Икона Устюжское Благовещение. 20-30-е гг. XII века
Великолепным образцом работ новгородских мастеров является икона «Устюжское Благовещение», относящаяся к 20-30 годам XII века. Образы Богоматери и архангела Гавриила представлены здесь в спокойных позах, подчеркивая торжественность изображенного момента. Фигуры характеризуются стройностью пропорций, их одеяния ложатся мягкими, мерными и изящными складками. В самой манере изображения святых прослеживается влияние эллинистического искусства. Тем не менее внимание, уделяемое силуэтам фигур, говорят о преобладании принципа плоскостности, свойственного уже древнерусской живописи. Лицо архангела показано с прямой линией бровей, миндалевидным разрезом глаз, длинным тонким носом и маленьким, изящным ртом. В его образе отражена глубокая внутренняя жизнь и отрешенность от земных страстей. Здесь мы видим желание художника создать высокий, «божественный» идеал. Также это проявляется в колорите самой иконы, в котором преобладает тонкое соотношение золотисто-желтых, вишневых, синих тонов. Эти тона в сочетании с мерцающим золотым фоном создают сдержанный и вместе с тем звучный цветовой аккорд, подчеркивают торжественный образный строй иконы. Важное значение также имеет и жест архангела. Его рука расположена в самом центре композиции. Художник расставляет этим смысловой акцент произведения. Этим благословляющим жестом архангел объявляет Марии, что ей уготована честь стать матерью бога. Одновременно он словно направляет на тяжкий жизненный путь младенца Христа, фигурка которого расположена на груди Богоматери. Так в простой композиции автор достигает многозначительности и глубины. Эта икона наглядно показывает нам, как органически и плодотворно были использованы и по-своему истолкованы новгородским художником традиции византийской живописи, которые стали определяющими в формировании древнерусской живописи.
Окончательно древнерусская живопись, как самостоятельная школа, сформировалась со второй половины XIII столетия, после того, как связи с Византией и Балканами разорвались в результате нашествия Батыя. Именно тогда сформировались собственные традиции в русской живописи. Тем не менее, уже с конца XII столетия в древнерусской живописи начинают накапливаться черты, которые со временем определят характер произведений, где совсем не ощущается высокий, торжественный строй. Считается, что эти черты впервые проявились в росписях церкви Спаса Нередицы. Росписям церкви Спаса Нередицы свойственна большая конкретность выражения мыслей и чувств, проявляющаяся и в характеристике образов святых, и в пластически-живописных решениях, и в любви к ярким локальным краскам. Высокий аристократизм икон, характерный для византийской школы, утрачивается. Видимо иконы, подобные таким иконам, как «Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий» (ГРМ), «Спас на престоле» (ГТГ), «Георгий с житием» (начало XIV в., ГРМ), в большей степени соответствовали вкусам духовенства и широких слоев новгородского общества. Следует отметить, что художественное мастерство авторов этих икон ниже, однако в этих произведениях отражены характерные черты новгородской живописи XIV - XV веков: открытый цвет, напряженные сочетания ярких красочных пятен, повествовательность и любовь к подробностям.
Новгородская живопись является особой страницей в истории древнерусской живописи, вместе с тем органично входит в общий процесс культурного развития всей Древней Руси. Достижения новгородских мастеров впоследствии вливаются в общий поток развития древнерусского искусства, обладая, тем не менее, и в XIV-XVI веках своими отличительными чертами.
Описывая развитие древнерусской живописи второй половины XII - начала XIII веков нельзя не отметить культуру Владимиро-Суздальского княжества, которое к середине XII века стало одним из крупнейших феодальных образований на северо-востоке Древней Руси. И хотя образцов станковой живописи Владимиро-Суздальского княжества сохранилось немного, можно быть уверенным, что живопись занимала здесь достойное место. Из сохранившихся памятников можно выделить роспись Успенского собора. Дошла до нас и часть росписи Дмитриевского собора, показывающая мастерство ее авторов. Сохранились также иконы, относящиеся к Владимиро-Суздальскому княжеству: два оглавных «Деисуса» (XII в., ГТГ), великолепный образ Дмитрия Солунского (XII в., ГТГ) и связанные с Ярославлем «Богоматерь Bеликая Панагия» - так называемая «Ярославская Оранта» (XII-XIII в. ГТГ), «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (XIII в., собрание Гос. музеев Московского Кремля), «Богоматерь Толгская на троне» (XIV в., ГТГ). Все эти произведения характеризуются монументальностью, глубокой психологической выразительностью, высоким совершенством формы.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1228;