Экономическая мысль Древнего Рима
Экономическая мысль древнего Рима отражала период распада рабовладельческого общества. В этих условиях у древнеримских мыслителей на первый план выходят практические проблемы, связанные с рационализацией организации крупного рабовладельческого хозяйства, ведением сельского хозяйства, земельной собственностью.
Защитником древнеримских форм рабовладения был Катон Старший (234-149 гг. до н. э.). Его трактат «Земледелие» посвящен обобщению опыта и практическим рекомендациям относительно ведения натурального рабовладельческого хозяйства с определенной рыночной организацией. Он советует покупать лишь то, что нельзя произвести в собственном имении, а продавать только излишки. Для повышения доходности он разработал критерии выбора земли для организации хозяйства (хороший климат, близость к городу, удобные сообщения), рекомендации по определению структуры сельскохозяйственных угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности сфер сельского хозяйства.
Исключительное внимание Катон уделяет организации работы рабов. Он рекомендовал держать их в строгости, наказывать за наименьшую вину. Каждый раб должен выполнять установленный объем работы. Непосредственный контроль над работой рабов осуществлял раб-надзиратель, но, по мнению Катона, «глаз хозяина» является важнейшим фактором организации работы в имении.
Братья Гракхи-Тиберий (162-133 гг. до н. э.) и Гай (153-121 гг. до н. э.) стремились преодолеть экономический и политический кризис Римского государства путем проведения аграрной реформы. Они предложили изъять часть земли у крупных землевладельцев, поскольку право распоряжения этими земельными фондами сохранилось за государством, и раздать мелкими участками малоземельным и безземельным гражданам. Реформой предусматривалось, что глава семьи мог иметь не больше 500 югеров земли (125 га). На каждого взрослого сына добавлялось еще 250 югеров, но вообще размер участка одной семьи не мог превышать 1000 югеров. Изъятые у крупных землевладельцев земли распределялись по 30 югеров и раздавались бедным гражданам в вечное и неотчуждаемое арендное пользование. Реформа была направлена на ограничение крупного неэффективного землевладения знати, которая беспощадно эксплуатировала труд рабов, возрождение свободного крестьянства и повышение боеспособности римской армии. Также предполагалось, что реформа сможет предотвратить восстание рабов. Частично этот проект был реализован, но в борьбе с крупными рабовладельцами Гракхи погибли.
Ученый-энциклопедист Варрон (116-127 гг. до н. э.) в трактате «О сельском хозяйстве» обосновывает идею о том, что укрепить рабовладельческие латифундии можно за счет повышения их доходности, которая определяется агрокультурой имения, свойствами грунта, местонахождением, его рыночной ориентацией. Он доказывает необходимость «большого союза» между земледелием и скотоводством, прибыльность которого тогда была довольно высокой. К рабам Варрон относился как типичный представитель своего времени, но рекомендовал использовать гибкие методы принуждения к труду, поощрять рабов материально и морально. Отмечая низкую производительность труда рабов, он советует использовать труд наемных рабочих.
Сельскохозяйственной энциклопедией древности называют 12-томную работу «О сельском хозяйстве» римского писателя и агронома Колумеллы (І в. до н. э.). Он считал, что «латифундии погубили Италию», поскольку большое, но плохо обработанное поле дает меньше дохода, чем маленький, но старательно обработанный участок. Колумелла первым в истории античной мысли охарактеризовал проблему интенсивного развития рабовладельческого хозяйства, рекомендуя ввести разделение труда, его специализацию, использовать квалифицированный рабский труд. Он считал, что надо использовать все возможные методы для преобразования рабов в ревностных работников: от тюрьмы к обмену шутками с рабами и общественному обсуждению новых работ. Последнее можно рассматривать как начало «теории человеческих отношений», которая стала довольно распространенной во второй половине ХХ в. Однако труд свободных производителей Колумелла считает более производительным, чем рабский и потому советует переходить к системе колоната.
Подытоживая экономические мысли древнеримских мыслителей, следует отметить, что основными у них были проблемы обеспечения эффективности хозяйствования и рационального комбинирования факторов производства, которые являются стержневыми в современном курсе микроэкономики.
В І в. н. э., в Римской империи, в условиях глубокого экономического, политического и морального кризиса возникает христианство. Оно вобрало в себя немало элементов иудаизма и античных философских течений, в частности гностиков и стоиков. Так, известные представители школы стоиков Сенека (философ, воспитатель императора Нерона), Эпиктет (раб) и Марк Аврелий (император-философ), отстаивали идею о естественном состоянии и природном праве, выступали против своевольного человеческого законодательства и противоестественной жизни в роскоши, унижения и угнетения слабых. Стоики осуждали богатство как цель жизни. Христианство, развиваясь одновременно с этой философией, придерживаясь таких же взглядов, теснее примыкало к действительной жизни. Оно основательно занимается основными вопросами экономического учения: собственностью, богатством, трудом.
Христос считает богатство большой преградой к спасению души. «Богатому тяжело войти в Царство небесное». «Если хочешь быть совершенным, продай свое имущество и раздай нищим, и ты получишь сокровище на небе, потом направляйся за Мной».
Тертуллиан (около 160-220), взгляды которого стоят на высоте наиболее общих принципов христианства, говорит: «Между нами все общее, за исключением женщин».
«Земля, - пишет св. Амвросий, - данная одинаково в общее владение, как богатым, так и бедным. Почему же вы, богатые, одни присвоили ее себе всю в собственность? Природа создала общее право. Частное право возникло из насилия».
Св. Климент отмечает, что «справедливость требует, чтобы все принадлежало всем; частная собственность – продукт несправедливости».
От иудаизма христианство восприняло утверждение о том, что труд является основным источником богатства.
Известный христианский теолог Августин Блаженный (354-430) говорил, что Бог, создав мир, велел человеку работать, и ссылался на слова апостола Павла: «Если кто-то не хочет работать, пусть и не ест». Физический труд Августин считал таким же почетным, как и труд умственный. Труд кузнеца, строителя, сапожника он называл «чистым и честным ремеслом», а земледелие «чистейшим среди всех искусств». К торговле Августин относился иначе, считая, что цель купца – «дешево купить и дорого продать». А по христианству труд признается достойным похвалы лишь как страдание, как подавление плоти, как искупление греха, но он не должен сопровождаться даже мысленным взором о приобретении, обогащении. Иоанн Златоуст считал, что если Христос выгнал торговцев из Храма, то ни один христианин не может быть купцом.
В раннем христианстве остро осуждается ростовщичество и взыскание процента за ссуду. Церковные соборы запрещали духовным лицам заниматься ростовщичеством под угрозой немедленного отлучения от церкви.
Многие исследователи считают, что в раннем христианском учении содержались идеи, близкие к социализму и даже коммунизму. Действительно, в «Деяниях святых апостолов» можно прочитать: «У многих верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все в них было общим... Все, кто владел землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и клали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто, в чем имел нужду».
Французский ученый А. Еспинас (1844-1922 гг.), анализируя ранние христианские учения, пришел к выводу, что в них «частично осуществляется идеал Платона. Возник христианский социализм, на основе которого вырос социализм философский, оба коренятся в основных принципах христианства».
Русский философ М. Бердяев писал: «Христианское учение осуждает богатство и богатых, отрицает собственность, утверждает равенство всех людей перед Богом. У Св. Василия Великого, и особенно у Св. Иоанна Златоуста, есть такие резкие суждения относительно социальной несправедливости, связанной с богатством и собственностью, что перед ними бледнеют Прудон и Маркс. Златоуст был совершенный коммунист, хотя это был, конечно, коммунизм не капиталистической и не индустриальной эпохи. С большим основанием можно сказать, что коммунизм имеет христианские источники».
Тема 2. Экономическая мысль Средневековья
· Экономическая мысль арабского Средневековья
· Экономическая мысль Средневековья в Западной Европе
· Меркантилизм как первая школа политической экономии
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1508;