Состояние и характер просвещения в Беларуси в составе Речи Посполитой.
В 1569 г. была принята Люблинская уния, в соответствии с которой Польша и ВКЛ объединились в новое государство – Речь Посполитую. Влияли на развитие просвещения религиозная уния, католическая экспансия и духовная монополия церкви. Во второй половине ХVI-ХVII вв. на белорусских землях существовали разные по своей идейной направленности, содержанию, организационным формам и методам работы школы:
Протестантские школы. Первые известия о протестантских общинах в Белоруссии относятся к началу ХVI в. В школах обучались дети шляхты и горожан. Протестантские школы носили конфессиональный характер, и основы христианского вероучения были в них важнейшим учебным предметом. Заслугой протестантских школ следует признать сравнительно широкое использование в начальном обучении родного языка. В целом же преподавание велось на языке, знакомом учащимся (белорусском или польском). В Белоруссии существовали протестантские школы разных направлений: лютеранские, кальвинистские, арианские. В лютеранских школах преподавали катехизис, грамматику, арифметику. Значительное внимание обращалось и на изучение языков. В школах для белорусов изучался белорусский язык. Кальвинистские школы подразделялись на два типа: начальные школы и школы повышенные. В начальных школах изучалось черчение, счет, письмо, религия, основы кальвинистского вероучения (катехизис). Основными предметами в лицее считались филологические науки и в частности латинский язык. Учебный план средних арианских школ включал в себя целый ряд учебных дисциплин: латинский, греческий, древнееврейский языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию. Большое внимание уделялось преподаванию предметов природоведческого цикла: природоведению, физике, математике, медицине.
Братские школы. В противовес иезуитским училищам, которые открывал орден иезуитов в Беларуси, православные братства создавали свои школы. Первой братской школой была Виленская, открытая в 1584 г. Дисциплина в православных братских школах была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Каждый ученик рассказывал подготовленный урок, показывал учителю выполненное письменное задание. Затем учитель объяснял новый материал. В субботу, как правило, учащиеся повторяли все пройденное за неделю, а также особое внимание в этот день уделялось религиозному воспитанию. Пропуск занятий без уважительных причин не допускался.
Иезуитские школы появились в Беларуси в конце ХVI в. Первое учебное заведение было создано иезуитами в Вильно в 1569 г. Иезуитские школы подразделялись на два типа: низшие школы и коллегии. Коллегии, в свою очередь, также состояли из двух отделений – низшего и высшего. Низшее отделение имело три класса. В некоторых коллегиях были еще два высших класса, где изучались этика, мораль, богословие, физика, математика. Следовательно, полная иезуитская коллегия состояла из 5 классов: низшего, среднего и высшего грамматических, поэтического и риторического. Обучение в каждом классе продолжалось год, а в классе риторики – два года. Главными методами обучения в иезуитских школах являлись пересказ, повторение. Широко использовались также публичные театральные спектакли, религиозные мистерии.
Униатские школы. Наряду с иезуитами, правда несколько меньших масштабах, действовали в Беларуси и униаты. Деятельность униатов в сфере образования началась с закрытия братских школ и просветительских заведений в Минске, Пинске, Орше и других городах. Первая униатская школа в Белоруссии была открыта в Бресте на месте православной братской школы. В униатских школах низшего типа учащиеся получали элементарное начальное образование, а в школах высшего типа изучались риторика, право, философия и богословие, в небольшом объеме история. Учитывая то, что униатские школы предназначались в основном для бедного населения, уровень учебно-воспитательной работы в них невысоким.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 4306;