ТЕМА 11. ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО УРАРТУ
(автор – Колесова Л.С.)
В начале XIX века современная наука открыла для себя государство Урарту. Учёные обратили свое внимание на повествование средневекового армянского историка Моисея Хоренского об участии ассирийской царицы Шамирам (Семирамиды) в постройке города на берегу озера Ван. Французское азиатское общество направило в район Вана в 1827 году первого исследователя - молодого учёного Шульца. В 1829 году он был убит курдскими бандитами, однако же, материалы его работы к 1840 году попали во Францию и были опубликованы. Ранее европейские исследователи принимали развалины вблизи Вана и урартские надписи за следы ассирийской культуры, а Урарту оставалось "забытым царством" с V века до н.э, но Шульц, обнаружив клинописные надписи, впервые дал описание Ванской скалы, древнейшей резиденции урартских царей в столице Урарту Тушпе. [134]
Рис. 1. Археология Урарту По материалам: Мартынов А.И. Археология: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. / А.И. Мартынов. – М.: Высш. шк., 2000. – 439 с.
Изучение государства Урарту актуально на сегодняшний день, потому что Урартское государство в течение IX – VIII вв. до н.э. достигло крупных успехов, но всё равно не поднялось выше военно-политического объединения разнородных этнических элементов. Именно поэтому политический кризис, охвативший Переднюю Азию на грани VII и VI вв. до н.э., который смел Ассирию из истории, оказался гибельным и для ослабевшего Урартского государства. Своим существованием Урартское государство подготовило почву для возникновения нового армянского государства, сложившегося на иной, уже монолитной базе, на базе этнической общности.
Источники. Памятники материальной культуры. Урартские надписи. Хозяйственные документы. Ассирийские источники по истории Урарту. Достижение отечественных археологов и историков в изучении Урарту.
Источники. В истории изучения Ваннского царства (Урарту) важную роль играют письменные источники. Они представляют собой либо летописи, в которых повествуются годы деятельности урартских царей, либо строительные надписи. Разнообразие письменных материалов содержится в ассирийских, вавилонских и хеттских источниках, описывающих внешнюю политику и военные походы этих государств, в частности в район Закавказья. Также кроме письменных источников, встречаются и материальные памятники Урарту. Огромный материал дают раскопки очень важных урартских центров, таких как Кармир-блур (Тейшебаини), Аргиштихинили и Эребуни.[135]
Памятники материальной культуры. В связи с недостаточной археологической изученностью Урарту памятники материальной культуры не стали еще полноценным историческими источниками. Памятники последнего периода урартской историй - исключение. Да и этот материал
из раскопок на Топрах-кале, произведенных германской экспедицией в 1893—1899 гг., был обработан лишь формально: находки были разобраны не полностью и изданы частично. Наиболее хорошо изучены урартские крепости, так как на них уже давно обратили внимание исследователи.
В 1828 – 1829 гг. урартские памятники были уже известны, но только к концу XIX в. успехи лингвистики позволили произвести их точную дешифровку. С 30-х годов исследуются археологические памятники древних государств, находящихся на территории Закавказья. На территории Турции и Ирана в последнее время проводятся раскопки урартских памятников. Огромный вклад в изучении памятников принадлежит отечественной науке.
Рис. 2. Закавказье в I тысячелетии до н.э. По материалам: Мартынов А.И. Археология: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. / А.И. Мартынов. – М.: Высш. шк., 2000. – 439 с.
Урартские надписи. Самыми ранними текстами, дошедшими до нас на урартском языке, являются тексты, относящиеся к концу IX в. до н.э., а самыми поздними – к началу VI в. до н.э. Урартские надписи в основном делались на камне, то есть высекались на строительных камнях, на каменных стелах, на скалах, а также на базах колонн. Имеются надписи и на других материалах, таких как глиняные таблички, предметы бронзы и т.д. Надписи крайне однообразны, большинство из них это краткие сообщения о победах во время походов, однако встречаются пространные сведения о военной добыче (летописи Аргишти и его сына Сардури). Но все они дают только лишь описание внешних событий.
Немало надписей посвящено сообщениям о строительных работах (постройка городов, дворцов, крепостей, храмов, сооружение ирригационной системы, разведение садов и виноградников). Наименьшая часть отражает надписи культового и религиозного характера (перечни жертвоприношений, обращение к богам).
Также представлены и короткие, однострочные надписи, но наряду с ними существовали пространные тексты. Таким образом, часть летописи Сардури II (на стеле и стене ниши) содержит 295 строк, а Хорхорская летопись Аргишти I, высеченная на Ванской скале содержит 378 строк.
К сожалению, полноценное использование урартских клинописных текстов сильно затрудняет недостаточная изученность урартского языка.
В 1882 году Сэйсом была предпринята первая сводка урартских надписей, опубликовавшая 57 известных в его время урартских надписей в транскрипции с переводом, теперь уже совершенно устаревшим.
Большой вклад в работу по собиранию урартских надписей, их копированию и эстампированию внес Леман-Гаупт, предпринявший в 1928 году издание 193 урартских надписей.
В области изучения урартских надписей работали Фридрих и Г.А. Меликишвили.
Эти четыре указанных труда - важнейшие издания урартских текстов,
выполненные на различных этапах развития науки.
Особое место среди памятников урартской письменности занимают глиняные таблички с клинописью, например, документы хозяйственных архивов, освещающие вопросы экономической жизни Урартского государства. При археологических исследованиях центральной части Ванского царства были найдены две целые таблички и четыре обломка. Раскопки Кармир-блура дали уже шесть табличек и шесть обломков. На Кармир-блуре была обнаружена булла, с помощью которой запечатывали свиток папируса. В Урарту, возможно, существовали документы и на папирусе, выполненные арамейским письмом.
Хозяйственные документы. Существует много данных, свидетельствующих о централизованном хозяйстве в городе Тейшебаини. Об этом говорит хозяйственный архив, из которого известны лишь шесть документов и пять обломков глиняных табличек с клинописными текстами.
Пять документов представляют собой распоряжения от имени царя или вельмож. Они снабжены печатями - в одном случае царя Сардури, сына Русы, во втором — Русы, сына Русы, по-видимому, царевича, и в третьем — должностного лица. В этих документах содержатся сведения о распоряжении об отправке ремесленников, лошади с фуражом и шести быков, а также о переделе земли, о сборах дани и якобы о возврате рабыни.
Только одна табличка письма, без печати и с ошибками в написании знаков, непосредственно относится к архиву самой цитадели города Тейшебаини. Она представляет собой расписку об отправке или приеме шерсти и шкур. По раскопкам Кармир-блура возможно судить об организации хранения в кладовых. Так, кладовые для зерна и вина запечатывались печатями двух ответственных лиц. В дверных проемах двух кладовых найдены комки глины, замешанной на битуме, что придавало ей пластичность. Ею запечатывались узлы веревок, которые скрепляли двери.
Кроме печатей хранения, принадлежавших должностным лицам государственного хозяйства, также существовали печати и индивидуальные, находимые в большом количестве.
В центральной части Урарту также находился хозяйственный архив. При раскопках на Топрах-кале были обнаружены четыре обломка и две целые глиняные таблички. На одной из них размещалось 28 строк текста с перечислением быков, коров и овец, а также пяти слонов. Другая табличка содержала перечень людей разных профессий. Эти люди, скорее всего, участвовали в постройке упомянутого в тексте города Русахинили. На обломках других табличек есть счетные записи, причем на одной из них цифры размещены в графах.[136]
Ассирийские источники по истории Урарту.Основным ориентирующим источником изучения древнего государства Урарту служат в настоящее время ассирийские письменные памятники. Благодаря им, возможно датировать известные урартские материалы и правильно понимать значение Урарту в истории Передней Азии X—VI вв.
Об Урарту XIII—IX вв. известно исключительно по кратким сведениям ассирийских текстов, в которых описываются походы ассирийцев на север. Основные подробные сведения о Ванском царстве IX в. относятся ко времени правления Салманасара III.
Тексты о походах в район оз. Ван дополняются изображениями, относящимися к этим походам, помещенными на бронзовых обивках дворцовых или храмовых ворот, найденных на Балаватском холме (около Ниневии). На этих обивках можно встретить самые ранние из известных на сегодняшний день изображений урартов.
От последней четверти VIII в. дошел ряд разнообразных ассирийских памятников. Кроме летописей Саргона, в которых содержится много сведений о походах против Урарту, с 1912 г. стал известен текст большой Луврской таблички, содержащей красочное и детальное описание (в форме реляции богу) похода Саргона, предпринятого им против Урарту в 714 г. На рельефах дворца Саргона (Хорсабад), а возможно, и на поливных изразцах из Ашура, сохранились изображения, относящиеся именно к этому походу. Наконец, среди табличек Куюнджикского архива оказались письма, в которых ассирийскому царю сообщалось о событиях в соседних странах. В ряде писем, главным образом времени Саргона, найдены сведения о событиях в Урарту: о передвижении войск, мятеже наместников и о восстании на урартских окраинах.
Только два эпизода урартской истории (походы Салманасара III и Саргона) хорошо иллюстрируются памятниками. В основной массе ассирийские источники содержат практически исключительно сведения о внешних событиях. По ним можно изучать политическую историю Ванского царства и в очень малой степени судить о его культуре.
Отрывочные сведения об Урарту дают также вавилонские хроники, относящиеся к событиям конца VII в. Упоминание имени урартского царя Сардури II в связи с Кархемишем имеется также в хеттских иероглифических текстах, явившихся неожиданным источником для изучения Ванского царства. [137]
Достижения отечественных археологов и историков в изучении Урарту.Ведущее место в изучении Урарту принадлежит отечественным ученым. Урартский язык и надписи изучались совершенно обособленно от памятников материальной культуры, однако все же в этой работе были достигнуты значительные результаты. Среди трудов, посвященных урартской клинописи, видное место занимают работы наших отечественных ученых: М. В. Никольского, Н. Я. Марра, И. И. Мещанинова, Г. А. Капанцяна и Г. А. Меликишвили.
Гораздо хуже обстоит дело с исследованием археологических памятников. На территории центральной части Урарту, в районе оз. Ван, из советских ученых работали лишь Н. Я. Марр и И. А. Орбели.
Урартские надписи стали полноценным историческим источником. Г.А. Меликишвили опубликовал свод всех урартских клинообразных тек-
стов, снабженных русским переводом, что дает возможность историкам смежных областей широко использовать урартские материалы.
И. М. Дьяконов собрал и издал в русском переводе все сведения об Урарту из ассирийских и вавилонских письменных источников. Улучшилось исследование социального строя Ванского царства, входившего в круг рабовладельческих государств древнего Востока, основные принципы общественной структуры которых были разработаны В. В. Струве.
Археологические исследования также получили значительное развитие. Огромный материал дали раскопки Арин-берда и Кармир-блура около Еревана. Раскопки этих крупных урартских центров в Закавказье позволяют изучать не только урартскую и современную ей закавказскую культуру, но и дают возможность проследить связи Закавказья со странами древнего Востока и Скифии.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 4152;