Живопись периода образования Российского государства
Во второй половине XV столетия продолжается экономическое и политическое укрепление Московского княжества. Москва присоединяет к себе Ярославское, Ростовское, Рязанское княжества, подчиняет Новгород, Псков, Тверское княжество, положив, таким образом начало образования единого Российского государства. Освободившись в 1480 году от татаро-монгольского ига, Русь через семьдесят лет устанавливает владычество над землями по всему течению Волги. Позднее продолжается расширение границ Руси как на восток, так и на запад. Вместе с этим изменяется общественно-политическая система управления. Образованное Российское государство становится централизованным. Московские правители продвигают идею «Москву - третьего Рима» (преемственность власти великого князя Московского от власти византийских императоров), стремясь укрепить свою власть над присоединенными территориями. Централизация управления распространяется на все сферы жизни, в том числе и на искусство.
В русской живописи второй половины XV столетия наблюдается большой подъем. Причиной тому стала необходимость укрепления самодержавной власти московских князей, что требовало соответствующей поддержки, в том числе и в изобразительном искусстве. К живописи предъявляются новые требования: царственное великолепие, торжественная пышность. Церковь, которая в то время не отделялась от государства, также была заинтересована в регламентации изобразительного искусства. Подтверждением тому служат решения Стоглавого собора (1551). Однако, несмотря на это, в живопись все глубже проникают острые нравственные и социальные проблемы.
Основным направлением, которое определяло живопись Москвы второй половины XV века, являлось творчество Дионисия и его школы. Между 1467 и 1477 годами Дионисий с Митрофаном работали над росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре. В 1481 году, согласно дошедших источников, Дионисий, вместе с другими мастерами - это поп Тимофей, Ярец и Коня, - писал иконы для Успенского собора в Москве. В 1480-х годах в Иосифо-Волоколамском монастыре вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, старцем Паисием и племянниками всесильного Иосифа Волоцкого Досифеем и Вассианом Дионисий создает иконы для монастырского Успенского собора. Последнее документально подтвержденное известие о Дионисии относится к 1500-1502 годам, когда мастер с сыновьями занимается росписью церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Роспись церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Композиция «О Тебе радуется»
Самой интересной работой Дионисия, по мнению исследователей, является роспись церкви Ферапонтова монастыря. Фрески храма посвящены прославлению богоматери, в связи с этим в них преобладает радостный эмоциональный тон, праздничность. Выделяется группа композиций, составляющих «Вселенские соборы», которые характеризуются сдержанностью и строгостью. Похожий эмоциональный фон имеют композиции «Покров» и «О тебе радуется», с их хоровым действием и торжественностью, хотя в них и присутствует праздничность. Эти сцены, можно сказать, противостоят композициям, исполненным лиризма, например таким, как «Акафиста божьей матери». Несмотря на это, множество сцен, составляющих роспись храма, производит впечатление внутреннего единства. Все композиции соразмерны, в них преобладает плавный, спокойный ритм. Фигуры персонажей стройны, изящны, полны благородства. Роспись создает впечатление, как будто зритель переносится в мир возвышенных, идеальных образов. Можно сказать, что в росписи церкви Ферапонтова монастыря прослеживается влияние творчества Андрея Рублева на ее авторов. Вместе с этим, заметны принципиальные отличия: Дионисий в своей работе большее внимание уделяет внешнему облику персонажей. Их пропорции удлинены, движения и жесты плавные. Многие персонажи облачены в роскошные одежды, украшенные драгоценностями.
Следует отметить, что фрески церкви Рождества Богоматери создавались в период борьбы русской православной церкви с еретическими учениями. Поэтому для фресок характерно строгое соответствие канонам священных изображений, глубокая символика традиционных сюжетов. Очевидно, что одной из задач авторов росписи являлось прославление «истинной» церкви, то есть русской церкви рубежа XV-XVI веков, а вместе с тем и величия державы Ивана III. Это подтверждает наличие группы композиций, составляющих «Вселенские соборы», а также большое количество сцен с образом Богоматери. Именно образ Богоматери в представлении людей того времени был символом «идеальной церкви». Тем не менее, в вопросах веры Дионисий не был столь ортодоксален, как его знаменитый современник Иосиф Волоцкий - ярый противник еретиков, автор знаменитого «Послания к иконописцу». Творчество художника наполнено возвышенными чувствами, благожелательности к окружающему миру, в том числе и к еретикам, изображаемых во «Вселенских соборах».
Авторство Дионисия ученые приписывают нескольким превосходным иконам, самая ранняя из которых - «Одигитрия», написанная в 1482 году (ГТГ). В ней художнику удалось создать торжественный и строгий образ Богоматери. Также отметим великолепные монументальные житийные иконы митрополитов Алексея и Петра. Эти иконы отличаются благородством колорита, который создается сочетанием белых, золотистых, нежно-красных, розовых, оливковых тонов.
Творчество Дионисия и его школы стало важным этапом в развитии древнерусской живописи. Русская живопись в XVI столетии развивалась в проложенном им направлении, хотя во многом и утратила его гармонию, поэтическую силу, художественное совершенство. Вместе с этим новая эпоха также привнесла и немало нового, соответствующего целям и задачам времени.
Среди работ художников XVI века появляется больше произведений с историческими сюжетами. Появляется новый жанр - своеобразный исторический воображаемый «портрет», где конкретные черты данной индивидуальности совершенно меняют характер образа по сравнению с тем, что было раньше. В изобразительном искусстве появляется значительно больше бытовых подробностей; в иконах, росписях, миниатюре все более подробным становится архитектурный и природный ландшафт, хотя пейзажа, как самостоятельного жанра, конечно еще не было. Все эти новые веяния просматриваются уже в росписи Благовещенского собора в Москве (1508), над которой работала артель живописцев под началом Феодосия, сыном Дионисия. Так же, как у отца, композиции Феодосия гармоничные, фигуры стройные, выразительные и характерные, краски светлые и легкие. Вместе с этим заметны значительные отличия данной росписи от фресок благовещенского собора Ферапонтова монастыря. Важное место в росписи Благовещенского собора занимают апокалипсические сцены, множество иллюстраций притч; на западной стене храма размещена сцена «Страшного суда». Особое значение имеют изображения русских князей, назначение которых внушить прихожанам «божественную силу» княжеской власти.
Также среди художественных произведений XVI столетия следует отметить фрески Покровской церкви в городе Александрове, фрагменты росписи церкви Чуда Архангела Михаила Чудова монастыря Московского Кремля, роспись Успенского собора Свияжского монастыря.
Для иконописи XVI века, как и для фресок, также характерно усложнение сюжетов, наличие мелких подробностей. Живописцы наделяют смысловым содержанием буквально во все изображаемые детали. Нередко это приводит к перегруженности композиций, вследствие чего понимание зрителем увиденного возможно после длительного рассматривания иконы. Примером этого является икона «Обновление храма Христа бога нашего воскресения» (1547, ГТГ), авторами которой являются псковские мастера Остань, Яков, Михайло, Якушко, Семен Высокий Глаголь. Вообще, среди икон XVI столетия большое количество произведений имеют нравоучительный смысл, в которых авторы в аллегорической форме осуждают человеческие пороки: чревоугодие, сребролюбие, блуд, тщеславие, гнев, гордость. Это сцены притч, различных эпизодов из жизни святых, литургических песнопений. Среди подобных произведений иконы «Притча о слепце и хромце», «Лестница Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия» и многие другие.
Во время правления Ивана Грозного искусство, и, в частности, живопись, прямым образом была поставлена на укрепления государственной власти. Этот период стал своеобразной кульминацией в решении новых задач, стоящих перед живописью XVI века. Так, после пожара в Москве 1547 года, стали появляться произведения, относящиеся к религиозной и светской живописи, которые имели важное значение в последующем развитии русского изобразительного искусства. В этих произведениях были воплощены и получили завершение новые тенденции русской живописи, которые были описаны ранее.
К сожалению, многие из них не сохранились до нашего времени, как например, самое важное произведение того периода - роспись Золотой палаты Кремлевского дворца (1547-1552). Из сохранившихся описаний можно сделать вывод, что здесь преобладали сюжеты, прославляющие царский дом и прежде всего Ивана Грозного. Роспись, светская по своему назначению, содержала множество батальных сцен, а также композиции на тему истории Руси, начиная с выбора веры киевским князем Владимиром.
Икона Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая)
Также несут в себе общественно-политический смысл и иконы, созданные в Москве после 1547 года. Среди них замечательная икона «Благословенно воинство», или «Церковь воинствующая» (1552-1553, ГТГ), которая посвящена взятию Казани Иваном Грозным. Композиция произведения включает большое количество фигур, которые автор умело распределил тремя широкими потоками. Это обусловило в то же время необычный, вытянутый по горизонтали формат иконы. В данной иконе мы видим подчинение религиозной символики вполне определенной политической идее. Но также живопись этого периода отражала и иные события современности. Так, в 60-е годы XVI века, когда Иван Грозный утверждал свою власть многочисленными казнями, появились произведения, проникнутые трагическим мироощущением. К таким произведениям можно отнести скорбный образ Иоанна Предтечи в иконе Успенского собора города Дмитрова, икону из Махрищенского монастыря «Иоанн Предтеча - ангел пустыни», в которой выражение лица святого говорит о глубине драматических переживаний.
Говоря о русской живописи XV-XVI веков, нельзя не упомянуть о миниатюре. Известно, что во второй половине XV столетия в Москве существовала школа миниатюристов. Миниатюры украшали такие произведения, как Псалтирь, принадлежавшая Троице-Сергиевой лавре, и «Книга пророков» 1489 года. Во второй половине XV века в миниатюре, как и живописи, преобладают традиции прошлого века, однако уже тогда стали проявляться новые тенденции. Так, в книге Слов Григория Богослова (кон. 80-90-е гг. XV) присутствует изображение юноши в костюме западного образца, орнаментальные композиции заимствованы из венецианского издания 1476 года. Одним из выдающихся образцов миниатюрной живописи является Евангелие, украшенное Феодосием и Михаилом Медоварцевым (1507). Феодосий, сын Дионисия, выполнил четыре миниатюры, изображающие пишущих евангелистов. Оформление рукописи отличается удивительным изяществом. Композиции заключены в архитектурные обрамления в виде трехлопастной арки, поддерживаемой стройными колонками с причудливыми базами и капителями.
Начиная со второй половины XVI века, появляются иллюстрированные книги светского характера, среди которых «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. В иллюстрациях «Христианской топографии» художники не были ограничены церковными канонами, здесь они получили возможность вводить в композиции бытовые подробности. Иллюстрации подобного характера встречаются также в «Лицевом летописном своде», повествующего историю от сотворения мира до времен правления Ивана Грозного. Позднее многочисленные бытовые подробности постепенно появляются и в религиозных рукописях, прежде всего в агиографической литературе. Примером этому является «Житие Сергия Радонежского», которое содержит 652 рисунка.
Несмотря на то, что Москва в XVI веке определяла направление развитие русской живописи, существовали местные художественные школы. Свои особенные черты присутствуют в иконах, созданных в других русских городах: Ярославле, Нижнем Новгороде, Костроме, которые обладали собственными художественными кадрами. Произведениям живописи северных областей Руси - Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Обонежья, свойственны наивность и большая художественная выразительность. В целом можно отметить, что в произведениях местных художественных школ ярко проявляются народные, демократические вкусы, наивные, но сильные своей убежденностью.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1727;