IV. Комбинированные нарушения образования и проведения импульсов.
1. Парасистолия (гипополяризация + спонтанная диастолическая деполяризация).
2. Блокады входа в эктопические центры.
3. Блокады выхода из эктопических центров.
Вся проводящая система сердца обладает функцией автоматизма, то есть способностью осуществлять во время диастолы спонтанную деполяризацию, снижающую мембранный потенциал до порогового, после чего мембраны деполяризуются.
Существуют три основных механизма изменения ритма в водителях сердечного ритма:
1) увеличение или уменьшение скорости спонтанной деполяризации;
2) колебания порога возбуждения;
3) колебания уровня потенциала покоя.
Наибольшая скорость спонтанной диастолической деполяризации отмечается в автоматических клетках синусно-предсердного узла.
В самом общем виде аритмии могут быть обусловлены аномалией формирования импульсов и (или) аномалией их проведения.
Аритмии, связанные с нарушением автоматизма, могут быть вызваны/недостаточной функцией синусно-предсердного узла или активацией вторичных пейсмекеров, расположенных в разных участках сердца.
Такие пейсмекеры возбуждаются благодаря входящему Na+-току, If и уменьшению калиевого тока Iкдд .
Однако ритмы автоматии могут быть также вызваны аномальными пейсмекерными механизмами; в этих случаях они обусловлены не только If или Iкдд, но, по-видимому, уменьшением выходящих К+-токов или выходящих Са2+- токов.
Другой большой категорией аномального возникновения импульсов является триггерная активность, которую в свою очередь подразделяют на позднюю и раннюю постдеполяризацию.
Поздние деполяризации отражают перегрузку кальцием сердечных клеток, которая проявляется осцилляциями, следующими после завершения реполяризации.
При этом аритмогенность возрастает при быстром ритме возбуждений.
Ранние постдеполяризации прерывают 2-ю и 3-ю фазы нормальной реполяризации трансмембранного потенциала действия. Они вызваны уменьшением реполяризующих калиевых токов и (или) увеличением входящего Са2+-тока.
Их аритмогенность возрастает при медленном ритме возбуждений или после длинной паузы.
Аномалии проведения могут проявляться как при нормально формирующемся потенциале, распространение которого зависит от быстрого вхождения Ка+-тока, так и при медленном потенциале, распространение которого зависит от медленно входящего Са2+-тока и промежуточных смешанных типов потенциалов действия.
Вариации аномалий проведения связаны с разными типами потенциалов, проявляются в виде однонаправленного блока или re-entry (обратное возбуждение), анизотропии, которая зависит в основном от разобщения клеток в межклеточных контактах.
Несмотря на ограниченное число механизмов аритмий, существует большое разнообразие ионных каналов, которые вносят свой вклад в каждый из типов потенциалов и соответственно в формирование многочисленных разновидностей нарушения ритма.
Сердечные аритмии возникают в результате нарушения генерации импульсов, нарушения передачи импульсов или в результате наличия всех этих условий.
К нарушениям генерации импульсов, связанным с аритмиями, относят ненормальные проявления нормального автоматизма, нарушения автоматизма и провоцируемую активность.
К нарушениям проводимости импульсов относят блокаду проводимости циркуляции возбуждения и отражения.
Изучение клеточных механизмов сердечных аритмий ранее было сосредоточено на нарушении активных и пассивных электрических свойств клеточной мембраны, однако в настоящее время большое внимание уделяют электротоническому соединению клеток и потенциальной роли нарушения соединений в возникновении аритмий.
Относительно нарушений генерации импульсов следует отметить, что в здоровом сердце клетки нескольких типов обладают свойством автоматизма.
Это клетки синусно-предсердного узла, особые проводящие волокна предсердий, некоторые клетки атриовентрикулярного узла и клетки системы Гиса—Пуркинье.
Рабочие клетки миокарда желудочков и предсердий в нормальном состоянии автоматизмом не обладают.
Нарушения генерации импульсов могут быть вызваны изменением спонтанной активности сердечных клеток, в норме обладающих автоматизмом, появлением спонтанной активности сердечных клеток, не обладающих автоматизмом, или сочетанием этих условий.
Так, в нормальных условиях синусно-предсердный узел является основным генератором сердечного ритма и имеет наибольшую внутреннюю частоту.
Потенциальные генераторы ритма не управляют сердцем, так как импульсы синусно-предсердного узла деполяризуют их прежде, чем они достигнут порога, а частота синусно-предсердного узла их подавляет.
Замедление или исчезновение деполяризации со стороны синусно-предсердного узла, причиной которого может быть повышение тонуса блуждающего нерва, позволяет волокну с меньшей внутренней частотой "захватить управление сердцем" и вызвать запаздывающее сокращение предсердий или желудочков.
Ненормальный автоматизм — это появление спонтанной активности в клетках с деполяризованным в состоянии покоя потенциалом мембраны.
В условиях, которые вызывают снижение мембранного потенциала покоя до нуля, может возникнуть спонтанная деполяризация этих волокон, они начнут генерировать потенциалы действия и превратятся в эктопические генераторы ритма.
При острой ишемии ткань миокарда в пораженной зоне деполяризуется.
Неишемизированные клетки вокруг зоны ишемии сохраняют мембранные потенциалы покоя. Из-за разности потенциалов ток из деполяризованной зоны течет в неишемизированную ткань.
Если электрическое соединение между ишемическими и неишемическими клетками не нарушается, то через границу зоны ишемии проходит ток, достаточный для того, чтобы в неишемической ткани возник очаг возбуждения и генерация импульсов нарушалась.
Провоцируемая активность — это генерация потенциалов действия, обусловленная следовой деполяризацией, которая может произойти либо во время, либо после деполяризации потенциала действия.
Потенциал действия, обусловленный следовой деполяризацией, доходящий до порогового потенциала, может вызвать еще одну следовую деполяризацию, которая в свою очередь может симулировать еще один потенциал действия.
Отдаленные спровоцированные потенциалы действия проявляются экстрасистолами, а продолжительная спровоцированная активация — продолжительным эктопическим ритмом.
Ранняя следовая деполяризация происходит в фазе реполяризации, а поздняя следовая реполяризация возникает после ре-поляризации потенциала действия.
Следовую деполяризацию этого типа можно смоделировать при повышении внутриклеточной концентрации кальция.
Классическим примером может служить отравление сердечными гликозидами, которые тормозят действие мембранной Nа+, К+, АТФ-фазы, что приводит к повышению внутриклеточной концентрации кальция за счет изменения в механизме натриевого-кальциевого обмена в сарколемме.
Спровоцированные ритмы отличаются от истинных автоматических ритмов, так как им всегда предшествует обусловливающий их потенциал действия.
Функция проводимости импульсов также играет существенную роль в деятельности сердца.
Для синхронного сокращения миокарда и эффективной перекачки крови необходима непрерывная и равномерная активация сердца.
Перебои в его активности могут привести к злокачественной аритмии.
К причинам нарушения сердечной проводимости относят изменения анатомии миокарда, нарушение электрофизиологии или сочетание этих двух условий.
Блок проводимости можно описать как неспособность импульса распространяться в участке ткани, которая временно или совсем не возбуждается.
Обычно блок проводимости возникает на специализированных путях проводимости или в миокарде.
В любом случае дистальный по отношению к блоку участок активируется за счет импульсов, поступающих с других участков миокарда.
Циркуляция возбуждения — это повторное возбуждение участка миокарда одним и тем же электрическим импульсом, который возвращается в данный участок, пройдя по кругу.
Такой путь может образоваться в результате обхода какого-либо постоянного препятствия, например невозбудимого рубца, оставшегося после инфаркта.
Наличие невозбудимого участка не является обязательным условием циркуляции возбуждения.
Одним из необходимых условий возникновения циркуляции возбуждения является однонаправленный блок проводимости в закольцованной цепи.
Когда импульс поступает в закольцованную цепь, он проходит в обоих направлениях от точки входа.
Невозможность проводимости в одном направлении (вперед) обусловливает движение импульсов в обратном направлении (назад) по этому пути, и импульс не угасает.
Вторым условием для возникновения циркуляции является то обстоятельство, что ткань на участке блока к моменту возвращения импульса не является рефракторной.
Для этого необходимы короткий период рефрактерности на участке блока, медленная проводимость импульса в цепи, длинная цепь (в отдельности или в сочетании).
Тогда ретроградный (вернувшийся по цепи назад) импульс будет возбуждать этот участок миокарда, проходить дальше по цепи, стимулируя соседние участки и вызывая эктопическое сокращение, и возвращаться в исходную точку — участок однонаправленного блока, снова возбуждая эту ткань.
Продолжительная циркуляция возбуждения в короткой цепи может привести к тому, что центр циркуляции станет главным генератором сердечного ритма.
Тахикардия, вызванная циркуляцией возбуждения, часто переходит в фибрилляцию.
Это происходит в результате дробления циркулирующей волны на мелкие волны, которые десинхронизируют возбуждение миокарда, или вследствие ишемии миокарда, которая развивается при нарушениях коронарного кровообращения, обусловленных неадекватной диастолической коронарной перфузией.
Отражение — это вид циркуляции возбуждения, для которого характерно повторное возбуждение миокарда импульсом, идущим не по кругу, а по прямой.
Наши знания об электрофизиологии и структурных основах соединения клеток за последнее время расширились.
Электрическое соединение клеток миокарда обеспечивает упорядоченную и постоянную активность сердца.
По-видимому, электрическое соединение клеток — это главный фактор генерации и проводимости сердечных импульсов.
К сожалению, фармакологическое управление соединением клеток как антиаритмическая стратегия остается пока неисследованным.
Чтобы потенциалы действия распространялись от клетки к клетке, ток (так требует теория локальных цепей) должен идти из цитоплазмы одной клетки прямо в цитоплазму другой.
Хотя сердечная мышца с анатомической точки зрения не является "соклетием" (т. е. каждая клетка или волокно полностью ограничена дискретной мембраной, обладающей высоким электрическим сопротивлением), специализированные межклеточные соединения с низким сопротивлением облегчают передачу электрических импульсов от клетки к клетке.
Таким образом, эти межклеточные соединения с низким сопротивлением соединяют клетки электрически, позволяют внутриклеточным током одной клетки деполяризовать мембрану соседней клетки по пути через межклеточные пространства в исходную точку.
Межклеточные пути передачи электричества — это и есть межклеточные мостики.
Межклеточный мостик — это специализированный сегмент сарколеммы, содержащий многочисленные элементы связи, каждый из которых состоит из шести одинаковых блоков подъединиц, окружающих центральный гидрофильный полуканал.
Элементы связи в мембранах двух соседних клеток сходятся в узком (2-4 нм) межклеточном промежутке и образуют полный межклеточный водный канал.
Такие каналы обеспечивают межклеточную диффузию ионов и мелких молекул и являются средством передачи электричества, обмена метаболитами и, возможно, вторичными посредниками.
Сопротивление мостиков — главный фактор, определяющий общее внутриклеточное сопротивление, поэтому его изменение сильно влияет на ток в локальных цепях и скорость проводимости.
Изменения во внутриклеточной среде значительно влияют на электропроводимость мостиков. Например, патологическое повышение внутриклеточной концентрации ионов кальция может полностью рассоединить клетки миокарда.
Повышение кислотности внутри клетки также ослабляет электропроводимость мостиков, а повышение уровня цАМФ в цитоплазме — усиливает.
Поскольку электропроводимость мостиков чувствительна к внутриклеточной среде, можно ожидать, что фармакологические средства, влияющие на внутриклеточную концентрацию ионов и вторых посредников, будут влиять и на степень соединенности клеток.
Объемное распределение межклеточных мостиков и высокое удельное сопротивление мостиков по сравнению с удельным сопротивлением миоплазмы обусловливает анизотропию проводимости, наблюдаемую в сердечной мышце.
Анизотропия сердечной мышцы влияет и на другие ее электрофизиологические свойства.
Так, медленная поперечная проводимость более устойчива по отношению к нарушениям проведения мембран, чем быстрая продольная.
В анизотропной сердечной мышце амплитуда и максимальная частота деполяризации потенциалов действия бывает больше при поперечной проводимости.
Степень соединенности клетки с клеткой также определяет гетерогенность длительности потенциалов действия.
В участках с плотным электрическим соединением длительность потенциалов действия однородна. А при постепенном рассоединении клеток модели скрытые различия в длительности потенциалов действия становятся явными, потому что ток электричества между участками с тенденцией к ранней реполяризации и участками, где деполяризация сохранялась дольше, стал встречать сопротивление.
Хотя роль электрического управления длительности потенциалов действия в развитии аритмий не изучена, однако предпосылкой возникновения циркуляции возбуждения является функциональный однонаправленный блок между соседними участками ткани.
При аритмиях, наблюдаемых при ишемии и инфаркте миокарда, происходит патологическое электрическое рассоединение клеток.
Почти сразу после прекращения поступления крови в миокард отдельные клетки претерпевают глубокие изменения вследствие гипоксии, истощения питательной среды и локального наполнения электролитов и метаболитов.
Мембранный потенциал покоя деполяризуется и интенсивность направленного внутрь быстрого натриевого тока уменьшается. Прохождение импульсов становится медленным и несинхронным.
Наличие соединения между поврежденным, деполяризованным участком и близлежащей неишемической тканью создает условия (разница мембранных потенциалов покоя) для постоянного прохождения тока между этими двумя областями.
Ток, протекающий между поврежденной и пограничной зоной здоровой ткани, может вызвать фокальное возбуждение ткани и спровоцировать аритмии.
Умирающие клетки перегружены кальцием и эту функциональную изоляцию пораженной ткани объясняют этой перегрузкой и увеличением сопротивления межклеточных мостиков.
Проводимость в ишемической зоне неравномерна и прервана.
Соединение клеток способствует возникновению желудочковых аритмий, связанных с острой ишемией. Сначала, пока не произошло рассоединения, электрический ток между ишемической и здоровой тканью может вызвать фокальное возбуждение.
Затем, после рассоединения ишемических клеток, перебои в проводимости могут вызывать постоянную циркуляцию возбуждения, которая станет причиной развития желудочковых тахиаритмий.
Стойкая ишемия миокарда приводит к инфаркту, при котором сердечная мышца подвергается некрозу и замещается рубцовой тканью.
Хотя активные свойства мембраны выживших клеток восстанавливаются, проводимость в зоне инфаркта остается аномальной.
При реперфузии инфаркта, когда оставшиеся в живых клетки миокарда трансмурально распределены по матрице рубца, путь циркуляции возбуждения анатомически замкнут, а это значит, что соединения клеток разорваны. Аритмии при этом могут продолжаться годами.
Уникальное сочетание обстоятельств — сохранение нормальных активных свойств мембраны и анатомически обусловленная циркуляция возбуждения — скорее всего и объясняет трудность лечения аритмий такого типа фармакологическими препаратами.
Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 3031;