ВОПРОС 3: Творчество Чарлза Диккенса. Триптих «Тяжелые времена» ,«Крошка Доррит», «Холодный дом» (рассказать об одном из романов).

Диккенс вошел в мировую литературу как великий юмо­рист и сатирик. Смех во всем многообразии его оттенков - от мягкой иронии до гневной сатиры - главное оружие Диккен­са. Смех побеждает зло и утверждает добро, всегда торжест­вующее в романах Диккенса.

В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.

1. - ранний - охватывает 1833-1841 гг. В это время созданы «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба» (первый роман, принес славу), «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби».

2. - 1842-1848 гг. - приходится на время подъема рабочего движения в Англии. В эти годы написаны «Американские заметки» талант Дик­кенса-публициста, он обращается к жанру исторического романа («Барнеби Радж» 1841), пи­шет остро обличительные романы «Жизнь и приключения Мартина Чезлвнта» (1844) и «Домби и сын» (1848), очеркист («Картины Италии» 1846); создает цикл «Рождественских рассказов» (1843-1845).

3. - 1849-1859 гг. - открывается романом «Дэвид Копперфилд», за которым следуют «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит». Связь с народом и вера в народ, которые всегда были свойственны Диккенсу, еще больше усилились в его социаль­ных романах 50-х годов. Характерная особенность произведений Диккенса этого пе­риода заключается в преобладании в них сатиры над юмором.

4. охватывает 1860-е годы. В это десятиле­тие Диккенс создает романы «Большие ожидания», «Наш общий друг» и начинает работу над «Тайной Эдвина Друда». Завершить этот роман помешала смерть писателя. Связь с народом и вера в народ. Однако общий тон его романов становится иным - гораз­до более пессимистическим, что объясняется утратой веры в возможность осуществления своего идеала в современных условиях. Диккенс, упорно искавший пути выхода из создав­шегося положения, не мог не чувствовать, что найденное им - этот утопический мир добрых, наивных и бескорыстных лю­дей, живущих как бы на островке среди океана зла, лжи и бесчеловечности буржуазного мира, - не имеет под собой широкой реальной основы (отсюда - элемент некоторой ска­зочности в романе «Наш общий друг» и глубокой печали в «Больших ожиданиях»).

 

«Тяжелые времена» (1854), жанр которых писатель определил как «лаконичную сатиру», написаны под несомненным влиянием «Мэри Бартон» Э. Гаскелл. Как и Гаскелл, Диккенс отразил в своем творче­стве одну из основных примет времени— рабочие забастовки 1850-х гг.; вслед за Гаскелл он сочувственно относится к отверженной обще­ством женщине, уступая своей современнице лишь в смелости при постановке этой проблемы. Заголовок этого небольшого романа пе­редает мрачную авторскую оценку действительности. Изображая жизнь в вымышленном промышленном городке Коуктауне, Диккенс создал типическую картину жизни всей индустриальной Англии, обезличенной, бездуховной, поклоняющейся только фактам и циф­рам. Там, где процветает философия утилитаризма, нет места про­явлению человечности. Герои романа, придерживающиеся утилита­ристских взглядов, утрачивают человеческие черты независимо от того, являются ли они идейными приверженцами доктрины (педан­тичный школьный попечитель Гредграйнд) или же ставят ее на служ­бу собственной практической выгоде (сын Гредграйнда Томас, Джозайя Баундерби, Битцер). Характерно, что практическая разно­видность утилитаризма более свойственна младшему поколению его адептов. Широко представлены в романе и жертвы утилитаризма — это не только рабочие с фабрики Баундерби, которых хозяин вос­принимает только как «руки», не заботясь о жизни этих людей, но и Дочь попечителя Луиза, не сумевшая отстоять себя и вышедшая замуж за Баундерби. Утилитаристское поклонение фактам и цифрам отравляет духовную атмосферу Коуктауна, убивает в людях творче­ское начало, способность мечтать и фантазировать. Рационалисти­ческому, прагматическому миру Коуктауна в романе противопостав­лена радостная, артистическая атмосфера цирка Слири, и именно маленькой циркачке Сисси Джуп, обучающейся в школе Гредграйн-да, где она в характерной для этого заведения обезличивающей ма­нере именуется всего лишь «девочкой № 20», суждено поставить под сомнение справедливость рассуждений утилитаристов. Подобно тому, как Поль Домби усомнился во всесилии денег, Сисси не при­нимает на веру рассуждения Гредграйнда о том, будто солидный на­циональный доход свидетельствует о благополучии в целом. С про­стодушием, граничащим с высшей прозорливостью и присущим только маленьким стихийным философам, устами которых глаго­лет истина, Сисси заявляет, что нельзя говорить о процветании на­рода, когда не известно, кому достается пресловутый доход.

Вся риторика утилитаристов не может улучшить условия жизни низших слоев населения. Бедняки продолжают умирать от голода, чест­ный труд не дает гарантии благосостояния, а положение рабочих остается катастрофическим. Описывая в «Тяжелых временах» рабо­чих с фабрики Баундерби, Диккенс открыто симпатизирует им, пока­зывая, что именно в рабочей среде можно встретить образцы под­линной человечности и душевного благородства. Объявленную доведенными до крайности рабочими забастовку писатель оценивает не как стихийный бунт, но как закономерный результат экономиче­ской и социальной политики утилитаристов. Закономерность разви­тия событий в романе подчеркивается названиями составляющих его частей: «Сев», «Жатва» и «Сбор урожая». Однако сама по себе забас­товка не вызывает одобрения Диккенса. В духе христианского социа­лизма он, подобно Гаскелл, мечтает о воцарении классового мира. Осуждение стачечного метода борьбы сказывается в изображении за­бастовки как результата подстрекательской деятельности чартистско­го оратора Слекбриджа, а выразителем идеалов Диккенса становится его любимый герой, Стивен Блэкпул. С детских лет привыкший тру­диться и терпеть бесконечные лишения, Стивен не растратил прису­щих ему высоких нравственных качеств. Он честен, порядочен, тянется к знаниям и даже после 15-часового рабочего дня находит силы почи­тать книжку. Он выступает против насильственных методов борьбы за права рабочих и ратует за разумный компромисс между ними и ра­ботодателями, за достижение взаимопонимания между конфликтую­щими сторонами. Вместе с тем Стивен горячо возмущается произво­лом, чинимым Баундерби, и законами государства, охраняющими положение вещей. Герою идеальному, Стивену суждено потерпеть поражение в столкновении с жестокой реальностью, и гибель его вос­принимается, вопреки намерениям Диккенса, как аллегория неизбеж­ного поражения позиций христианских социалистов.

 

 








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2544;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.