Педагогические идеи эпохи Реформации в Западной Европе.
На рубеже ХV-ХVI веков набирает силу реформационное движение, выступившее против каталицизма. Его идеолог Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли требовали перестройки религиозного сознания масс в духе христианского вероучения, выступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление человеком Библии без посредничества церкви и священнослужителей.
В целях распространения своего религиозного учения деятели Реформации широко развернули организацию учебных заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке, что в значительной степени облегчило усвоение знаний. Провозглашенная обязательной начальная школа была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем, уровень знаний которыми она обеспечивала, оставался крайне низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась религиозному воспитанию.
Если начальная школа решала простейшую задачу – научить читать и понимать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача – с помощью хорошо организованной системы воспитания и образования подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества.
Идеи для реорганизации школьного дела деятели Реформации черпали из практики обучения и воспитания так называемых «братских общин», представлявших собой формально светские организации, не связанные официально с церковью, имевших общее имущество и проповедовавших идеалы христианского гуманизма. Учебные заведения в них организовывались по типу латинских тривиальных школ, имели квалифицированный состав учителей, отличались продуманностью методов обучения. В этих учебных заведениях широко использовался опыт временного обучения, который впоследствии был теоретически осмыслен английскими педагогами и использован в практике многих европейских стран под названием белл-ланкастерской системы обучения.
Шел поиск и в области содержания образования средней школы. Перестройка средней и высшей школы осуществлялась сподвижниками М. Лютера – Филиппом Меланхтоном и Иоганном Штурманом. Ф. Меланхтон разработал учебный план, известный в истории педагогики как Саксонский устав, в котором подробно изложено содержание образования для латинской школы, ему же принадлежит составление непревзойденных учебников по латинской и греческой грамматике и другим предметам. Школы, работавшие по Саксонскому плану, давали довольно высокий уровень знаний и были вскоре переименованы в гимназии.
Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стал гимназия, основанная И. Штурманом в 1538 г. в Страсбурге. Основу содержания образования и воспитания в ней составили три идеи: благочестие, красноречие и знания. Несмотря на то, что реальных знаний, необходимых для практической жизни, такие гимназии не давали, этот тип образования, классический, прочно вошел в жизнь. На протяжении всех последующих веков он прислуживал в структуре среднего и высшего образования всех европейских стран.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 3133;