Чудо о Фроле и Лавре. Икона. Конец XV века
Четырнадцатый век - период расцвета иконописи на новгородской земле. Она тесно переплетается с народным творчеством, отражает идеалы добра, справедливости, самопожертвования. Это выражается в тяге живописцев к ярким красочным сочетаниям, в переосмыслении традиционных византийских образов в сторону народных верований. Так, Святой Георгий становится былинным рыцарем, который защищает обездоленных, Святой Николай - покровителем мореходов, добрым старцем, к которому обращаются в самых различных случаях, Святой Власий, Спиридон становятся покровителями домашних животных. Лучшие иконы новгородских мастеров, среди которых «Святой Георгий» (конец XIV в., ГРМ), «Святой Георгий» (первая половина XV в., ГТГ), «Отечество» (конец XIV в., ГТГ), «Четырехчастная икона» (начало XV в., ГРМ) характеризуются конкретностью повествования, ясностью композиционных решений, четкостью линейного строя. Их авторы постепенно отходят от богословских догматов, показывая в них реальный жизненный смысл. Хотя следует отметить, что живописцы еще не пользуются реалистическими средствами выражения своих мыслей и чувств.
Следует отметить, что реальные образы в русской иконописи появляются именно в новгородских иконах. Примером могут служить иконы «Молящиеся новгородцы» (1467, Новгород, музей), на которой изображена семья новгородцев в молитвенных позах, икона «Битва новгородцев с суздальцами» (вторая половина XV в., несколько вариантов), где изображено поражение войск Андрея Боголюбского под стенами Новгорода в 1169 году.
Один из шедевров новгородской иконописи икона «Чудо о Фроле и Лавре» (конец XV в., ГТГ) воспринимается как торжественно-праздничная. Она написана светло-желтыми, белыми, травянисто-зелеными, красными, оранжевыми красками. Эти сочетания создают неповторимый цветовой аккорд, вызывающий чувство радости, душевного подъема. Несмотря на большое количество фигур в композиции не создается впечатление тесноты в поле иконы. Наоборот, все фигуры находятся «на своих местах»: вверху композиции традиционная деисусная сцена - архангел Михаил, держащий за повод оседланных лошадей, ниже - трое всадников-коневодов и по сторонам его Фрол и Лавр, еще ниже - табун с жеребятами. Пространство между персонажами залито золотистым светом, что создает впечатление простора. Свободный и размеренный ритм иконе придают многочисленные повторы плавных круглящихся линий, глубоко продуманные повторения отдельных цветовых пятен. Стройные фигуры святых, скачущие на конях всадники, табун разномастных лошадей – все это придает иконе ощущение сказочности.
Новгородская школа иконописи оказала сильное воздействие на живопись многих культурных центров Древней Руси, особенно на Севере. Иконы, написанные карельскими, вологодскими и архангельскими живописцами, называются «северными письмами». Несмотря на то, что «северные письма» более примитивны по сравнению с произведениями мастеров Новгорода, Москвы или Твери, они имеют свою особенность - удивительное простодушие, предельную конкретность интерпретации традиционных сюжетов и образов («Власий», конец XV - начало XVI в., Петрозаводск, Карельский музей изобразительных искусств; «Богоматерь Умиление с избранными святыми», XV в., ГРМ; «Чудо о Фроле и Лавре, Власий и Спиридоний», первая половина XVI в., ГРМ, и др.).
Если рассматривать культуру Пскова, то следует отметить, что несмотря на то, что Псков долгое время находился в подчинении у Новгорода, его искусство имело ряд отличительных особеннстей от искусства своего «старшего брата». Эта особенность касается в том числе и живописи Пскова. Свидетельством этого могут служить фрески церкви Рождества Богоматери Снетогорского монастыря (1313). Они отличны от всего, что было создано на русской почве в предшествующие столетия, хотя и имеют некоторое сходство с фресками церкви Спаса Нередицы. Местные живописцы внесли в традиционные религиозные композиции много нового, свидетельствующего о знакомстве с апокрифами и об их свободном толковании. В росписях церкви Рождества Богоматери Снетогорского монастыря замечательны образы апостолов и святых, они индивидуализированы и наделены огромной духовной силой. Хотя их повышенная эмоциональность наводит на мысль о сходстве с искусством Феофана Грека.
Культуре Пскова XIV века свойственна демократичность. Это проявилось в том числе и в живописи, и в иконописи в частности. Псковские мастера по-своему трактовали традиционные иконографические сюжеты и образы. Так, образы Богоматери и святых в иконе «Собор Богоматери» (XIV в.) обладают огромной внутренней экспрессией. В иконах Пскова ощущается порой нечто драматическое, что достигается благодаря напряженному сочетанию глубоких красных и зеленых тонов, беспокойному линейному ритму, резким ударам белой краской в выступающих и в затененных местах. Это характерно иконам «Св. Параскева Пятница», «Григорий Богослов», «Иоанн Златоуст» и «Василий Великий» (XIV в., ГТГ), «Дмитрий Солунский» (середина XV в., ГРМ). В некоторых псковских иконах присутствует стихия сказочности, разрывающая рамки канонов (икона «Огненное восхождение Ильи», XIV в., ГИМ).
В XIV - XV веках живопись интенсивно развивалась и в других русских землях. Так, интересна ростово-суздальская живописная школа. Ее представляют такие известные памятники, как «Никола Зарайский с житием» (конец XIII - начало XIV в., ГТГ), «Борис и Глеб» (середина XV в., ГТГ). Произведениям ростово-суздальской школы характерна подчеркнутая плоскостность, любовь к теплым сближенным тонам, аристократичность и одухотворенность образов. Что касается искусства Тверского княжества XIII - XV веков, то оно исследовано не полностью ввиду того, что до нашего времени сохранилось очень мало произведений. Совершенно точно известно, что в XIII веке Тверь обладала своими кадрами живописцев, которые первоначально ориентировались на искусство Киева. Свои особенности в тверской живописи начинают проявляться в XIV - XV веках. В целом можно отметить, что живописи Твери чужда утонченность московских памятников рублевского круга. Иконописцы Твери предпочитали холодный голубой цвет, который нередко определял цветовое решение иконы. Из сохранившихся произведений тверских живописцев можно выделить икону «Успение» (первая четверть XV в. ГТГ), деисусный чин первой половины XV века (ГТГ), праздничный чин из Воскресенского собора в Кашине (вторая половина XV в., ГТГ).
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1324;