Иезуитская система воспитания в Западной Европе в период контрреформации.
Быстрые успехи Реформации заставили католическую церковь задуматься о возвращении былого величия. С конца 50-х годов ХVI века католическая церковь выступила с Контрреформацией, направленной не только против реформационных религиозных течений, но и против светской гуманистической культуры. Движущей силой Контрреформации стали различные католические ордена, наиболее воинственным из которых был орден иезуитов, основоположником которого выступил Игнатий Лайола (1491-1556), испанский военный, видный религиозный деятель. Иезуиты прекрасно понимали, что успех в отстаиваемом деле можно достичь через воспитание, а потому развернули бурную просветительскую деятельность. За короткий период они создали в европейских странах широкою сеть учебных заведений: общедоступные бесплатные начальные школы, средние и высшие учебные заведения для детей господствующих классов. В конце ХVI века в их владении было 700 коллегий, 200 семинарий, университеты.
Иезуитские школы в своем устройстве учитывали опыт лучших школ, стремились дать необходимые для жизни знания, физическое развитие, привить хорошие манеры. В обучении избегали переутомления, перегрузок. Урок тщательно разъяснялся и несколько раз повторялся. Многое изучалось наизусть.
Содержание образования составляли древние языки и элементы светских наук (математика, география, история и др.). через латинский и древнегреческий языки школьников приобщали к культурному наследию прошлого. Воспитанники свободно читали и понимали Цицерона, Горацио. Самым главным в изучении языка было знание правил и выполнение упражнений по риторике. Светские дисциплины помогали быть в курсе научных изысканий. Школьники участвовали в теологических и научных спорах, диспутах.
Интерес в иезуитской системе обучения и воспитания представляли такие методы, как межклассное и внутриклассное соревнование, конкурсы, театрализованные представления школьное самоуправление и многое другое. Но все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой слежки и игрой на человеческих страхах, системой слежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом.
Цель иезуитской системы воспитания – формирование преданности церкви, послушания, умения говорить и спорить. Развивая фанатическую преданность римско-католической религии, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области образования, оказалась по сути своей реакционной, уводящей человека от идеала саморазвивающейся творческой личности.
Иезуиты первыми ввели подготовку учителя. Иезуитские учителя заслужили репутацию лучших воспитателей юношества. Учителя имели хорошее образование, обладали умением обучать, отличались скромностью и тактом. Зная особенности каждого ученика, учитель мог влиять на него изнутри, что давало возможность избегать суровых наказаний. Вот почему питомцы выносили хорошее впечатление о школе.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 3532;