Христос Вседержитель. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения. Феофан Грек
Быстрое экономическое развитие Новгорода притягивало иноземных мастеров искусства, в частности, здесь в XIV веке работал великий византийский художник Феофан Грек. Взаимоотношения с западом способствовали знакомству местных художников с романским и готическим искусством Европы. Монументальная живопись Новгорода середины XIV века характеризуется особенностями, которые говорят об изменениях в мировосприятии в искусстве. Так, заметно стремление художников выразить чувства и переживания человека. Композиции библейских сцен становятся более свободными и непринужденными. Большое значение в русской живописи XIV века имело творчество Феофана Грека. Он удивительно точно и глубоко отразил то важное, что соответствовало духовным и художественным идеалам восточных славян в XIV - начале XV веков. К сожалению, до нашего времени сохранилось немного работ Феофана Грека - часть росписи новгородского Спасо-Преображенского собора (1378), хотя доподлинно известно, что он расписал несколько церквей в Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде. Но и из того, что сохранилось, можно сделать вывод о высоком художественном мастерстве византийца. Кисть Феофана Грека свободна и непринужденна. При рассмотрении образов возникает впечатление, что они являются плодом импровизации. В каждом изображаемом персонаже фресок собора Спаса Преображения заметны искреннее волнение, страстные порывы, трагичность, сложная внутренняя борьба. Каждый персонаж индивидуален, что придает жизненную конкретность их переживаниям. В этом состоит особенная манера письма мастера, несмотря на то, что художник точно следует канонам иконографии. Колорит фресок Феофана Грека видится не очень разнообразным, хотя высказываются предположения, что первоначально фрески Спасо-Преображенского собора были более красочными. В нынешнем состоянии преобладающий коричневато-оранжевый тон в сочетании с серебристыми зеленоватыми, розовыми, белыми тонами создает особый колористический эффект. Белые и сероватые резкие блики, положенные на выступающих, а нередко и на затененных частях, сообщают фрескам необыкновенную экспрессию и драматизм. Динамичной живописной манере соответствует и построение широко очерченных фигур. Характерен выразительный рисунок складок одежды, порой резко пересекающихся, образующих острые углы и изломы. В целом можно отметить, что манера письма Феофана полностью соответствует внутренней экспрессии образов, их драматической напряженности.
Особого внимания заслуживает композиция ветхозаветной «Троицы», расположенная в угловой камере храма. Она отличается строгой симметрией, художественной целостностью. Великолепно изображена фигура среднего ангела. Его крылья, можно сказать, осеняют всю описываемую сцену и отделяют от других композиций. Компактность, строгая уравновешенность основных составляющих сцены придают «Троице» монументальность. Хотя следует отметить, что сама по себе эта композиция лишена умиротворенности, покоя. Этому способствует необыкновенно широкий размах крыльев среднего ангела, что придает всей композиции ощущение неземного величия. Торжественная неподвижная поза среднего ангела контрастируют с фигурой правого ангела, который повернут к столу, и с фигурой склонившейся Сарры. Все детали фрески - изломанные складки одежд, резкие блики, пересекающиеся контуры – наполняют сцену движением, скрытой энергией. Нижняя левая часть композиции до настоящего времени не сохранилась, однако можно предположить, что в этой части была расположена парная к фигуре Сарры фигура Авраама. «Троица» Феофана Грека воспринимается как возвышенное и грозное видение, показывающее могущество божества, в ней отражается мысль о могуществе духа, о В данной композиции нет и следа благости, нравственной силе человека. которая присутствует в «Троице» Андрея Рублева.
Авторство мастерской Феофана Грека приписываются также некоторым иконам, среди которых «Преображение» и «Донская Богоматерь» (ГТГ). Совершенно точно известно, что в 1405 году Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев совместно работали над росписью московского Благовещенского собора. Кроме того ими были написаны большие иконы для иконостаса этого собора, из которых творчеству Феофана Грека принадлежат, видимо, иконы Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Павла, Иоанна Златоуста, Василия Великого. Художник-монументалист, он сумел и в станковой живописи достичь того же ощущения величия, торжественной приподнятости, что и в своих росписях. Однако специфика написания икон предполагает большей тщательности изображения деталей. Страстность изображаемых пророков и святых, которая характерна персонажам фресок церкви Спаса Преображения здесь смягчена, хотя внутренняя жизнь столь же интенсивна и глубока. Исследователи сходятся во мнении, что самый привлекательный в иконостасе Благовещенского собора - образ Богоматери, облаченной в мафорий густого синего цвета. Ее лицо изображено Феофоном спокойным и милостивым, отличается просветленностью, ясностью, чистотой. В подобных больших «чиновых» иконах художник показывает себя великолепным колористом, сочетающим контрастные интенсивные тона, достигая при этом цветовой гармонии.
Иконостас Благовещенского собора имеет важное значение в истории древнерусского искусства не только по причине того, что авторами входящих в него икон являются великие художники. Существенным моментом является то, что именно здесь русский иконостас обрел свою законченную форму, принял на себя функции всей росписи древнерусского храма. Основные ее сюжеты концентрируются именно здесь, обретая абсолютно ясную последовательность и иерархичность. Расположенные на иконостасе в несколько рядов иконы образовали стройную монументальную композицию, по своим пропорциям соответствующую размерам внутреннего пространства храма и настенным росписям. Феофан Грек точно осознал его значение и огромные идейно-художественные возможности. Позднее новгородские, да и художники других русских земель в своем творчестве ориентиром считали работы Феофана Грека. Среди них были художники, обладавшие яркой творческой индивидуальностью. Этим объясняется общность, и в то же время индивидуальность фресок церквей Федора Стратилата (1370-е гг.), Успения Богоматери на Волотовом поле (1360-1390-е гг.), Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на Кладбище (1390-е гг.). К сожалению, фрески церкви Успения Богоматери на Волотовом поле и частично церкви Спаса на Ковалеве, как и многие другие произведения искусства, были уничтожены в период Великой Отечественной войны.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1593;