ВОПРОС 1: Понятие литературы fin de sciecle (конец века): характеристика, периодизация, представители.
К ним относятся прецессия земной оси, нутация земной оси, приливные явления и колебания полюса.
1) Прецессия земной оси.
Как известно, ось Земли имеет наклон к эклиптике (нормали к плоскости, проходящей через орбиту Земли) и составляет 23,5º (рис 5.2).
|
Рис 5.2
Конус вращения составляет 47º и возврат земной оси к прежнему положению происходит через 25800 лет. Если бы прецессия не была такой медленной, то навигация по звёздам была бы очень сложной.
Средняя скорость прецессии земной оси составляет около 50,2″ в год и равна
Прецессия земной оси, обусловленная влиянием Солнца, определяется следующим образом:
,
где W – угловая скорость вращения Земли;
С, А – полярный и экваториальный моменты инерции Земли;
МСолнце – масса Солнца;
R – радиус орбиты Земли вокруг Солнца;
θ – угол, образованный экваториальной плоскостью Земли с экваториальной круговой орбитой Солнца вокруг Земли.
Прецессия земной оси, обусловленная влиянием Луны, определяется следующим образом:
,
где условные обозначения те же, кроме MЛуна – масса Луны и r – радиус орбиты Луны вокруг Земли.
Здесь угол θ' близок к θ, так как плоскость орбиты Луны близка к эклиптике, и практически также равен 23.5º.
2) Нутация
α1 и α2 - широты
Рис. 5.3
В зависимости от начальных условий конец земной оси вычерчивает на воображаемой сферической поверхности кривую, приведенную на рис. 5.3.
Нутационные колебания земной оси возникают из-за того, что ось вращения Земли слегка наклонена к оси наибольшего момента инерции. Нутация выражается в периодических вариациях широты с периодом 430-435 суток и переменной амплитудой, составляющей в среднем 0.14″. Эти колебания накладываются на 12-месячные (сезонные) вариации широты с амплитудой того же порядка величины.
3) Колебание полюсов Земли
Помимо нутационных, имеются другие колебания полюсов Земли – 12-месячные (годовые) колебания. Их природа связывается с движениями в атмосфере Земли. Несмотря на ограниченную массу атмосферы, перемещения в ней имеют порядок размеров Земли. При перемещении на расстояние, равное радиусу Земли а, для получения изменения момента инерции ∆I = 1036 г·см2 необходима масса что составляет лишь 5·10–4 массы атмосферы. Манк и Хассан исследовали среднемесячные значения моментов инерции атмосферы по всем имеющимся барометрическим данным. Они пришли к выводу, что именно атмосферные движения возбуждают 12-месячные (годовые) колебания полюсов.
Существуют еще и 14-месячные колебания полюсов Земли, но природа их окончательно не выяснена. Предполагают, что они связаны с пока непознанной связью между ядром и мантией.
Приливное трение и эволюция системы Земля – Луна
Происхождение приливного момента заключается в следующем (рис. 5.4).
Рис. 5.4
Градиент потенциала притяжения Луны вызывает появление приливных выступов на Земле, в частности, в океанах. Процессы диссипации* энергии приводят к запаздыванию приливов. Градиент гравитационного потенциала приливного выступа создаёт силу, ускоряющую орбитальное движение Луны, и силу, замедляющую вращение Земли.
Земля вращается вокруг своей оси с угловой скоростью ω. Земля и Луна вращаются вокруг общего центра масс с угловой скоростью ωс. Луна сохраняет постоянную ориентацию относительно Земли.
* диссипация – рассеяние. Диссипация энергии – переход части энергии упорядоченных процессов (кинетической энергии движущегося тела и т.д.) в энергию неупорядоченных процессов, в конечном итоге – в теплоту.
Если бы не было диссипации приливной энергии, то приливный выступ был бы направлен прямо на Луну и поэтому не было бы замедляющего момента. Так было бы в случае идеально упругой Земли с невязкими океанами и ядром. Но это не так. Поэтому приливное трение приводит к замедлению вращения Земли и увеличению ускорения орбитального движения Луны. Это заставляет Луну переходить на орбиты с возрастающими радиусами и убыванием её угловой скорости, т. е. в настоящее время Луна удаляется от Земли.
Замедление вращения Земли вызывается также и Солнцем. Однако на долю солнечных приливов приходится менее четверти всей диссипирующей энергии.
ВОПРОС 1: Понятие литературы fin de sciecle (конец века): характеристика, периодизация, представители.
Обозначение характерных явлений периода 1890—1910 годов в истории европейской культуры. В России более известно как Серебряный век. Декаданс (франц.decadence – упадок) – общее обозначение нереалистических направлений и течений в русском и европейском искусстве конца Х1Х – начала ХХ в. Термин возник во Франции в 80-е гг. Х1Х века одновременно с понятием «конец века» («fin de siecle»). Основные мотивы творчества декадентов: утрата надежд, идеалов, ощущение безнадежности и бессмысленности существования, небытие и смерть, культ хрупкой, болезненной, угасающей красоты, проповедь неограниченной свободы личности и «искусства для искусства», пренебрежение моралью, крайний индивидуализм.
Выражение Fin de siècle впервые появилось в 1886 году во французской газете «Le Décadent». По другой версии, при обсуждении в журнале «Intermédiaire des chercheurs et des curieux» в 1901 происхождения этого выражения выяснилось, что моду на него создала пьеса «Конец века» французских писателей Микара и Жувено. Уже в начале 1890-х годов именование «конец века» стало использоваться критиками, писателями, деятелями искусства для обозначения не столько временного отрезка, сколько особого умонастроения. Выражение стало синонимом утонченности переживаний и нервной обостренности ощущений, пессимизма, усталости от жизни. Выражение быстро распространилось в других странах Европы: так, уже в 1891 г. роман под названием «Fin de siècle» опубликовал немецкий писатель Герман Бар.
Эпоха «конца века» характеризуется метаниями между ожиданием перемен, эйфорией в ожидании будущего, страхом перед этим будущим, эфемерностью бытия, чувством приближающегося конца света, пресыщением жизнью, очарованием смертью, беззаботностью, фривольностью и декадансом.
К явлениям конца века относили индивидуализм, отказ от общественной жизни и общепринятых моральных норм, разнообразные проявления «упадка». Размышления об особенностях эпохи и их причинах составили основное или значительное содержание произведений таких мыслителей, как Фридрих Ницше, Макс Нордау, Бенедетто Кроче, Ханс Дельбрюк и др.
В массовом и бульварном употреблении ходовое выражение применялось в любых сочетаниях: «галстук конца века», «женщина конца века», «преступление конца века». В 1910 году экспрессионизм пришёл на смену.
Основные направления философско-художественных исканий времени. Формирование жанра психологический прозы. Реализм в творчестве Ги де Мопассана, ученика Флобера. Многообразие тематики в новеллах, изображающих жизнь Третьей республики во Франции. Новаторство Мопассана – новеллиста. Развитие жанра психологического романа («Жизнь», «Милый друг»). Интеллектуальная проза. Натурализм как художественный метод и позитивизм – его философская основа. Понятие натуралистической триады И.Тэна (раса-среда-момент). Золя – автор цикла «Ругон-Маккары», «естественной и социальной истории одной семьи в период Второй империи». Символизм как художественный метод. Понятие символа-знака. П.Верлен, А.Рембо: художественный мир поэзии. Понятие символистского театра и драматургия М.Метерлинка, особенности построения драматического конфликта и развития сценического действия в пьесах раннего периода творчества («Слепые» "«Непрошеная», «Там, внутри»). «Синяя птица» как особый этап драматургии М.Метерлинка. Понятие «новой драмы». Генрих Ибсен – основоположник нового типа социально-психологической пьесы-дискуссии. «Кукольный дом»: символика названия пьесы, аналитическая структура драмы, соотношение между внешним ходом действия (развитием интриги) и внутренним содержанием (обнажением социальных основ буржуазной семьи), характер построения диалога, ретроспективный ход, открытый финал. Импрессионизм психологической прозы Кнута Гамсуна. Роман «Голод». Мистерия любви: повести «Пан» и «Виктория». Особенности идейно-художественных взглядов Августа Стриндберга. Натуралистическое звучание его пьес «Отец» и «Фрекен Юлия». Английский эстетизм. Дж.Рескин и прерафаэлиты: критика капитализма «с позиции красоты». Творчество Оскара Уайльда. Круг нравственных проблем его сказок и способы их художественного воплощения. Символизм романа «Портрет Дориана Грея». Джон Голсуорси. «Сага о Форсайтах» как центральное произведение писателя. Мастерство создания психологического портрета в романе «Собственник». Форсайтизм как понятие нарицательное. Интеллектуальный театр Бернарда Шоу. Парадокс как основополагающий принцип его пьес: «Профессия миссис Уоррен» и «Пигмалион».Особенности решения исторической темы в пьесе «Цезарь и Клеопатра». Чехов и Шоу: пьеса «Дом, где разбиваются сердца» - «фантазия в русском стиле на английские темы». Становление реализма в литературе США. Юмор и сатира рассказов М.Твена («Журналистика в Тенесси», «Письмо ангела-хранителя», «Человек, который совратил Гедлиберг»), книг о детях (о Томе и Геке). Д.Лондон. «Северные» рассказы: основные темы, идеи. Развенчание героя-ницшеанца, судьба художника в буржуазном обществе как темы романа «Мартин Иден». Социальный смысл и художественные особенности романа Т.Драйзера «Американская трагедия».
Несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества. Многими деятелями культуры, западными и русскими философами, поэтами и писателями, музыкантами и художниками эпоха расценивалась как кризисная. Об апокалиптическом характере современности говорили как западные (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет), так и русские мыслители (В. Розанов, Н. Бердяев, А. Белый, П. Флоренский.
У А. Шопенгауэра (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказал влияние на мировоззрение многих писателей (Т. Манн, Т. Гарди). Он шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом.
Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф. Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф. Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф. Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р. Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т. Манна, Р. Роллана). Работы Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886)
Учением об интуиции А. Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма.
Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов. Так формируется декаданскак тип трагического художественного мироощущения рубежа веков.
Модернизм рубежа веков – это попытка преодоления декаданса. Модернизм – это поиск художниками новых форм выражения своих мыслей, чувств, настроений. Новый культурный, духовный контекст требовал нового типа художественного восприятия действительности. «Задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство».
ВОПРОС 2: Эпоха викторианства в Англии и литература: периодизация, характеристика, литературные направления, авторы.
Викторианская литература — литературные произведения, созданные в Великобритании в викторианскую эпоху (1837—1901). В европейском контексте этот период соответствует эпохе критического реализма.
Викторианский роман. Реалистический роман в Англии представлен творчеством двух крупнейших прозаиков, Чарлза Диккенса и Уильяма Теккерея. Это писатели-викторианцы, воплотившие в своих произведениях характерные черты викторианской литературы. Она названа по времени правления королевы Виктории (1837–1901 гг.), при которой английская культура приобрела ряд специфических буржуазных черт. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма.
Утилитаризм превыше всего ставит принцип полезности, отождествляет счастье с материальным богатством, выгодой; бог утилитаризма — статистика, факты, а "бесполезное" искусство утилитаризм игнорирует, относится к нему с подозрением как к предмету духовной роскоши. Здесь утилитаристы смыкаются с евангелистами, популярной ветвью англиканской церкви.
Евангелизм отличает недоверие к чувственной стороне жизни и природы человека, призыв к подавлению всех естественных начал, боязнь любых наслаждений, искусства в том числе. Собственно эстетическая функция искусства в глазах викторианцев не могла служить оправданием его существования; искусство и литература могли быть приемлемы лишь постольку, поскольку были полезны для совершенствования общества, то есть воспитательная, или уже — назидательная функция литературы, выходила на первый план. Общество, основанное на односторонних и приукрашенных представлениях о человеческой натуре, закрывшее глаза на реальную сложность, неоднозначность личности, обернулось обществом ханжеским, лицемерным, фальшивым.
В викторианскую эпоху процветала двойная мораль: религиозность, сентиментальность и добрые намерения прекрасно уживались с проявлениями вопиющего социального неравенства и жестокости в личных отношениях. Представления о "хороших манерах", свойственные ограниченному среднему классу, то есть большинству читающей публики, повлияли на представления о литературных приличиях, и в XIX веке вольный дух английской литературы восемнадцатого века казался англичанам "неприличным", был наложен запрет на любые упоминания о теле и сексуальности. Благопристойность — непременное условие викторианской литературы.
Английские романисты викторианской эпохи намного меньше теоретизировали по поводу романа, чем французские писатели. Если французам вообще свойствен более рациональный подход к литературным и эстетическим проблемам, то вся эстетика романа в Англии вплоть до появления романиста-реформатора Генри Джеймса может быть сведена к непритязательной формуле Уилки Коллинза: "Пусть читатель смеется и плачет, пусть ждет".
Викторианский роман по сравнению с французским менее ясный, композиционно более рыхлый, стилистически более небрежный, более импровизационный, намного более дидактичный. Жанровая разновидность романа карьеры реже встречается в викторианской литературе по сравнению с современной ей французской, потому что герой английского романа — более средний, заурядный человек, не сжигаемый внутренними страстями, не бросающий вызов обществу, а желающий вписаться в существующее общественное устройство как можно более безболезненно. Поэтому, описывая процессы взросления и изменения личности, викторианские романисты чаще прибегали к жанровым образцам романа воспитания — это жанр по природе оптимистический, показывающий рост человека, обретение им жизненного опыта и места в жизни. Вообще дети и подростки впервые становятся героями литературных произведений начиная с романтической эпохи, но в литературе реализма возрастает внимание к детству как к особой формирующей эпохе человеческой жизни.
Реалистический роман не сразу нашел способы и приемы для изображения остроты детских переживаний, отличий детского мировосприятия. Целую галерею детских образов создал, например, Чарлз Диккенс.
Именно в это время на литературной сцене появляются эмоциональные романы сестер Бронте, проницательные изображения жизни профессиональных и земледельческих классов Энтони Троллоула, сатирический роман «Ярмарка Тщеставия» Уильяма Теккерея и Чарльз Диккенс, отразивший в своих романах весь срез английского общества тех лет.
Но в конце 80-х годов XIX столетия английский роман вновь видоизменяется. Это происходит в связи с образовательными реформами, которые предусматривали всеобщее начальное образование для всех слоев населения. Трудно переоценить значение этих реформ, поскольку сформировался новый читательский рынок, что, в свою очередь, изменило рынок книжный и поменяло отношение писателей к жанру романа – он стал очень востребован читающей публикой.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 3990;