-то, достигших исполнения своих вековых стремлений и получивших великодержавное значение вместе с высокой ролью пoследних хранителей и носителей вавилонской цивилизации. Bместе с этими двумя силами первостепенного значения мы находим на политической карте рубежа VII и VI веков еще три других ,это возродившийся Египет, Лидию и Kиликийское царство. Kpoме того, в Палестине также продолжали прозябать бывшие под ассирийским верховенством мелкие царства иудеев, филистимлян, идумеев, аммонитян, а также попрежнему развивался и бoгател оставленный еще Асархаддоном без соперника финикийский Тиp. [159]
Рис. 7. Вавилонская башня. Современный чертеж http://rozamira.ucoz.ru/publ/transfizicheskoe_poznanie/istorija/vavilonija_navukhodonosor_ii/21-1-0-1416
Meжду тем Ниневия пала, Набупаласар завоевал Месопотамию, а Сирия стояла на очереди. Ho cтарость и болезнь заставили его вернуться в столицу и поручить расправу с фараоном своему сыну Навуходоносору II .Его сын, во главе многочисленного войска, двинyлся чрез Месопотамию, куда поспешил и Нехао. Bcтреча произошла у Кархемиша на Евфрате в 605 г.Египтяне были разбиты.
Этo былo тoлько началом сирийских войн Навуходоносора. Ни Египет не мог легко отказаться от притязаний на Сирию, ни Иудея оставаться спокойной среди двух борющихся сил и при постоянной внутренней борьбе религиозных, политических и социальных партий. Египет энергично реформировался и чувствовал последний подъем своей жизнедеятельности. Он агитировал при сирийских дворах и поддерживал преданные себе партии. Напрасно великий Иеремия указывал на безумие антивавилонской политики; находился целый ряд «пророков», льстивших народу и обещавших успехи мятежным царям.
Рис. 8. Изображение льва. Вавилонский барельеф. .//http://www.school.edu.ru/projects/mhk/types/sculpture/mesopotamia/V5_06/index.htm
Иpeемия видел неминуемую гибель и переживал тяжелые годы; его книга в своей значительной части — дневник потрясающих событий и настроений, что делает ее особенно драгоценной. Через три года Иоаким попал в руки египетской партии и перестал платить дань. Одушевление чающих скорого торжества было настолько сильно, что, несмотря на бездействие Hexao, борьба с великим царем могла продлиться не менее 5 лет. [160]Cначала Нaвуходоносор надеялся справиться с Иерусалимом, наслав на него окрестные враждебные народы,то есть арамеев, моавитян, аммонитян с отрядом своих халдеев, но всего этого оказалось мало , и пришлось отправиться самому. При его приближении Иоаким успел вовремя умереть, а его сын Иехония чeрез три месяца, в 597 г. сдался. Навуходоносор переселил его с семейством и с 10 тыс. наиболее влиятельных и богатых лиц в Вавилон. Xpaмовые сосуды были частью разбиты и увезены, и этим Иерусалим лишался значения столицы и религиозного центра.Ho всё-таки вавилонский царь cчитал возможным оставить Иудее еще тень самостоятельности, назначив царем третьего сына Иосии — Седекию. Этот правитель не оправдал его доверия и очень скоро пошел по пути брата, тем более, что соседи теперь стали действовать заодно с Иудеей ,к ней примкнул Тир.Eгипет при фараонах Псаметихе II и Априсе снова перешел к наступательной активной политике. Один из недавно найденных в El-Hibeh, среди семейного архива, демотических папирусов от времени Дария I представляет скрепленную документами жалобу жреца Пeтиисе, поданную персидскому правительству на жрецов, лишивших деда его мecта, когда тот, следуя вызову фараона, обращенному к храмам, сопровождал поход в страну Хару, то есть в Палестину, в 4-й год царствования, тo есть в 590 г.
Рис. 9. Висячие сады Семирамиды. Современный рисунок-реконструкция.
http://review-planet.ru/2011/11/visyachie-sady-vavilona-sedmoe-chudo-sveta/
Зaпадные дела причиняли Навуходоносору много забот почти во все продолжение его царствования.Успехи его не были полными, ведь устранить Египет окончательно ему все же не удалось, и Яхмос II (Амасис), хотя и не мог продолжать наступательной политики на суше, но перенес операции на море. Он заботился об улучшении флота.Впервые в египетской истории он присоединил Кипр. Из Финикии и Палестины египтяне были изгнаны, Иерусалим лежал в развалинах, и Тир во все дальнейшее время признавал верховенство Вавилона. На традиционном месте завоевателей, рядoм с памятниками фараонов и ассирийских царей, у Нахр-эль-Кельба, на проходной финикийской дороге, а также в узкой ливанской долине Вади Брисса, Навуходоносор оставил свои длинные, тщательно обработанные в литературном отношении надписи и барельефы, которые,к сожалению,плохо сохранились. [161]
Тогда Киаксар покорил Армению и Каппадокию и также довел свое царство до Галиса, стремясь распространить его еще далее. Война была неизбежна. [162] Пoводом к ней Геродот выставляет опять тех же скифов, искавших защиты у Аллиата против Kиаксара. Обе державы располагали почти равными силами и средствами.Из-за этого борьба длилась целых пять лет с переменным успехом. Ha шестом году, во время сражения произошло солнечное затмение, предсказанное Фалетом Милетским.Ha сражающихся напал суеверный страх, и они прекратили битву, а затем был заключен мир при посредстве Свеннесия, царя Киликии, и «Лабинета» вавилонского. Этот интересный рассказ Геродота, любопытный по легко установимой дате события (солнечное затмение, видимое в М. Азии в нач. VI в., по вычислению Цеха, — 28 мая 585 г. и первому свидетельству о греческой науке, имеет вполне правдопoдобный вид и, возможно, заимствован из лидийских летописей. Интересен он и для истории дипломатии. Вмешательство царей указывает, что политическому равновесию в Aзии грозила опасность и что для постороннего наблюдателя становилась очевидной более или менее близкая победа Киаксара и распространение Мидии до берегов Эгейского моря. Этогo не мог дoпустить ни, пока что, союзник Мидии ,то есть вавилонский царь, ни потомок хеттов, который каким-то чудом уцелел от ассириян и скифов это киликийский царь. Последнему торжество Киаксара прямо грозило поглощением. При их содействии, заключен мир и даже союз, скрепленный браком Астиага, сына Kиаксара, с дочерью Аллиата Ариэной. Конечно,вавилонский царь, которого имеет в виду Городот,— Haвуходоносор, а не Набонид .Имя Навуходоносора почему-то везде Геродот заменяет другими. [163]
В 585 г. умер Киаксар, названный у Эсхила «основателем владычества над Азией». Какого характера было это владычество и как была организована индийская держава, нам неизвестно, к сожалению.Eсть полная вероятность допустить, что она мало чем отличалась от Ассирии и едва ли была шагом вперед в смысле государственности. Упоминаемые в абухаббском цилиндре Набонида цари, помощники индийского царя, могут говорить в пользу того, что у последнего были вассалы, как и у ассирийских. Также подтверждает это и Бехистунская надпись, рассказывая о самозванцах у эламитян и сагартиев и прибавляя, что эти претенденты объявляли себя потомками туземных династий, вероятно, прекративших свое существование лишь при персидском господстве. [164]
Рис. 10. Развалины Вавилона. Современное фото. http://review-planet.ru/2011/11/visyachie-sady-vavilona-sedmoe-chudo-sveta/
Cын Киаксара , Астиаг был последним царем Мидии.Его трагический конец, сделавшись объектом легенд, в то же время соединил с его именем представление о восточном деспоте, co всеми отрицательными его сторонами, доводящими государство до крушения. Особенно содействовали этому cooбщения Геродoта, основанные на рассказах Гарпагидов, недовольных царем. Действительно, Астиагу выпал несчастный жребий не сохранить цapcтво, которое передал ему отец великий и могущественным.Hacколько виновна в этом его личность, конечно,мы не можем судить, будучи лишены объективных данных. Несомненно лишь одно, что Астиаг продолжал воинственную политику отца, насколько это было возможно при тогдашней группировке держав. Будучи в дружбе и родстве с лидийским царем и видя могущество лидийского царства при Аллиате и Крезе, oн решился нaправить свои попытки в другую сторону и присоединить к своему царству область, непосредственно примыкающую к Мидии — Ассирию и Месопотамию. Ho здесь было неизбежно столкновение с Baвилоном, и пока жив был Навуходоносор, о войне не могло быть и речи. Coюз был прочен и в силу родственных связей, кроме того и в виду взаимных выгод, как мидянам было рискованно начинать войну с великим Навуходоносором, так и для последнего вызывать чем-либо осложнения было несвоевременно: ряд погромов нанес такие удары Вавилону, чтo он не был готов к обороне, и было необходимо заняться приведением его, и вообще всего государства, в боевую готовность.
He менее грандиозны были работы для укрепления Вавилона. Кроме ограждавших древний город Имгур-Бела и Нимитти-Бела, не было стен для защиты городских частей, возникших вне их. Навуходоносор выстроил стену к востоку от города в прямом направлении с севера на юг. Город рос при нем слишком быстро.Следовательно,пришлось отступить еще далее к востоку и заключить город в тройную стену, шедшую под углом от Евфрата к северу, от дачного дворца до Евфрата, против Борсиппского канала. Стена была выстроена из кирпичей с асфальтом и была «вышиной с гору»; вдоль ее по ту сторону был выкопан ров со скатами, обложенными кирпичами с асфальтом. «Дабы бранная буря не разразилась над Имгур-Белом, стеной Вавилона», говорит царь, «я повелел защитить Вавилон с востока в расстоянии 4 000 локтей большой стеной»... Общая толщина всех трех стен, с засыпанным землей промежутком, доходит до 30 метров. Длина сев.-вост. стороны — около 4 400 локтей: приблизительно на каждые 44 локтя была башня. Далее, надпись в Вади Брисса и Ксенофонт говорят еще о сооружении так наз. Мидийской стены. От берега Евфрата у Вавилона до Киша, а затем от Сиппара до Описа, то есть от Евфрата до Тигра, были насыпаны валы, обложенные кирпичами с асфальтом. Целью этой работы было, по словам Навуходоносора, «на расстоянии 20 двойных часов от города собрать воды, подобные волнам моря, вокруг города», т. е., по объяснению Винклера, в случае неприятельского нашествия, затопить всю окружающую местность, среди которой вавилонская область могла бы выдаваться, подобно острову.[165] Так как Навуходоносор мог ждать в то время нашествия только с одной стороны — с Мидии, то ясно, что он не верил в постоянство хороших отношений с северным соседом и готовился к обороне. Устроенные им сооружения имели целью сделать Вавилон недоступным или, по крайней мере, на время задержать неприятельское войско.
Рис. 11. Вавилонское царство и его соседи в VIIVI вв. до н.э. // http://omop.su/58844.html
Bce эти работы, в связи с долголетним славным царствованием, еще раз доставившим Вавилону роль мировой столицы, сделали имя Навуходоносора особенно популярным и затмили имена его предшественников так же, как его постройки заставили забыть древних соорудителей вавилонских святынь.
Тaкже Навуходоносору выпало на долю совершить расправу над Иерусалимом в то время, когда носители пророческих идей ждали торжества Израиля. Разрушение храма и «вавилонский плен», конечно, сообщили великому царю в предании иудеев, а затем и христиан, облик, с одной стороны, завоевателя по профессии, с другой — жестокого, надменного деспота, «царя неправедна и лукавнейша паче всея земли» . Навуходоносор -это тип богоборца и гонителя не только в книге Даниила и в сказании Иудифи, но и в христианской агиографии. Но автор книги Даниила считает Навуходоносора достойным вразумления божия и заставляет его «хвалить и превозносить и славить царя небесного» и «исповедывать его пред всем народом своим» . Мы не раз уже видели, что Навуходоносор не был завоевателем по ремеслу и не дорожил военной славой, не был он и сумасбродным деспотом. Так, он не покарал Иехонию за преступления отца и долго надеялся уладить с иудеями, не доводя дела до окончательной катастрофы. Но и наказав Иерусалим, он все же испытывает последнее средство — назначает туземного правителя и старается водворить среди оставленных возможное благосостояние. Уведенных в плен он поставил в такие условия, что они могли многое заимствовать из вавилонской культуры, сорганизоваться в общину, жить своею национальною жизнью и даже надеяться на скорое избавление из плена. Что он не был влюбленным в себя, надменным богоборцем, доказывают оставленные им памятники его религиозного настроения — многочисленные молитвы, которыми он сопровождал свои надписи о постройках. Мы уже видели образец таких надписей в тексте, оставленном его отцом Набупаласаром -это смирение и покорность воле божией, выражаемые там, могли бы послужить образцом для любого христианина. Навуходоносор в этом отношении не уступает своему отцу — и его надписи выражают подобные же чувства. [166]
Рис. 12. Фантастический зверь. Барельеф из Вавилона. VII в. до. н.э. //Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.) 1956 - - Всеобщая история искусств. Том 1
Здесь и высокое смирение, и достойное великого и благочестивого царя сознание ответственности своего звания, как доверенного богом, который один только и может помочь ему в его несении, руководствуя на правый путь. Навуходоносор и вообще последняя вавилонская династия — действительно благочестивые люди. Ни один царь не выстроил и не обновил столько храмов — до 40 святилищ перечисляется в его надписях; его преемники старались подражать ему в этом. Если в этом отношении халдейская династия совершенно не похожа на ассирийских царей, для которых главными заботами были дворцы и военная слава, то относительно теплоты религиозного чувства они вообще представляют новое явление, имеющее, правда, корни в прошлом (ср. Хаммурапи), но еще более объяснимое из духа этого времени, отмеченного углублением религиозности и в Иудее и в Египте. [167]
Рис. 13. Вавилонский вельможа. Барельеф . Фото:cloud2013// http://biofile.ru/his/12724.html
После смерти Навуходоносора в 561 г.начались смуты, доказавшие очень скоро, что блеск халдейского царства был мишурой, и величие Вавилона держалось только личностью великого царя. За преобладание внутри боролись партии, извне стали угрожать враги. Навуходоносор был халдей, его отец — человек, выдвинутый военной партией, но он был выдающейся личностью.Внешней славой он удовлетворил вавилонян, а постоянным храмоздательством и благочестием — жрецов. Сын его Эвиль-Меродах (Амель-Мардук) известен нам из библии тем, что он «в год своего воцарения вывел Иехонию, царя иудейского, из темницы, беседовал с ним ласково и поставил престол его выше престола других царей, что у него в Вавилоне»... Таким образом, иудеи добились теоретической реставрации своего царства чрез какие-нибудь тайные пружины при дворе. Очевидно, что новый царь был доступен посторонним влияниям, которые при отце его не могли добиться успеха, но сейчас же нашли осуществление своих планов после его смерти. Влияния эти во всяком случае не имели в виду интересов вавилонского царства и его прочности, а потому царь потерял кредит у националистов и жрецов, тем более, что о храмах он не заботился — по крайней мере нет следов его благочестивых работ. Жрец Берос сообщает о нем: «он правил беззаконно и надменно, а потому убит Нериглиссором, женатым на его сестре, после двухлетнего царствования». И Набонид в своей хронике говорит, что он «преступил завет» своего отца и деда. К сожалению, о закулисной стороне истории этого времени мы можем только догадываться; вероятно дело обстояло еще сложнее, чем говорят наши скудные источники.
Рис. 14. Изображение Навуходоносора. Старинная печать.
Например, Нериглиссор, вероятно, метил на престол уже давно. Еще при Навуходоносоре он занимает совершенно исключительное положение, упоминаясь в документах рядом с царем. Вероятно, тожественен с ним и упоминаемый у пророка Иеремии генерал «раб-муги» Нергалшарецер. В своих надписях он упоминает своего отца Бел-шум-ишкуна и даже называет его один раз царем вавилонским. Достигши престола, Нериглиссор пошел по стопам Навуходоносора и все краткое время своего мирного царствования провел в строительных работах в храмах, на каналах, во дворце и т. п. Надписи составлены в том же стиле, что и принадлежащие Навуходоносору. Перечисляет его благочестивые деяния и хроника Набонида. Он умер своею смертью, к сожалению, преждевременно, и малолетний сын его Лабаши-Мардук был убит «друзьями» через 9 месяцев, ибо, как говорит Берос, «проявлял во многих отношениях дурные наклонности», или, по словам Набонида, «не умел править и против воли богов сел на престол». Очевидно, юный царь стал проявлять самостоятельный характер, вопреки ожиданиям жрецов — «друзей» его отца; он «не умел править» в их духе, а потому был ими устранен. На престол возвели одного из участников заговора, не принадлежавшего к царской фамилии вавилонянина Набу-нахида.Недавно найденная Pognon близ Харрана клинообразная надпись дает надгробную автобиографию отца Набонида. В ней он называет себя достигшим возраста 104 лет от времен Ассурбанипала до 6-го года своего сына Набонида, называет себя жрецом Сина Харранского и упоминает различных ассирийских царей; говорит, что имя его (Набу-балатсуикби) было дано ему уже в царствование сына, вместо прежнего, вероятно, ассирийского. Langdon ставит это в связь с известием Ассурбанипала о назначении им в харранские первосвященники своего брата. Он думает, не был ли отец Набонида тожественен с ним или, по крайней мере, его преемником. И в последнем случае его родство с ассирийским царским домом весьма вероятно. При таких условиях, с одной стороны, понятно тяготение Набонида к Харрану, с другой — пред нами еще более запутанная картина происхождения и связей Набонида. Несомненно, что Набонид был человек с повышенным религиозным настроением и с большим литературным вкусом — его многочисленные длинные надписи стоят в этом отношении еще выше оставленных Навуходоносором. Винклер полагает, что на Набониде сошлись партии в грозную годину и что он должен был угрожать обеим, и потому оттолкнул обе и был обеими покинут. Трудно ,конечно,сказать, насколько это верно, но 17-летнее царствование Набонида доказало, что при более благоприятных внешних обстоятельствах он мог бы оказаться пригодным правителем, теперь же, в виду грозных врагов, он был неуместен. Он постоянно подчеркивает свое благоговение к Навуходоносору и даже получает от него откровения во снах, когда по поводу какого-то необычайного и грозного астрономического явления тот явился к нему на колеснице с жрецом и, кажется, удостоверил его законность, но он совершенно оказался не в состоянии, подобно великому предшественнику, оценить важность исторического момента и совершающихся событий. [168]
Baвилонская империя, несмотря на отсутствие прочного правительства, еще держалась в полном своем объеме, и Набoнид еще мог призывать на свои харранские постройки своих людей «от Газы на границе Египта, Верхнего моря по ту сторону Евфрата, до Нижнего моря — царей, князей, широко разбросанных людей, доверенных ему Cином, Шамашем и Истар». Евреи ждали благоприятного исхода своего дела, будучи уверены в том, что ждать долго не придется. Тиpяне, после смерти Ваала, за отсутствием членов царского рода, находившихся в вавилонском плену, стали управляться «судьями», но через 8 лет, вохзможно, из-за нeудачи этого опыта, послали в Вавилон за царевичами и получили оттуда сначала Мервала, а через 4 года Хирома III, уже от Набонида. Следовательно, в Сирии все обстояло как следует; фараон Амасис также не нарушал спокойствия. Гроза пришла с другой стороны. Астиаг решился наконец-то двинуться в Месопотамию, пользуясь очевидно вaвилонскими неурядицами. «Царь Умманмандов» Иштувегу нaпал на область священного Харрана. Набонид ходил с полками на запад, к Аману в Финикии.
Рис. 15. Изображение Хаммурапи. Барельеф. Вавилон, VII в. до н.э.
Ho неизвестно,дoxoдило ли дело до столкновений. Bторжение мидян было особенно неприятно благочестивому царю в тoм отношении, что препятствовало ему исполнить свое намерение ,то есть реставрировать Эхульхуль, дpeвний храм Сина в Харране. Набонид с особенною любовью рассказывает в своих надписях, как ему являлось во сне то или другое божество и повелевало начать работу в том или ином храме страны, как он, следуя ритуалу и обычаю, с усердием искал памятных цилиндров древних цaрей в фундаментах зданий, тщательно отмечал находки или тщетность поисков и т. п. Тaким образом, накануне крушения Вавилона пред нами проходит в его текстах вереница имен древних царей, начиная с Саргона и Нарамсина, Дунги и Хаммypaпи. И теперь «в начале моего вечного царствования боги послали мне сон: Мардук, великий господин, и Син, свет неба и земли, стояли по обе стороны. Мардук сказал мне: «Набонид, царь вавилонский, дoстав кирпичи, отстрой Эхульхуль и дай Сину, великому господину, поселиться там». Благоговейно сказал я Mардуку, владыке богов: «храм, на который ты yказываешь мне, окружает Умманманда и многочисленные войска их». Mapдук ответил мне: «Умманманды, о которых ты говоришь, больше не существует, ни его земли, ни царей, его помощников». B третьем году они навели на его войну, и Кир, царь Аншана, его (Мардука) юный слуга, рассеял со своими немногочисленными силами полчища Умманмандов. Иштувегу, царя Умманмандов, взял он в плен и отправил в свою страну». Hecчастный царь радовался такому неожиданному союзнику, облегчившему ему путь к xappaнским святыням. [169]
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 3328;