Демократизм деятельности братских школ в Беларуси.
Православные церковные братства возникли в результате религиозно-политического движения горожан Беларуси и Украины в ответ на усиление католической экспансии, принудительное насаждение униатства и явились сильной опорой в борьбе за сохранение национальной культуры.
В противовес иезуитским училищам, которые открывал орден иезуитов в Беларуси, православные братства создавали свои школы. Первой братской школой была Виленская, открытая в 1584 г. Она очень быстро получила известность, и первой среди всех православных школ применила в учебном процессе печатные книги.
Вслед за Виленской возникает целая сеть братских школ: Могилевсакя (1590 г.), Брестская (1591 г.), Минская (1592 г.), Гродненская (1591 г.), Оршанская (1591 г.), Бельская (1594 г.), Шкловская (1625 г.), Полоцкая и Пинская (1633 г.) и др.
Братские школы в своей деятельности руководствовались Уставом братства и уставом школ. В них использовались элементы классно-урочной системы.
Дисциплина в православных братских школах была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Каждый ученик рассказывал подготовленный урок, показывал учителю выполненное письменное задание. Затем учитель объяснял новый материал. В субботу, как правило, учащиеся повторяли все пройденное за неделю, а также особое внимание в этот день уделялось религиозному воспитанию. Пропуск занятий без уважительных причин не допускался.
Преподавание в братских школах осуществлялось главным образом на церковнославянском и белорусском языках. На славянский язык были переведены почти все учебники братских школ. Обучение было бесплатным, учились в школах, в основном дети мещан (ремесленников и торговцев), которые составляли в братствах, а также «убогие сироты», дети православной шляхты и духовенства. Преподаватели в школах как духовные, так и светские образованные люди.
В братских школах преподавался целый ряд предметов: диалектика, риторика, астрономия, математика, которая сводилась в основном к арифметике, музыка, история и география (изучались по летописным источникам, текстам священного писания, жития святых).
Учебную и воспитательную работу в братских школах нередко вели выдающиеся деятели культуры, науки и просвещения того периода. В Брестской и Виленской братских школах учительствовал Л. Зизаний, в Ивьевской – М. Смотрицкий, в Виленской – Л. Карпович, И. Бобрикович, С. Косов, в Полоцкой – С. Полоцкий.
Следует отметить огромный вклад братств в развитие издательского дела. Многие православные братства имели типографии, где печатали церковные книги, учебники и пособия на старославянском и белорусском языках.
Развитие белорусского языка, поэзии, драматургии и музыки также было связано с братскими школами.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 3987;