Модель упругого континуума
Континуальное приближение является подходом феноменологическим, так как в его рамках колебательная система рассматривается в виде упругого континуума. Так же как если рассматривать собственные колебания в струне, которые являются синусоидальными стоячими волнами, как и в плоской круглой пластине, где собственные колебания описываются функциями Бесселя с двумя квантовыми числами, так и колебание сферической частицы можно аппроксимировать колебаниями упругой сферы с тремя квантовыми числами.
Уравнение колебаний упругой сферы можно приближенно записать следующим образом:
.
Здесь u – смещение, ρ – плотность, С – упругая постоянная среды. Уравнение дает все решения задачи. Их удобно представить в виде функций от скалярного потенциала Фsν:
Фsν=Jl(kr)Plm( cosθ) cosmφ, l=0,1,2,3…, m=–l…0…+1.
Здесь Jl(kr)–сферические функции Бесселя, Plm – полиномы Лежандра.
В результате получаются следующие виды решений:
1 L : grad | Φn,l,m | ,
2 T1 : rot [r/R Φn,l,m ] ,
3 T2 : R/ξ rot [rot |r/R Φn,l,m |]
4 S : grad [(r/R)l Yl,m],
где n, l, m – квантовые числа, R – радиус сферы.
Полное решение колебательного уравнения приводит к существованию трех типов волн. Одно решение L соответствует продольному колебанию. Для таких волн поле смещений является потенциальным, т.е. для вектора смещения divuLA ≠0. Два других решения T1и T2 описывают поперечные волны. Для них divuTA =0, т.е поле поперечных волн является вихревым. Решение S соответствует поверхностным колебаниям, в которых амплитуда движений убывает по мере приближения к центру сферы. Решение задачи представляется через сферические функции Yln , где l, n – квантовые числа. Некоторые из типов продольных волн с квантовыми числами n и l показаны на рис. 28.
22 11
Рис. 28. Некоторые типы колебаний упругой сферы с разными квантовыми числами (l и n)
Задача о собственных колебаниях однородного упругого тела сферической формы со свободной границей впервые была поставлена и решена Лэмбом еще в прошлом веке. Лэмб получил, что основная мода колебаний сферы, соответствующая полносимметричному колебанию, соответствующему попеременному сжатию и расширению сферы, имеет частоту, которая определяется упругой постоянной среды С11, плотностью среды ρ и радиусом сферы R .
или .
Во втором выражении с – скорость света, νl – продольная скорость звука, β – коэффициент, зависящий от соотношений продольной и поперечной скорости звука в полупроводнике.
Любопытно, что континуальное приближение (приближение упругого континуума) дает разумные значения частот основной моды даже для микроскопических размеров сферы. Так, стальной «шарик» диаметром 30Ǻ имеет частоту полносимметричной моды 12 см–1. Такое высокочастотное колебание попадает в далекую инфракрасную область спектра и может наблюдаться в рамановском рассеянии света. Это – так называемая Лэмбовская мода.
Рис. 29. Стоксовое и антистоксовое низкочастотное рамановское рассеяние для стекол, содержащих CdSxSe1-x нанокристаллов с разными радиусами a, указанными на рисунке.
Из рис. 29 видно, что по мере роста размеров нанокристалла происходит сдвиг низкочастотного пика к рэлеевской линии. Эти данные хорошо соответствуют формуле. Рост интенсивности наблюдаемой низкочастотной особенности при увеличении размеров от 20Ǻ до 75Ǻ указывает на повышение концентрации кристаллической фазы в стеклянной матрице.
Кроме низкочастотной области квантово-размерные эффекты проявляются в области оптических колебаний нанокристалла. На рис. 30 представлен экспериментальный спектр рамановского рассеяния нанокристалла смешанных полупроводников CdSxSe1-x (при x=0,35) во фторфосфатной стеклообразной матрице
Рис. 30. Экспериментальный спектр нанокристалла смешанного полупроводника CdSxSe1-x при x=0.40 в матрице стекла при возбуждающей линии λ=514.5 нм.
Поскольку смешанные кристаллы CdSxSe1-x обнаруживают двухмодовое поведение, в спектре КР в области фундаментальных колебаний наблюдаются одновременно две линии, частоты которых близки к частотам чистых соединений вблизи 200 см–1 и 300 см–1и соответствующие продольным частотам объемного кристалла.
Из этого рисунка и из рис. 31, где приведены большое количество экспериментальных спектров этих пеолупроводников, хорошо видна большая ширина и асимметричность контуров наблюдаемых линий. Это связано с тем, что в идеальном объемном кристалле в комбинационном рассеянии могут участвовать только фононы с волновым вектором k=0 (центр зоны Бриллюэна), а в нанокристалле, где фононы пространственно ограничены малым объемом периодической структуры, существует неопределенность в значении волнового вектора k, и в спектре КР могут проявляться фононы со всех точек зоны бриллюэна. Конкретизация модели пространственной локализации фонона позволяет определить те моды, которые ответственны за конфайнментное состояние фонона в нанообъекте, и вычислить их мощность.
Рис. 31. Спектры КР, полученные для одного из образцов при возбуждении различными длинами волн аргонового лазера и из различных областей образца, показанного на врезке
Цифрами указаны длины волн в ангстремах.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 1668;