Народная педагогика белорусов.
Истоки белорусской национальной школы берут свое начало в Древнерусском государстве, так как именно там были заложены основы дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси, в том числе на ее западных землях. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IХ-ХII вв. зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии (988 г.).
Мудрость народной педагогики способствовала формированию у детей бережного отношения к природе, земледельческому труду и прививала им законы доброжелательности и вежливости, правила хорошего поведения. А поскольку большая часть детей в то время не обучалась в школе, народная педагогика играла главную роль в их воспитании и обучении.
Христианская культура, в отличие от языческой, которая была бесписьменной, нуждалась в новой системе обучения, нацеленной на приобщение к книжности, необходимой для овладения христианской догматикой. Главным в системе христианского обучения стала работа с текстом. А это обусловило появление новых методов обучения и требовало развития письменности. Письменность была известна на Руси еще до принятия христианства.
Своеобразным прообразом для становления школьного книжного образования на Руси, в том числе на ее западных землях, послужили европейские страны, и особенно Византия. Уже во второй половине IХ века, с появлением первых греческих миссионеров, началось индивидуальное обучение русичей грамоте. Первое официальное свидетельство о начале систематического обучения в Киевской Руси содержится в «Повести временных лет», где отмечается, что киевский князь Владимир приказал брать у знатных людей детей и отдавать их на «учение книжное». Постепенно начало складываться обучение по типу школьного. Письменные люди учили детей чтению, письму, основам математики, церковному пению.
В больших городах школы открывались при княжеских дворах, при церковных приходах и монастырях. Изучались там не только церковнославянский, греческий и латинский языки, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика. Наибольшую известность в этом плане получают Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцке. Полоцкая София являлась важным культурным центром во все последующие столетия. Там были заложены основы первой на территории Беларуси библиотеки, где имелось множество книг на разных языках, велась летопись, переписывались и распространялись книги, существовала школа.
Берестяные грамоты, найденные в Беларуси, свидетельствуют, что грамотность получила на западных землях Руси достаточно широкое распространение не только среди духовенства и светских феодалов, но среди торгово-ремесленного населения городов. В определенной мере этому способствовали «мастера грамоты» – дьячки и мирские люди, занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом (ремесленные ученичества).
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 5095;