В Западной Европе
Эпоха раннего Средневековья в странах Западной Европы характеризуется переходом к феодальному обществу. Памятником распада первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма является «Салическая правда» (481-511), составленная в Королевстве франков. В ней был отражен экономический порядок франков в период распада родовых отношений и возникновения имущественного неравенства, индивидуальной родовой собственности, преобразования владения в собственность.
Другим источником западноевропейской экономической мысли раннего Средневековья были «Капитулярий о виллах» Карла Великого, который датируется началом ІХ в. Он свидетельствует о том, что вся земля вотчины была в собственности «вотчинника», а большинство населения составляли закрепощенные крестьяне. Это свидетельствовало об утверждении феодальных отношений. Хозяйство имело натуральный характер, король принуждал продавать только излишки, а покупать то, что не производилось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запасы.
В период классического Средневековья экономическая мысль Западной Европы развивалась под влиянием канонической доктрины, которая трактовала экономические проблемы с позиций античных традиций (взгляды Аристотеля) и христианской идеологии (Августин Блаженный). Становление канонической доктрины связано с именем Болонского монаха Грациана, который составил в ХІІІ в. «Свод канонического права». Систематизированное толкование канонической доктрины представлено в трактате «Сумма теологий» Фомы Аквинского (Аквината) (1225/26-1274), доминиканского монаха, которого в 1323 году было канонизировано, а его учение 1879 г. было провозглашено единой истинной философией католицизма.
Все люди равны между собой, повторяет Фома слова Сенеки. Но, вместе с тем, он признает социальную иерархию, считая, что «деление людей на разные профессии обусловлено, во-первых, божьей милостью, которая распределила людей на слои, во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что разные люди склонны к разным профессиям».
Соответственно христианской доктрине Ф. Аквинский считал труд неотъемлемой обязанностью верующего, однако физический, тяжелый труд – «рабское занятие».
Он считал, что все вещи принадлежат богу, а человек ими может лишь пользоваться. Но для эффективного удовлетворения личных потребностей частная собственность необходима.
Во взглядах на торговлю Аквинат опирался на Аристотеля, отмечая два возможных типа обмена товарами: для собственного потребления и для наживы. В первом случае торговля оправдана, во втором – занятие греховное, позорное. Но если продавец улучшил определенную вещь, расходовал средства на сохранение, транспортировку вещи, рисковал утратить товары, то тогда продавать товары дороже не является грехом. Здесь мы впервые встречаемся с пониманием прибыли как вознаграждения за риск, труд предпринимателя. Эти понятия занимают значительное место в современной экономической науке.
Основой обмена является равенство полезностей обмениваемых вещей. Если в результате обмена вещи «дают пользу одному за счет другого», то тогда условия обмена нарушаются. «Справедливой ценой» является такая цена, которая возмещает затраты продавца и обеспечивает ему доход, необходимый для приобретения такой суммы средств существования, которая отвечает его социальному положению. «Справедливая цена» – это цена, которая обеспечивает нормальный для данного сословия доход. Превышать этот уровень грех.
Как и Аристотель, Фома Аквинский считал, что деньги возникли в результате волеизъявления людей иметь «наиболее правильную меру в торговле и обороте», т.е. он признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Но, «деньги не могут порождать деньги», т. е. процента. Взыскание процента он сравнивал с желанием продать и вино, и право пить (за отдельную плату) это вино. Брать дополнительную плату за пользование деньгами несправедливо, т.е. греховно.
Позднее Средневековье характеризуется такими процессами как Возрождение и Реформация. Оба эти процесса были вызваны кризисом католического христианства, отражали протест общественного сознания Европы против католической церкви.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) характеризуется тем, что в отличие от раннего христианства, религия уже воспринимается многими людьми как источник несвободы, подавления человеческого духа и ума. Отказ от христианской традиции приводит к возрождению культурных традиций античности. Это ярко отражают произведения Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли и др. В центре их творчества – человек, свободный от предрассудков и навязанных извне представлений. Возвеличивается индивид, его внутренний мир, его стремление к счастью. Фактически человек заменяет Бога как объект поклонения и прославления. Такая культура получила название гуманизма. Величайшим представителем гуманизма был Эразм Роттердамский (1469-1536). Спустя несколько столетий идеи гуманизма оказали содействие становлению культуры Просвещения, философского и бытового атеизма, философского и экономического материализма, научного мировоззрения.
Мартин Лютер (1483-1546) в Германии, Жан Кальвин (1509-1564) в Швейцарии выступили с идеей реформирования христианства. Сторонников Реформации назвали протестантами (от слова «протест»).
Реформация и протестантское вероучение, обусловленные развитием ремесла, промыслов, торговли, ростовщичества, имели большое влияние на хозяйственную жизнь Европы.
Стремление к богатству признается естественным для человека. Человек должен быть бережливым, рассудительным, деятельным и честным. Торговля в любых формах больше не считается злом. Ссудный процент стал считаться нормальным явлением. Цена устанавливается по взаимному согласию между покупателем и продавцом. Частная собственность священна и неприкосновенна, как и частная жизнь человека и его личность. Законы разрешают каждому человеку использовать свои способности и богатство так, как он считает нужным.
Хозяйственная протестантская этика способствовала зарождению и формированию нового хозяйственного уклада, который получил название капитализма. Швейцария, Нидерланды, Англия, где победила Реформация, первыми стали на путь развития капитализма, и до ХVІІІ в. стали богатейшими странами Европы. А Италия, Испания, Австрия, Польша, где сохранилось господство ортодоксальной католической церкви, отставали в хозяйственном развитии и долго оставались беднейшими из протестантских стран.
Итак, благодаря Реформации идеи хремастики получают общественное признание. Однако рядом с идеями, которые оправдывали и освящали богатство, в экономической мысли позднего Средневековья развиваются представления древнегреческих и раннехристианских мыслителей о гармоническом и справедливом обществе. Это отражалось в учении социалистов-утопистов.
Первым и ярким представителем этого учения был Томас Мор (1478-1535), автор опубликованного в 1516 г. произведении «Золотая книга, настолько полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Наверное, эта книга была написана под влиянием дружбы Т. Мора с известными гуманистами Эразмом Роттердамским и Петром Эгидием. Т. Мор – первый критик капитализма. Он подверг критике методы первоначального накопления капитала, раскрыл основные социально-экономические противоречия английского общества: неравенство, обнищание рабочих, жадность богатеев. «Там, где властвует частная собственность, где все измеряют на деньги, - считает автор, - невозможно вести речь о народном благосостоянии». Все процветающие государства представляются ему заговором богатеев, которые под именем и вывеской государства более всего проявляют заботу о своих собственных интересах.
Примером того, как можно улучшить жизнь простого народа является таинственный остров Утопия. На этом острове государство – единый организм хозяйствования. Вся земля находится в общественной собственности. Государство планирует потребление продуктов. Оно ведет учет всего создаваемого и потребностей в отдельных районах, перераспределяет продукты между ними. В случае необходимости перемещаются и работники с одного района в другой.
Основным производственным звеном в Утопии является семья. Жители городов занимаются не только ремеслом, но и земледелием. Ежегодно несколько членов семьи переселяются в село для участия в сельскохозяйственных роботах. Труд обязателен для каждого. От физической работы освобождаются только ученые и должностные лица на период выполнения ими общественных обязанностей. По мнению Мора, при общей повинности труда 6-часового рабочего дня достаточно для удовлетворения потребностей членов общества.
На острове Утопия богатство общества – условие богатства каждого его гражданина. Никто не знает ни в чем нужды, продукты распределяются поровну, людям не надо думать о завтрашнем дне – к их услугам великое множество общественных магазинов. О немощных и больных заботятся не хуже, чем о работающих. Т. Мор в таком порядке усматривал высочайшую человеческую справедливость.
Другим выдающимся социалистом-утопистом Средневековья был Томмазо Кампанелла (1568-1639) – итальянский революционер, активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. Находясь в казематах католической инквизиции, он написал знаменитую работу «Город Солнца», в которой предлагает новое, основанное на социалистических принципах устройство.
Частной собственности в городе солнца нет. Община уравнивает людей. Они одновременно и богатые, и бедные. Богатые потому, что у них есть все; бедные потому, что у них нет своей собственности. К труду привлекаются все граждане. Потребление в «Городе Солнца», будет общественным, при великом множестве материальных благ исчезнет нищета. Отношения между людьми основаны на принципах дружбы, сотрудничества и взаимопонимания.
В мечтах о социализме у Кампанеллы было много наивного и ошибочного. Он предполагал государственную регламентацию брачных отношений. Воспроизведение потомства происходит по строгим правилам и точному расписанию, за чем следят врач и астролог. Дети учатся по одному учебнику, в котором в краткой и доступной форме изложены все науки. Овладев этим учебником, который называется «Мудрость», ученики до 10 лет познают все науки.
Но вместе с тем, государство Кампанеллы – это союз жизнерадостных, патриотически настроенных людей, которые удачно объединяют физический и умственный труд, гармонично развивают свои физические и духовные способности. Труд становится приятным, овеянным славой и почетным занятием, делом чести. Обучение соединяется с производительным трудом. Эти мысли были взяты на вооружение будущими поколениями социалистов.
Итак, в эпоху позднего Средневековья в отношении к хозяйственной жизни формируется два противоположных принципа, которые довольно четко были сформулированы русским философом М. А. Бердяевым. Он писал: «Один принцип провозглашает: в хозяйственной жизни преследуй свой собственный интерес, и это будет способствовать хозяйственному развитию целого, это будет выгодно обществу, нации, государству. Такой является буржуазная идеология хозяйства. Второй принцип провозглашает: в хозяйственной жизни служи другим, целому и тогда получишь все, что тебе нужно для жизни. Второй принцип утверждает коммунизм и в этом его правота. Совершенно понятно, что второй принцип отношения к хозяйственной жизни больше отвечает христианству, чем первый».
Какой из принципов наиболее пригоден для удовлетворения потребностей людей, покажет история.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1773;