I. Врожденные неопластические образования
Ретинобластома
Синдром невоидного базально-клеточного рака
Множественный эндокринный аденоматоз (синдром Вернера)
Феохромоцитома и медуллярный рак щитовидной железы (синдром Сиппла)
Хемодектомы
Полипоз толстой кишки
Синдром Гарднера
Тилез в сочетании с раком пищевода
II. Предопухолевые состояния
А. Гамартоматозные синдромы:
Нейрофиброматоз
Склероз туберозный
Синдром фон Ниппель—Линдау
Множественные экзостозы
Синдром Пейтца—Джигерса
Синдром множественных гамартом Коудена Б. Генодерматбзы:
Ксеродерма пигментная
Альбинизм
Синдром Вернера
Эпидермодисплазия верруциформная
Эпидермолиз врожденный буллезный полидиспластический
Дискератоз врожденный В. Расстройства, связанные с поломкой хромосом:
Синдром Блума
Синдром Фанкони Г. Иммунодефицитные синдромы:
Атаксия-телеангиэктазия
Синдром Вискотта—Олдрича
Поздняя иммунная недостаточность
Х-сцепленная глобулинемия
Из: J. F. Fraumeni, Jr. in J. F. Holland, E. Frei.
Генетические факторы. Для многих злокачественных новообразований, в частности рака, частота встречаемости среди больных с семейными случаями заболеваний примерно в три раза выше, чем у больных без подобной наследственной предрасположенности. Однако для некоторых групп больных с семейной наследственностью рака молочной железы и толстой кишки степень риска возрастает в 25—30 раз. Кроме того, существует ряд особых наследуемых расстройств, ведущих либо к высокой степени риска возникновения специфического неопластического процесса, либо к множественным пренеопластическим состояниям, способным развиваться в явно злокачественном направлении.
Наследственные новообразования (табл. 78-3) могут возникать в качестве единственного проявления генного дефекта или как часть генерализованного синдрома с множеством отклонений в развитии. Чаще всего наследственные нарушения при этих состояниях носят аутосомно-доминантный характер с варьирующей проницаемостью. Половина детей, рожденных от больных с такими расстройствами, унаследуют этот генный дефект.
Fraumeni распределил Предопухолевые состояния по четырем большим группам (см. табл. 78-3). Гамартоматозные синдромы представляют собой определенные типы наследования аутосомно-доминантного характера. К наиболее частым из них относится нейрофиброматоз, встречающийся у одного из 3000 рождающихся жизнеспособными плодов. Примерно у 10% больных нейрофиброматоз претерпевает саркоматозные изменения с развитием глиом мозга или зрительного нерва, невром слухового нерва, менингитом или феохромоцитом. К редким аутосомно-рецессивным генетическим расстройствам относятся гемодерматозы с отчетливым поражением кожи. Нарушения, имеющие основой поломку хромосом, характеризуются рецессивным наследованием хромосомной нестабильности и перестройкой кариотипов. У больных отмечается повышенная частота острых лейкозов. Иммунодефицитная атаксия-телеангиэктазия также характеризуется хрупкостью хромосом. Больные с врожденными или приобретенными иммунодефицитными состояниями чаще поражаются неопластическими заболеваниями, особенно лимфопролиферативными злокачественными новообразованиями.
Расовый признак является генетическим фактором по отношению к частоте рака, но интерпретация эпидемиологических данных затрудняется конкурирующим влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды и социально-экономических условий. Частота возникновения и уровень смертности от рака выше у мужчин-американцев, представителей черной расы, чем у белых. Полагают, что в какой-то мере различия в их выживании могут объясняться более поздней диагностикой и менее квалифицированным лечением. Различия в частоте рака у лиц азиатского происхождения, живущих на Гавайских островах и в Калифорнии, прояснили значение факторов среды.
Радиация. Установлено, что результатом воздействия радиации можно считать менее 3% онкологических заболеваний. Радиация, характеризующаяся выведением электронов из атомов, получила название ионизирующей. Она включает электромагнитные волны, такие как рентгеновские и -лучи, а также заряженные частицы, такие как протоны. Единицей радиации служит количество энергии, поглощенной в веществе в результате облучения: 1 рад =100 эрг/г; 1 Гр= 1 Дж/кг= 100 рад. Сведения о способности относительно больших доз радиации вызывать рак у человека имеют основой изучение популяции людей, переживших взрывы атомных бомб, а также отдельных лиц, случайно подвергшихся воздействию облучения или радиационного выброса, и больных, облучавшихся с диагностическими или лечебными целями. Было выяснено, что к индукции опухоли радиацией восприимчивы почти все ткани, но с разной степенью чувствительности. Наиболее чувствительными из них являются костный мозг, молочная и щитовидные железы. Латентный период для острого лейкоза составляет только 2—5 лет, для большинства солидных опухолей — 5—10 лет. Более высокая частота развития лейкоза наблюдается у больных, подвергшихся лучевой терапии при лечении неопластических заболеваний и анкилозирующего спондилита, рака щитовидной железы у детей, облучавшихся по поводу увеличения вилочковой железы.
Солнечная радиация, электромагнитное излучение солнца являются первичным фактором риска для рака кожи. Об этой связи свидетельствует ряд эпидемиологических и экспериментальных наблюдений. Рак кожи редко возникает у негров и других представителей интенсивно пигментированных расовых групп и особенно широко распространен среди людей со светлой кожей. Первоначально рак кожи возникает на частях тела, подверженных длительному воздействию солнечного света, и более распространен среди лиц, работающих на открытом воздухе. Больные такими генетическими заболеваниями, как пигментная ксеродерма и альбинизм, обостряющимися в результате действия солнечного света, характеризуются очень высокой степенью риска развития рака кожи.
Канцерогенное действие солнечной радиации наиболее велико в пределах спектра от 290 до 320 нм (ультрафиолетовое В-излучение), вызывая длительную эритему кожи человека (солнечный ожог). Эта область длин волн соответствует спектру действия ультрафиолетового облучения, повреждающего ДНК.
Действие солнечного ультрафиолетового облучения является также фактором риска возникновения меланомы. Как и при раке кожи, наблюдается более высокая частота меланом среди населения, проживающего на более близких к экватору широтах, где существует наибольшая подверженность ультрафиолетовому облучению.
Табакокурение. Многочисленные эпидемиологические исследования показали, что одним из основных канцерогенных веществ в окружающей среде является табачный дым. Частота рака легкого более чем в 10 раз выше у мужчин-курильщиков по сравнению с некурящими. Более того, курение табака связано с повышением частоты рака слизистой оболочки полости рта, пищевода, почки, желчного пузыря и поджелудочной железы. Особое вещество, содержащееся в табачном дыме (деготь), содержит длинный перечень химических соединений и прежде всего полициклические углеводороды. Последние, как это показано экспериментальными данными, являются контактными канцерогенами. Кроме того, метаболическая активация компонентов табака, например М-нитрозоаминов, может приводить к образованию канцерогенов, способных действовать на клетки внутренних органов. Злокачественные новообразования, причиной которых служит табакокурение, приводят к трети всех смертей мужчин США от рака и от 5 до 10% аналогичных смертельных исходов у женщин. К сожалению, приходится констатировать возрастание этого показателя у женщин. Ожидается, что к 1990 г. частота рака легкого у женщин превысит частоту возникновения рака молочной железы, что можно расценить как следствие возросшего потребления женщинами табака со времени второй мировой войны.
Совершенно ясно, что единственной и самой эффективной мерой, которая могла бы быть использованной в настоящее время против рака, — это прекращение курения, а не внедрение результатов молекулярно-генетических исследований. Следует с удовлетворением отметить, что отказ от курения приводит к постепенному снижению риска возникновения злокачественного заболевания до такой степени, что через 10—15 лет лица, бросившие курить, характеризуются примерно такой же мерой риска возникновения рака легкого, что и некурящие. Поскольку отказаться от привычки курить трудно, роль врача в этом процессе имеет чрезвычайное значение. Врачи должны стать источником жесткого предупреждения курения.
Профессиональные факторы риска. Первым сообщением о раковом заболевании, связанном с профессиональными факторами, явилось сообщение Персиваля Потта в 1775 г. о необычно высокой частоте рака мошонки у лондонских трубочистов. В настоящее время известно, что рак кожи (включая рак мошонки) может возникать при воздействии целого ряда веществ, производных угольных смол, включая и соединения, послужившие причиной заболевания и в ситуации с лондонскими трубочистами. Эпидемиологические исследования выявили также связь воздействия угольных сопродуктов с возникновением рака легкого. В табл. 78-4 приведен ряд некоторых промышленных веществ, известных как причина возникновения рака.
Загрязнение воздуха. Очевидно, что частота рака легкого нарастает при курении табака и воздействии некоторых промышленных и профессиональных факторов (первично связанных с продуктами угольного и нефтяного производства). Вместе с тем если принимать во внимание риск возникновения опухоли, зависящий от этих факторов, то эпидемиологические доказательства связи загрязнения окружающего воздуха и рака легкого становятся неубедительными. Исследования по изучению связи частоты рака легкого с возросшими уровнями содержания полициклических углеводородов и бенз(а)пирена в городском воздухе усложняются трудностями разграничения роли воздействия этих веществ, табачного дыма и профессиональных факторов риска на организм человека.
Дата добавления: 2015-03-17; просмотров: 2337;