Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
Византия явилась прямой наследницей эллино-римской культуры. По уровню образованности ее население вплоть до ХIII-ХIV вв. значительно превосходило западно-европейские государства. Идеалом образованной личности византийца являлся человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. Образование в учебных заведениях Византийской империи имело светский характер и велось по учебникам, созданным в эллинистическую и греко-римскую эпоху.
На первой ступени обучения – в школах грамоты – дети получали элементарное образование («пропедиа»). Курс обучения, как правило, охватывал 2-3 года и начинался с 5-7-летнего возраста. Эта школа была продолжением эллинистической элементарной школы. Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного вслух, «хором». Сначала школьники запоминали буквы, затем слоги и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. Господствовала методика заучивания наизусть.
Среднее образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах. Для обозначения среднего образования использовался термин «педиа». Цель обучения - формирование общей культуры, красноречия, развитие мышления у школьников. Большое внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике, поэтике. «Математическую четверицу» – арифметику, геометрию, музыку, астрономию – в Византии изучали немногие.
Характерной чертой византийской системы образования было наличие в ней высшей ступени образования. В 425 году в Константинополе была организована высшая школа («Аудиториум»). Университеты в Западной Европе крепли в борьбе с церковной властью, в Византии же не было монополии церкви на образование. В содержании высшего образования в Константинополе входили: метафизика как метод исследования природы, философия, богословие, медицина, музыка.
Василий Кессарийсскийпризнавал светскую образованность необходимой в «этом мире» и совершенно бесполезной в «ином мире», отсюда, общее условие правильного воспитания и обучения - удаление от мирских, телесных дел, молитва и пост. Основным методом воспитания он считал самопознание человека через углубление в свой внутренний мир. В этом можно усмотреть характерные черты православного подхода к воспитанию: внимание к психическому миру воспитанника, сочетание веры и самостоятельной мыслительной деятельности, второстепенность внешнего реального мира, предпочтение монастырским формам образования человека.
Огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли оказал Иоанн Златоустодин из наиболее известных проповедников восточной христианской церкви. В деле воспитания, считал Иоанн Златоуст, необходимо обращаться к самому божественному в человеке – его воле и свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности. Вследствие такого подхода он исключал применение методов авторитарного давления, принуждения и отстаивал методы увещевания, совета, предостережения. Главным источником знания он считал Библию.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 4205;