Педагогические идеи античного мира.
Демокрит - ученый-энциклопедист, являлся одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом подчинения. Как и Гераклит, он считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию». Одним из первых он сформировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосма».
Сократ – видный философ, посвятивший свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны от множества его учеников и почитателей. В своей педагогической практике он довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учеником. Впервые он стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов он подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел на них. Единственным объектом познания должен быть сам человека, что и составляет цель воспитания по Сократу – «Познай самого себя!».
Платон - излагал свои мысли о воспитании в своих политических и философских трактатах «Государство» и «Закон». Воспитание, как доказывал Платон, призвано ориентироваться на обоснованную им с позиций философской системы объективного идеализма цель жизни мудрого человека. Главная задача педагогики – передать потомкам принципы добродетели и этим самым укрепить разумную часть души. Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека. Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. В 378 г. до н.э. он основал в окрестностях Афин школу – Академию, которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды его педагогических идей.
Аристотель - отразил вопросы воспитания, в таких сочинениях, как «Политика» и «Этика». Его педагогические воззрения связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. Этим трем видам души соответствуют при стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые по убеждению философа, неразрывны. Цель воспитания – развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).
В этих положениях заключалось философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности. Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку дать возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года).
Главная цель воспитания по Аристотелю – нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности – это воспитание привычек к той или иной деятельности.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 4071;