НАЧАЛО ЛЕЧЕНИЯ
Многое из сказанного в этом разделе может также иметь отношение к лечению острых ситуационно обусловленных депрессий и к другим остро развившимся вторичным депрессивным состояниями без признаков биологических реакций.
Первое, что необходимо сделать, — это обеспечить больному хороший ночной сон, назначив 10-50 мг темазепама, 5-20 мг нитразепама, 50-150 мг хлорпромазина или тиоридазина один раз день (или амитриптилин — тоже 50-150 мг). Величина дозы лекарственного вещества зависит от веса, возраста, соматического состояния больного, предшествующего опыта его приема. Лучше добиться слишком глубокого сна в первую ночь, а потом уменьшать дозу, чем начинать с дозы с небольшим эффектом, а затем из ночи в ночь осторожно ее повышать. Нужно быстро добиваться результата. Раньше часто применяли барбитураты из-за их высокой эффективности. Но дело в том, что они оставляют после себя чувство разбитости, стимулируют лекарственный метаболизм таким образом, что другие лекарства становятся менее эффективными, кроме того, появляется риск суицида и лекарственной зависимости. Поэтому их можно назначать только в тех случаях, когда известно, что другие лекарства неэффективны, при этом их назначение требует внимания и осторожности.
Если у больного есть тревога или беспокойство, однократный прием дневного седативного препарата в течение суток, а в тяжелых случаях через каждые четыре часа окажет действие в течение короткого промежутка времени. При этом определение доз должно быть более осторожным из-за опасности развития сонливости, спутанности сознания и потери равновесия. Эффективны разовые дозы диазепама 2-10 мг, оксазепама 10-30 мг, хлорпромазина 50 мг, тиоридазина 50 мг, флюпентиксола 0,5-1,5 мг и амитриптилина 10-20 мг. Если при выраженной ажитации вынужденно приходится пользоваться барбитуратами, лучше назначить 50-200 мг амилобарбитона. Облегчение страданий днем, так же как и улучшение сна ночью, может послужить началом ослабления депрессии, а в менее тяжелых случаях длительный прием лекарств может и не понадобиться.
Депрессивный больной часто чувствует себя одиноким, поэтому совместная забота о нем родственников и друзей приносит пользу. Временное изменение окружающей обстановки, например, пребывание в обществе друга, может принести больному некоторое облегчение. Госпитализация может уменьшить тревоги и заботы, связанные с окружением, но слишком спешить с направлением больного в стационар не следует. Абсолютно правильной считается госпитализация, когда имеется серьезный риск суицида или больной представляет опасность для окружающих, в случаях асоциального поведения или особенно неблагоприятной для него окружающей обстановки. Иногда принудительная госпитализация может оказаться спасительной. Однако депрессивный больной, который все еще продолжает работать, может не нуждаться в прекращении трудовой деятельности и в отстранении от повседневных общественных связей и обязанностей. Разлука матери с ребенком вредна, вероятно, для обоих (большинство больниц сейчас имеют отделения для матери и ребенка). Пребывание в психиатрической больнице может оставить на больном клеймо, которое в будущем неблагоприятно отразилось бы на нем при трудоустройстве, эмиграции или усыновлении ребенка. У человека с острой депрессивной реакцией, возможно, спровоцированной каким-нибудь жизненным событием, и у больного с мягкой депрессией, особенно с навязчивостями, с выраженными ипохондрическими симптомами и тревогой, улучшение может наступить через несколько дней. В дальнейшем хорошее состояние будет обеспечиваться только восстанавливающим силы сном и приемом каких-нибудь успокаивающих средств в течение дня. В тех случаях, когда состояние больного не улучшается или облегчение имеет временный характер и продолжается не больше, скажем, 7-14 дней, показано специфическое лечение.
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 622;