Взаимодействие тел в эфирном пространстве обусловливает им равное и противоположное противодействие. 6 страница
Изменение напряженности собственного гравиполя грузика g' обусловливает возникновение подъемной силы, приводящей к уменьшению веса тела ∆Р при движении с постоянным ускорением:
∆Р = Р – Fо = mg – mg' = mv2/R – m(v + аt)2/R. (3.73)
При равенстве напряженности внешнего гравиполя g и напряженности гравиполя грузика g' вес тела становится как бы равным 0.
Отмечу, что ускорение g возникает не только при движении с ускорением, но и при всяком движении с постоянной скоростью по поверхности Земли, а это означает, что отвес принципиально никогда не будет находиться в вертикальном положении в аппаратах, движущихся по поверхности с постоянной скоростью. Эксперимент, подтверждающий это положение легко поставить в горизонтально летящем самолете.
Таким образом, в современной теории отсутствует взаимосвязь ускорения а с изменением напряженности собственного гравиполя движущихся тел g', что приводит к некорректному описанию механизма их движения и к непониманию сути движения тел. Но поскольку существует прямая взаимосвязь сил инерции Fо и тяготения Р, возникает вопрос: а не являются ли силы инерции и силы тяготения одной силой? И действительно ли существует в природе разделение масс на инертные и гравитационные? Основанием для разделения массы на инертную и гравитационную послужили факты падения различных тел с одинаковым ускорением и одинакового периода колебания различных тел, т.е. одинакового воздействия тел друг на друга при взаимном притяжении и возникновение таких же сил при вращении тела по окружности на нити.
Проявление одинаковых последствий при «различных» формах взаимодействия гравитационных и инерциальных, в которых участвовали массы и силы, позволили И. Ньютону сделать вывод, что в этих взаимодействиях участвуют различные виды не связанных между собой различных масс: инерциальных и гравитационных. Однако конечным итогом этих взаимодействий было появление сил, и им было сделано предположение (постулат) о том, что проявление силы без участия масс получить невозможно. Физическое различие двух видов масс через силу прямо следует из следующего пояснения:
«Под врожденной силой я разумею единственно только силу инерции. Она неизменна. Тяжесть же при удалении от Земли уменьшается» [5].
Так появилось обоснование для искусственного разделения свойства «масса» на два вымышленных понятия: «масса инерциальная» и «масса гравитационная».
Рассмотрим логику и обоснование разделения.
Сила F может быть получена из закона притяжения тела массой М' и Земли массой М:
F = М'МG/R2 = M'g, (3.74)
где G – гравитационная «постоянная»; R – расстояние между центрами тел; g – напряженность внешнего гравитационного поля.
g = MG/R2. (3.75)
Поскольку формула (3.74) не имеет в своем составе параметра движения, но включает гравитационную «постоянную» G и описывает чисто гравитационное притяжение масс, делается вывод, что участвующие во взаимодействии массы (3.74) являются гравитационными.
С другой стороны, сила F° получается при вращательном движении массы по инерции вокруг центра и описывается уравнением:
F° = М'v2/R, (3.76)
где v - скорость движения тела по окружности.
Отмечу, что к уравнению (3.76) относят как вращение тела нити, так и вращение тела на орбите. Но это разные физические процессы, хотя они и описываются одной формулой (аналогией могут служить, например, морская волна и радиоволна процессы разные, а математический аппарат один). Вращающееся на нити тело удерживается центростремительным ускорением, а сущностью орбитальной скорости v является уравнивание телом напряженности своего гравиполя с гравиполем Земли, которое внешне отображается как первая космическая скорость.
Но продолжим, поскольку уравнение (3.76) не содержит гравитационных параметров, то и масса движущегося тела была постулирована Ньютоном инерциальной, а по массе и сила Fо, задействованная в уравнении (3.76), тоже становится инерциальной.
А так как в формулы (3.74) и (3.76) другие параметры не входят и отсутствуют (по крайней мере, отсутствовали в те времена) иные способы получения силы, то предположили (постулировали), что сила возникает только в случае взаимодействия масс.
Ньютону было известно, что формула (3.76) описывает результаты воздействия центробежной силы, возникающей при вращательном движении тела с ускорением а, равном:
а = v2/R (3.77)
Если теперь ускорение а приравнять g (a = g), то величины сил, получаемых по формулам (3.74) и (3.76), окажутся равными. А это уже может являться логическим основанием для предположения равенства инертной и гравитационной масс. Это равенство и получило название принципа эквивалентности.
К тому же еще во времена Ньютона появилось подтверждение этому принципу, как следствие приравнивания друг к другу правых частей уравнений (3.74) и (3.76):
МG = Rv2, (3.78)
и в левой части (3.78) получаем «чисто» гравитационную составляющую.
Инвариант (3.78) находится и при переносе из правой части в левую знаменателя в формуле (3.75):
R2g = MG. (3.79)
Инварианты (3.78) и (3.79), по-видимому, были известны во времена Ньютона, левую часть (3.79) он использовал для определения g в области Луны. Но не были известны способы образования данного инварианта с использованием других параметров, и потому он послужил дополнительным аргументом разделения масс на инертную и гравитационную.
Однако равенствами (3.78) и (3.79) не ограничиваются способы получения данного инварианта. Оказалось, что с использованием метода КФР ряд этого инварианта может включать любые физические параметры и образовывать их бесчисленное количество сочетаний:
const – R2vω= v2g/ω2 = FG/g = FR2/M = v4/g… и т.д. (3.80)
Особенность данных инвариантов, как уже говорилось, заключается в том, что их попарное приравнивание друг другу обусловливает возможность получения формул относительно любого параметра. В нашем случае искомым параметром является сила F. Приравняем из (3.80) инварианты с параметром F другим инвариантам и получим формулы с параметром М:
F = Mvω = MRω2 = Mv2/R2ω = ..., (3.81)
F = Mv2ω2/G = Mgv2/R2ω2 =... (3,82)
Можно ли, имея эти формулы, сказать, что в уравнениях (3.81) масса является строго инерциальной, а в уравнениях (3.82) только гравитационной? Вряд ли. Если о системе (3.81) с какой-то степенью неуверенности и можно полагать, что она инерциальная, то система уравнений (3.82) содержит и инерциальные и гравитационные параметры. А что делать с системой уравнений, включающих силу F при полном отсутствии массы М?
F = v4/G = Rv2g/G = R2g2/G = v2g2/Gω2 = ... (3.83)
И хотя по Ньютону таких уравнений ожидать не следует, они существуют и доказывают, что сила есть свойство тел и может проявляться при рассмотрении инвариантной взаимосвязи любых иных свойств.
Что касается массы, то она может быть получена в различных сочетаниях параметров и инерциальных и гравитационных, даже из того небольшого набора инвариантов, которые образованы выше:
М = v2g/Gω2 = F/vω = RF/v2 = R2g/G = W/Rg = gF/ω2v2 =...
Естественно, что эти зависимости свойств, а их количестве бесчисленно, получаются только потому, что они завязаны в одну систему. И в этой системе невозможно не только определить, но даже предположить существование, какого бы то ни было разделения массы на инерциальную, и гравитационную. А поскольку получается, что деление массы на инерциальную и гравитационную — формально-логическая ошибка, не адекватная природе, то существование так называемых инерциальных систем отсчета становится не просто сомнительным, а невозможным.
Полученные инварианты и уравнения можно количественно проверить, подставив вместо индексов в (3.73) – (3.82)количественную величину, например, параметров Земли.
3.7. Абсолютность «относительного»
движения
Существование в классической механике неявных постулатов о самонеподвижности тел, инертного вещественного пространства и отсутствия взаимодействия тел с пространством привело к тому, что механическое движение тел, их перемещение в пространстве, оказалось невозможно привязать и к эфиру, и к пространству, поскольку движущиеся тела не взаимодействовали с ними и оставались тождественными своему состоянию в покое. Последнее препятствовало возможности определения экспериментальными способами состояния покоя или равномерного прямолинейного движения приборами, находящимися внутри движущегося тела. Кажущаяся невозможность получения информации о движении привела к тому, что всякое движение тела по инерции, т.е. равномерное прямолинейное движение без взаимодействия, было объявлено относительным(кроме скорости света постулируемойабсолютной).
Представление о невозможности обнаружения движения с постоянной скоростью отсутствовало у Аристотеля, было впервые выдвинуто Галилеем и аргументировалось следующим образом:
«Заключите себя с каким-нибудь приятелем в зале под палубой какого-нибудь большого корабля... и заставьте привести корабль в движение, с какой угодно быстротой. И вот (если движение будет равномерным) вы не заметите ни малейшей перемены во всех явлениях и ни по одному из них не в состоянии будете судить, - движется корабль или стоит на месте..., прыгая, вы будете проходить по полу те же самые пространства, как при покое корабля..., капельки из подвешенной к потолку кружки будут падать вертикально, и ни одна из них не упадет ближе по направлению к корме...; мухи будут продолжать свои полеты безразлично во все стороны и проч.» [93].
Эта основанная на механистическом понимании движения аргументация, постулирующаявозможность движения без взаимодействия, была полностью воспринята Ньютоном, послужила основой для формирования содержания закона инерции и до сих пор разделяется физиками.
Развивая аргументацию Галилея, Ньютон в своих «Началах...» так сформулировал содержание инерции [5]: «Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое отдельно взятое тело, поскольку оно предоставлено самому себе, удерживает свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения».
Попробую показать физическую и логическую противоречивость данной формулировки, а также отсутствие в ней определения физической сущности силы инерции. Суть этой формулировки заключается в словах: «удерживает свое состояние...»
Но «удерживать свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения» по механике возможно только в том случае, когда тело не «предоставлено самому себе», а находится среди «истинно неподвижных» или «истинно подвижных» тел, т.е. передвигается мимо них или испытывает на себе их воздействие. А так как у Ньютона нет объективных свидетельств о состоянии движения тел, то приходится, указывая пальцем, определять, какие тела в пространстве «истинно покоящиеся», а какие движущиеся относительно «истинно покоящихся». И сам Ньютон [5] сетует на то, что и в этом конкретном случае, когда тела перед глазами, не исключена ошибка в определении движения тела или его покоя. Тем более она возможна, когда «тело предоставлено самому себе», и только опять же мысленно мы можем представлять, что оно «предоставлено самому себе». Но такое мысленное представление еще не означает, что тело находится само по себе и для себя в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, поскольку это мысленное представление не есть доставка этого же тела из места, подверженного воздействию гравиполя, в место, где гравиполе отсутствует, ну как, например, груза на паровозе. И мы не можем, как для груза, заранее сказать, что это тело после такого перемещения останется тождественным само себе.
Мысленно же, вслед за Ньютоном, и до сего времени предполагается, что, совершив телепортацию из гравиполя во вне гравиполя, тело останется само собой, чтобы демонстрировать нам прямолинейное (опять же мысленное) и равномерное (и снова мысленное) движение, которое по Ньютону невозможно обнаружить даже мысленно.
В этих мысленных операциях как-то забывается, что свойство «напряженность гравитационного поля» присуще не только внешнему пространству, но и самому телу, что оно такое же врожденное свойство материи, как и все остальные свойства, и без него пространство тела просто не существует. Что внешнее гравиполе такой же атрибут тела, как и его собственное гравиполе, и по этой причине исчезновение внешнего гравиполя равносильно исчезновению заключенного в нем тела. А посему все рассуждения, включая математические, о движении тела вдали от гравитационного поля, как и от гравитирующих масс, которыми охотно и часто балуются физики, есть фикция, игра воображения, не предлагающая никакого механизма объяснения инерции.
Покажу невозможность существования пробного тела вне гравиполя на примере подъема его с поверхности Земли и с перенесением на бесконечное расстояние R → ∞, на котором напряженность внешнего гравиполя стремится к g → 0. Эта зависимость описывается инвариантом (3.78):
R2g – const,
и отсюда при
R →∞, g → 0.
С возрастанием расстояния между гравитирующим телом и пробным напряженность внешнего гравиполя уменьшается и на бесконечности обращается в 0, что и требовалось доказать для подтверждения невозможности отсутствия гравиполя по механике Ньютона.
Аналогичные доказательства часто фигурируют, естественно математически более насыщенные, в теоретической физике. Однако они фигурируют как отдельные самостоятельные уравнения или группы уравнений, не связанные с другими свойствами систем, которые они описывают. Следствием является одностороннее понимание результатов доказательства. КФР все свойства связывает системно и, потому изменение одного свойства, позволяет определить, как это изменение отразится на других свойствах. Например, на массе т тела. Расстояние R связано с массой т инвариантом
Rm2 – const,
и при
R → ∞, т → 0,
т.е. вместе с возрастанием расстояния от Земли до пробного тела, масса последнего будет уменьшаться и при R = ∞ станет т = 0. Таким образом, масса пробного тела, а вместе с ним и само тело, исчезает на бесконечности. Следовательно, формализованная система зависимости между параметрами взаимодействующих тел приводит к тому же выводу, к которому привела диалектика качественного анализа.
Все эти рассуждения потребовались для того, чтобы показать, что свойство инерции, понимаемое в механике как движение без взаимодействия, есть логический просчет, ибо уже сама формулировка, включающая понятие «способность сопротивления», предполагает наличие некоторого взаимодействия с пространством, какого-то механизма зацепления или удержания, посредством которого и происходит противодействие, некое «стремление» к сохранению телом своего состояния. И до тех пор, пока этот механизм не будет найден и объяснен, представление об инерции будет оставаться путаным, неконкретным, туманным, и никакая формулировка закона инерции не будет адекватна его природному аналогу.
Само представление о возможности прямолинейного движения возникло как следствие экстраполяции наблюдаемого иногда в природе, относительно короткого, вызываемого искусственно, прямолинейного движения тел, на область вымышленного пустого пространства.
Представление о равномерном прямолинейном движении предполагает возможность движения без движущего тела и существование независимых свойств движения. Оно придало скорости статус самостоятельного свойства, не связанного с ускорением и не зависящего от него, а ускорению — возможность исчезать при равномерном движении.
Естественное, прямолинейное равномерное движение в природе отсутствует. Это является следствием того, что все пространство пронизано гравитационным излучением, не существует вне этого излучения и живет этим излучением. Тела же, движущиеся в гравитационном пространстве под его воздействием, всегда изменяют траекторию своего движения и потому принципиально не могут двигаться прямолинейно и равномерно. Именно это обстоятельство потребовало удаления движущегося по инерции без взаимодействия тела из гравитационного поля. Последнее же было возможно опять-таки только при вольном допущении (постулате), что тела не взаимодействуют с гравиполем, и по этой причине качественно не меняются при удалении из него.
Вопрос об относительности движения с постоянной скоростью как о движении без взаимодействия мог возникнуть только при механистическом подходе к объяснению свойств и зависимостей природы. Этот вопрос предполагает (постулирует) существование независимых свойств, отсутствие взаимодействия тела с пространством, как в статике, так и в динамике, а, следовательно, самотождественность тела в состоянии относительного покоя и движения, возможность прямолинейного движения, исчезновения гравитационного поля и неизменность тела в отсутствии гравитационного поля. Все эти посылки — прямое следствие экстраполяции выводов, сделанных на борту движущегося равномерно большого корабля.
В соответствии с принципами диалектического материализма качественные изменения играют определяющую роль в понимании процессов взаимодействия. В природе нет не взаимодействующих систем, и всякое движение есть следствие некоего взаимодействия. Поэтому тело, покоящееся на поверхности другого тела (например, в закрытой тележке на поверхности Земли), имеет одну форму взаимодействия с ней, одно количество самодвижения, одно качественное состояние. То же самое тело, движущееся с постоянной скоростью относительно Земли, имеет другую форму взаимодействия, другое количество движения и иное качественное состояние. Оно не тождественно само себе. Все это вытекает из диалектики. Однако данные диалектические рассуждения ничего не значат для физиков, если за ними не будет стоять предложение конкретного эксперимента, а лучше нескольких экспериментов, переводящих полуабстрактные, качественные, логически последовательные рассуждения в сухую эмпирику экспериментов. Позволяющих превратить качественную систематику в количественные сравнения достигнутых в опыте изменений показателей параметров тел в состоянии покоя и прямолинейного движения с постоянной скоростью.
Надо отметить, что именно абсолютная уверенность физиков в невозможности обнаружения равномерного движения тела приборами, находящимися внутри него, и стала причиной того, что такие эксперименты не проводились, ибо и без них теоретически ясно, что приборы информации о движении не принесут. В результате этой уверенности три столетия никто не удосужился повторить эксперименты Галилея с использованием даже не капель воды и летающих мух (хотя и без экспериментов понятно, что в равномерно движущемся теле ни одна капля с потолка не попадет в то место, в которое она попадает в неподвижном), а хотя бы гироскопа Фесселя или обыкновенного маятника, не говоря уже о более точных приборах.
Гироскоп Фесселя (рис. 39) представляет собой ротор 1, укрепленный на оси 2, которая свободно ставится на острие стойки 3. На противоположной от ротора стороне оси 2 устанавливается противовес 4, и ось может горизонтально вращаться. Когда ротор гироскопа раскручивается до стандартных оборотов, к оси подвешивают небольшой перегрузок 5, и под его воздействием гироскоп начинает прецессировать.
При установившейся горизонтальной прецессии практически не будет наблюдаться нутации. Если теперь использовать этот гироскоп в тележке (ну чем не корабль Галилея), а тележку двигать с постоянной скоростью, то уже при равномерной скорости в несколько десятков сантиметров можно будет наблюдать регулярную нутацию ротора Рис. 39.с максимумами и минимумами в направлении движения и перпендикулярно ему. Эта нутация и регистрирует равномерное движение тела по поверхности, а, следовательно, и его абсолютность.
Отмечу, что обыкновенный отвес не занимает вертикального положения в тележке, движущейся с постоянной скоростью, но и не изменяет при движении угол своего наклона, а это и есть показатель абсолютности движения тележки с постоянной скоростью. Отклонение отвеса обеспечивается «уплотнением» эфира, а вместе с ним и напряженности внешнего гравиполя движущимся телом. И следствия «уплотнения» будут фиксироваться самыми различными приборами, включая простейший из них физический маятник. Рассмотрим качественно взаимодействие с гравиполем маятника, колеблющегося в тележке, движущейся с постоянной скоростью.
Прежде всего, для тела, движущегося горизонтально с постоянной скоростью во внешнем гравитационном поле, последнее, как уже говорилось, не остается однородным для качающегося грузика-маятника, в то время как для самой тележки оно остается «уплотненно» однородным. Поэтому фиксировать движение любого тела с постоянной скоростью можно только такими приборами, которые совершают собственное движение как относительно пространства, так и относительно тележки. Причем, например, угол отклонения отвеса в такой тележке определяет как характер «уплотнения» гравиполя, так и характер колебания маятника в этом гравиполе.
На рис. 40. качественно отражён один период колебания маятника в движущейся тележке, проходящей за единицу времени 1 см (маятник проходит от одной точки до другой, нумерацию точек см. рис. 34.).
Рис. 40.
Из рисунка 40 следует, что на протяжении одного периода на каждом отрезке пути маятник имеет относительно Земли, а, следовательно, и относительно гравиполя, различную скорость движения, которая складывается из скорости движения тележки и скорости колебательного движения маятника. Проектируя скорости на ось XX, получаем, что на участке АВ скорости тележки и маятника складываются, а на участке ВА — вычитаются. Следовательно, в отличие от неподвижного относительно пространства маятника, у движущего полупериоды асимметричны. Асимметрия вызвана различными скоростями движения маятника относительно внешнего гравиполя, регистрируется по всем параметрам колебания и легко рассчитывается. На рис. 41 графически изображено изменение параметров направления и скорости v движения маятника, напряженности его гравиполя g, и периода колебаний τ внеподвижной тележке (штрихами) и в движущейся (сплошными линиями). Фиксируется четкая симметрия изменения параметров v, g, τ у маятника, колеблющегося в неподвижной тележке.
Совершенно иная картинанаблюдается при колебании в тележке, движущейся с постоянной скоростью. Все рассматриваемые параметры v, g, τ резко асимметричны. Отмечу, что асимметрия не наблюдается при коле-бании маятника вплоскости,перпендикулярной движению тележки. Асим-метрия полупериодов колебания в плоскости движения позволяет эмпи-рически, находясь в закрытой тележке, определить состояние ее покоя или движения. Более того, анализ других особенностей колебания позволяет в Рис. 41.принципе найти скорость движения тележки, направление её движения, массу и радиус тела или пространства, по которому она движется. А это означает, что движениес постоянной скоростью абсолютно, а не относительно.
Вернемся к эксперименту, который Галилей проводил «в зале под палубой какого-нибудь большого корабля» на котором можно было установить маятник. Естественно, что технические возможности средневековья не могли обеспечить тех скоростей и той высоты помещения, которые потребовались бы для фиксации,например, отклонения от вертикали падающей из кружки капливоды. Чтобы это отклонение зафиксировать, необходи-мо «кружку» подвесить на мачте, на высоте 200-250 м, воду заменить мелкой дробью, равномерную скорость корабля держать где-то 25-30 м/с. Что и сейчас на пределе технических возможностей. И если при движении такого корабля с верхушки мачты уронитьдробинку, то в своем падении она отклонится вперед по ходу больше чем на 0,5 мм. Последнее будет зафиксировано приборами и подтвердит, что движение с постоянной скоростью абсолютно, а не относительно.Абсолютность равномерного движения по поверхности обусловлена также тем, что фигура Земли не плоская, а круглая.
И точки протяженного предмета (например, мачты корабля), находя-щиеся на разном расстоянии от центра Земли, будут иметь различ-ную скорость относительно поверх-ности. Поэтому если за время падения дробинки с мачты ееосно-вание пройдет расстояние АА, то верхушка — расстояния ВВ', и дро-бинкаупадет в точке С, пройдя расстояние АС = ВВ' (рис. 42.). А это и свидетельствует о движенииРис. 42.корабля.
Галилей, по-видимому, исходил из того, что изменения, происходящие в движущемся теле, можно фиксировать только ощущениями. И, не уловив заметных отклонений в поведении тел внутри корабля, он сделал вывод, что равномерное движение по криволинейной поверхности является относительным.
Именно поэтому принцип относительности распространялся им только на круговыедвижения.
Это была формальная ошибка. Ее многократно усугубил Ньютон, «распрямив» круг и постулировав гипотезу об относительности прямолинейного равномерного движения. Именно прямолинейное движение названо позже А. Эйнштейном принципом относительности Галилея, хотя в действительности он сам является его автором.
В результате в механике оказалось не просто две ошибки в понимании движения как процесса взаимодействия, но и утвердилось как естественное понятие прямолинейности, никогда и нигде не подтвержденное экспериментально. Гипотеза прямолинейного и равномерного движения без взаимодействия постепенно стала единственной сущностью инерции. С одной стороны, она как бы объясняла само явление инерции, а с другой — превратилась из гипотезы в реальный факт относительности, не требующий подтверждения своей истинности.
Можно предложить проведение других экспериментов, способных регистрировать иными приборами движение с постоянной скоростью, например атомными часами, гироскопами, световыми лучами и т.д., и все они будут подтверждать качественное отличие тела неподвижного от движущегося.
Используемый классической механикой, как и теорией относительности, принцип относительности движения с постоянной скоростью полностью не вписывается в законы диалектики. Не вписывается потому, что состояние покоя, т.е. то состояние, в котором центр масс одной системы не изменяет своего положения относительно центра масс другой, отличается от состояния движения в пространстве в первую очередь изменением качества. Представление о том, что пространственное движение есть изменение качества, отсутствует как у Ньютона, так и у Эйнштейна. Вот это не наличествующее в механике свойство изменения качественного состояния при перемещении из одного места пространства в другое необходимо использовать для эмпирического определения состояния движения. Причем все свойства тела в движении меняются, но меняются в различной пропорции и по-разному в направлении движения и ортогонально ему. И эти изменения совершенно одинаковы как для «медленных», так и для «околосветовых» скоростей. Только эффективность качественного изменения свойств при этом, естественно, будет проявляться с разной степенью наблюдаемости, да и наблюдения будут проводиться другой категорией приборов.
Именно уверенность Ньютона и позднее Эйнштейна в невозможности качественных изменений тел при относительном движении, поддержанная научным сообществом, стала психологической преградой на пути любых эмпирических проверок относительности движения. Они не рассматривались и не ставились не потому, что были невозможны для физического исполнения, а потому, что были невозможны постулативно.
Физические постулаты превратились в ученый догмат, более жесткий и более действенный, чем догматы общественные и церковные. Научный общественно-психологический запрет более жёстко давит на личность, чем любые кандалы и запоры. Он сковывает мысль. Он запрещает вольный полет фантазии. Он навешивает шоры на разум и тормозит развитие и науки и общества.
Однако развитие науки со скрипом продолжается. Появляются эксперименты, не влезающие в обусловленные запретом ворота и потому отвергаемые ортодоксами с порога. (Вдумайтесь — факты в физике отвергаются только потому, что они противоречат запретительным постулатам.) Однако количество таких экспериментов накапливается. Их уже неудобно «заметать под половик», велика становится куча, и делается как-то уже слишком непристойно использование в качестве основного аргумента популярной шуточки «этого не может быть». Появляется необходимость, превращающаяся в потребность — объяснить, какова природа этих ненужных и даже неприличных экспериментов, без нарушения парадигмы и запретов, без разрушения сложившейся ошибочной системы мышления. И чтобы миновать запрет независимо от того, понимают ли это исследователи или нет, разрабатывается мощный математический аппарат (как, например, в квантовой механике), «сшивающий» некорректные постулаты и подменяющий реальное понимание физических взаимодействий системой очень «точных» математических операций, подгоняющих решение под необъяснимые эксперименты. Конвенционализм математики обусловливает возможность такого развития физики.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 830;