Экономическая мысль арабского Средневековья
Эпоха Средневековья начинается после падения Римской империи (V в.) и длится до ХVІІ в. Различают раннее (V-Х вв.), классическое (ХІ-Х вв.) и позднее ( ХVІ-ХVІІ вв. ) средневековье.
Экономические мысли эпохи Средневековья формировались, прежде всего, под влиянием религиозных вероучений. Большое влияние на развитие экономической мысли Ближнего Востока имел ислам. Основателем ислама стал купец из Мекки Мухаммед, который написал Коран (от араб. «алькорани» - чтения вслух, «поучения» ).
Ислам призывал всех мусульман к братству, которое служило идеологической основой образования в конце VІ – нач. VІІ вв. единого государства на Аравийском полуострове. Пророк Мухаммед провозглашал, что мусульманин не может быть рабом мусульманина и потому должен быть освобожден из рабства без выкупа. Однако социальное неравенство признается. Коран учит, что если бы Бог не удерживал одних людей над другими, «то земля бы разладилась». Он наставляет простых людей, чтобы они не «гневились бы на земле», и призывал «работать здесь, чтобы получить награду потом», «в садах вечности».
Мухаммед проповедует дух покорности, милосердия. Он призывает избегать «греховного расточительства, чтобы не остаться обедневшим». Пророком был создан фонд поддержки бедных, который формировался из милостыни (2-3 % от имущества, которое передавалось по наследству) и пятой части военной добычи.
Много экономических идей содержится в работах известного арабского мыслителя Ибн Хальдуна (1332-1406). В работе «Теория общественного прогресса»он защищает классовую дифференциацию общества, эволюцию которого он делил на «примитивность» и «цивилизацию». Материальной основой изменения этих этапов он считал создание прибавочного продукта. С присвоением этого продукта связанно господство одних людей над другими. Переход к цивилизации он объяснял развитием ремесла, торговли, всех сфер экономики.
Переход к цивилизации с ее возможностями избыточного производства материальных благ, по мнению ученого, означает, что настанет общее социальное и имущественное равенство и исчезнет потребность в расслоении общества по имущественным признакам.
По Ибн Хальдуну, богатство государства в наличии произведенных товаров. В продуктах содержится «труд, который проявляется как стоимость».
Обеспеченность людей материальными благами зависит прежде всего от заселенности города. Если город растет, то в нем будет вдоволь и предметов первой необходимости, и предметов роскоши.
Как и Каутилья в свое время, Ибн Хальдун отличает стоимость от цены. Цены на товары широкого потребления, по его мнению, снижаются благодаря развитию земледелия и участия в нем всех жителей, а на предметы роскоши – растут из-за повышения спроса на них. Упадок города, наоборот, предопределяет недостаток и дороговизну всех без исключения материальных благ.
Процветание любого города Ибн Хальдун связывал с уровнем налогов. «Наиболее действенный способ достижения расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов», - считает мыслитель.
Деньги – важнейший элемент хозяйственной жизни, их роль должны выполнять золото и серебро. Они являются отражением количественного содержания человеческого труда «во всем, что покупается», ценности любого движимого имущества. Деньги, по мнению ученого, являются также «основой приобретения, накопления и сокровища».
Прибыль промышленника и землевладельца Ибн Хальдун объяснял тем, что богатые «нанимают кого-нибудь» и эти люди «не получают чего-нибудь равноценного своему труду».
«Стоимость труда», т. е. заработная плата зависит от количества труда человека, его места среди других «работ», «потребности людей в нем».
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 921;