В Англии
«Отцом политической экономии», по мнению Маркса, был Уильям Петти (1623-1687).
В отличие от меркантилистов, его интересуют не внешние проявления, а сущность экономических процессов. Петти поставил задачу «попытаться объяснить таинственную природу» налогов и их последствий, денежной ренты, ренты с земли, денег, источников богатства.
Выяснению этих проблем он посвятил целый ряд произведений, известнейшими среди которых являются «Трактат о налогах и сборах»(1662), «Слово мудрых» (1664), «Политическая арифметика»(1676), «Разное о деньгах» (1682).
Не соглашаясь с меркантилистами, У. Петти утверждал, что богатство образуют не только благородные металлы, но и земля страны, дома, корабли, товары, мебель и т.п. Т. е., богатство нации – это сумма движимого и недвижимого имущества.
Богатство правителя, по его мнению, состоит из трех частей: 1) богатства его подданных; 2) части этого богатства, которая используется на общее благо; 3) частицы этой части, которой правитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому богатство всех подданных – важнейшее богатство. Чем оно значимее, тем больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам правитель.
Петти впервые подсчитал национальное богатство Англии, которое составляло к тому времени около 250 млн. фунтов стерлингов. Это прежде всего стоимость земли и другого имущества – домов, сооружений, скота, домашнего имущества и т. п. Количество денег не превышало 3 % всего совокупного богатства страны. Этими расчетами он положил начало современной системе национальных счетов.
Петти выделяет четыре источника богатства. «Труд есть отец богатства, а земля – его мать». Это основные источники.
Два других источника, не основных, но которые принимают участие в производстве продукта и богатства, это – квалификация, искусство рабочего и средства его труда – орудия, запасы и материалы. Они делают труд продуктивным, но не могут существовать самостоятельно, т. е. без труда и земли.
Такая трактовка источников богатства свидетельствует, что у Петти в основе цены лежит затратный подход. Однако следует отметить, что цену товара он разграничил на «естественную», под которой понимал стоимость, и рыночную, которую называл «политической» ценой. Рассматривая «естественную» цену как внутреннюю основу рыночной цены, он определял ее трудом. «Если кто-нибудь, - писал Петти, - может добыть из перуанского грунта и доставить в Лондон одну унцию серебра в то время, на протяжении которого он может выработать один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену второго». Итак, в основе меновых пропорций, в которых хлеб обменивается на серебро, лежит труд, израсходованный на их производство; стоимость определяется трудом. Именно поэтому Петти считают основателем трудовой теории стоимости.
Заработная плата, по мнению Петти, является естественной ценой труда. Ее величина определяется минимумом средств существования рабочих. Если рабочим станут платить вдвое больше указанного минимума, то они будут вдвое меньше работать. Итак, заработная плата в такой трактовке рассматривается как средство принуждения рабочих к труду. Но, с другой стороны, из этой теории выходит, что рабочие получают лишь часть созданной ими стоимости, которая отвечает минимуму средств существования. А это значит, что вторая часть созданной трудом стоимости является результатом дополнительного труда и воплощается в прибавочном продукте. Низкая заработная плата, по его мнению, как раз и гарантирует получение капиталистами прибавочного продукта, способствует накоплению, а в конце концов – конкурентоспособности Англии на внешних рынках. Основной формой прибавочного продукта является рента. Прибыль как самостоятельная экономическая категория в экономической системе Петти отсутствует.
Рента является разницей между стоимостью сельскохозяйственных продуктов и затратами производства (расходы на семена и на содержание рабочих). Петти анализирует дифференциальную земельную ренту. К. Маркс отмечал, что Петти изложил дифференциальную ренту лучше, чем А. Смит.
У. Петти приблизился к правильному пониманию цены земли. Поскольку, говорил он, земля не является продуктом труда, то она является особым товаром, цена которого зависит от дохода с земли. Т. е. цену земли он считал суммой рент за определенное количество лет. Цена земли = годовая рента*21 год.
Почему 21 год? Научно обосновать количество годовых рент, определяющих цену земли Петти не смог. Поэтому этот вопрос он решил произвольно, исходя из того, что представители трех поколений: дед (50 лет), отец (28 лет) и сын (7 лет) – могут рассчитывать прожить одновременно 21 год.
Процент Петти называет «денежной рентой» и рассматривает его как доход, производный от земельной ренты, зависимый от нее и от цены земли. Здесь явная ошибка ученого. Но в работе «Разное о деньгах» он трактует процент как страховую премию и плату за воздержание, развивает идею обратно пропорциональной зависимости между величиной денежной массы и процентной ставкой.
Петти сделал попытку решить проблему денежного обращения. Лишнее количество денег в обороте он считал вредным. Деньги подобны жиру: «каждому организму нужен жир, но излишек жира есть болезнью».
Значительное внимание в своих роботах Петти уделял вопросам налогообложения и финансов. Недостаток государственного управления, по его мнению, состоит в том, что «весьма много из того, что должно было бы управляться природой, старинными обычаями и общим согласием подпало под регулирование закона». Ученый резко выступает против государственной регламентации, если она противоречит «законам природы».
Вместе с тем, Петти возлагает на государство важные функции относительно обеспечения полного использования рабочей силы и повышения ее качества. Он предлагает за счет государственных средств обеспечивать нищих работой, связанной со строительством дорог, сооружением мостов, разработкой рудников и т.п. Здесь проявляется не только гуманность, но и экономический расчет, поскольку «...разрешение кому-нибудь нищенствовать – это более дорогостоящий способ содержания тех людей, которым законы природы не разрешают умереть с голода».
Утверждая, что качество рабочей силы является довольно важным фактором роста богатства нации, Петти пишет, что «лучше сжечь продукт одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать». Подобные мысли уже в ХХ в. высказывал Дж. Кейнс.
Что касается налоговой политики государства, то Петти отстаивал опосредованное налогообложение, отдавая преимущество акцизам. По поводу этого его соображения сводились к следующему:
- справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он потребляет, а такие налоги не навязываются силой и их легко платить тому, кто пользуется предметами природной необходимости;
- такие налоги оказывают содействие бережливости – единому способу обогащения нации.
Государственные расходы Петти регламентирует таким образом:
- расходы на оборону;
- расходы на управление;
- расходы на церковь;
- расходы на школы и университеты;
- расходы на содержание сирот и инвалидов;
- расходы на дороги, мосты и прочие предметы, которые нужны для благопользования всех.
Структура государственных расходов, разработанная Петти, напоминает расходную часть бюджета современных государств.
Как видим, научные исследования У. Петти довольно широки и глубоки, его старания сделать «...в общих чертах первый очерк политической экономии» удались. Дальнейшее развитие его идеи получили в работах А. Смита и Д. Рикардо.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1068;