ВОПРОС 3: Творчество Чарлза Диккенса. Триптих «Тяжелые времена» ,«Крошка Доррит», «Холодный дом» (рассказать об одном из романов).
Диккенс вошел в мировую литературу как великий юморист и сатирик. Смех во всем многообразии его оттенков - от мягкой иронии до гневной сатиры - главное оружие Диккенса. Смех побеждает зло и утверждает добро, всегда торжествующее в романах Диккенса.
В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.
1. - ранний - охватывает 1833-1841 гг. В это время созданы «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба» (первый роман, принес славу), «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби».
2. - 1842-1848 гг. - приходится на время подъема рабочего движения в Англии. В эти годы написаны «Американские заметки» талант Диккенса-публициста, он обращается к жанру исторического романа («Барнеби Радж» 1841), пишет остро обличительные романы «Жизнь и приключения Мартина Чезлвнта» (1844) и «Домби и сын» (1848), очеркист («Картины Италии» 1846); создает цикл «Рождественских рассказов» (1843-1845).
3. - 1849-1859 гг. - открывается романом «Дэвид Копперфилд», за которым следуют «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит». Связь с народом и вера в народ, которые всегда были свойственны Диккенсу, еще больше усилились в его социальных романах 50-х годов. Характерная особенность произведений Диккенса этого периода заключается в преобладании в них сатиры над юмором.
4. охватывает 1860-е годы. В это десятилетие Диккенс создает романы «Большие ожидания», «Наш общий друг» и начинает работу над «Тайной Эдвина Друда». Завершить этот роман помешала смерть писателя. Связь с народом и вера в народ. Однако общий тон его романов становится иным - гораздо более пессимистическим, что объясняется утратой веры в возможность осуществления своего идеала в современных условиях. Диккенс, упорно искавший пути выхода из создавшегося положения, не мог не чувствовать, что найденное им - этот утопический мир добрых, наивных и бескорыстных людей, живущих как бы на островке среди океана зла, лжи и бесчеловечности буржуазного мира, - не имеет под собой широкой реальной основы (отсюда - элемент некоторой сказочности в романе «Наш общий друг» и глубокой печали в «Больших ожиданиях»).
«Тяжелые времена» (1854), жанр которых писатель определил как «лаконичную сатиру», написаны под несомненным влиянием «Мэри Бартон» Э. Гаскелл. Как и Гаскелл, Диккенс отразил в своем творчестве одну из основных примет времени— рабочие забастовки 1850-х гг.; вслед за Гаскелл он сочувственно относится к отверженной обществом женщине, уступая своей современнице лишь в смелости при постановке этой проблемы. Заголовок этого небольшого романа передает мрачную авторскую оценку действительности. Изображая жизнь в вымышленном промышленном городке Коуктауне, Диккенс создал типическую картину жизни всей индустриальной Англии, обезличенной, бездуховной, поклоняющейся только фактам и цифрам. Там, где процветает философия утилитаризма, нет места проявлению человечности. Герои романа, придерживающиеся утилитаристских взглядов, утрачивают человеческие черты независимо от того, являются ли они идейными приверженцами доктрины (педантичный школьный попечитель Гредграйнд) или же ставят ее на службу собственной практической выгоде (сын Гредграйнда Томас, Джозайя Баундерби, Битцер). Характерно, что практическая разновидность утилитаризма более свойственна младшему поколению его адептов. Широко представлены в романе и жертвы утилитаризма — это не только рабочие с фабрики Баундерби, которых хозяин воспринимает только как «руки», не заботясь о жизни этих людей, но и Дочь попечителя Луиза, не сумевшая отстоять себя и вышедшая замуж за Баундерби. Утилитаристское поклонение фактам и цифрам отравляет духовную атмосферу Коуктауна, убивает в людях творческое начало, способность мечтать и фантазировать. Рационалистическому, прагматическому миру Коуктауна в романе противопоставлена радостная, артистическая атмосфера цирка Слири, и именно маленькой циркачке Сисси Джуп, обучающейся в школе Гредграйн-да, где она в характерной для этого заведения обезличивающей манере именуется всего лишь «девочкой № 20», суждено поставить под сомнение справедливость рассуждений утилитаристов. Подобно тому, как Поль Домби усомнился во всесилии денег, Сисси не принимает на веру рассуждения Гредграйнда о том, будто солидный национальный доход свидетельствует о благополучии в целом. С простодушием, граничащим с высшей прозорливостью и присущим только маленьким стихийным философам, устами которых глаголет истина, Сисси заявляет, что нельзя говорить о процветании народа, когда не известно, кому достается пресловутый доход.
Вся риторика утилитаристов не может улучшить условия жизни низших слоев населения. Бедняки продолжают умирать от голода, честный труд не дает гарантии благосостояния, а положение рабочих остается катастрофическим. Описывая в «Тяжелых временах» рабочих с фабрики Баундерби, Диккенс открыто симпатизирует им, показывая, что именно в рабочей среде можно встретить образцы подлинной человечности и душевного благородства. Объявленную доведенными до крайности рабочими забастовку писатель оценивает не как стихийный бунт, но как закономерный результат экономической и социальной политики утилитаристов. Закономерность развития событий в романе подчеркивается названиями составляющих его частей: «Сев», «Жатва» и «Сбор урожая». Однако сама по себе забастовка не вызывает одобрения Диккенса. В духе христианского социализма он, подобно Гаскелл, мечтает о воцарении классового мира. Осуждение стачечного метода борьбы сказывается в изображении забастовки как результата подстрекательской деятельности чартистского оратора Слекбриджа, а выразителем идеалов Диккенса становится его любимый герой, Стивен Блэкпул. С детских лет привыкший трудиться и терпеть бесконечные лишения, Стивен не растратил присущих ему высоких нравственных качеств. Он честен, порядочен, тянется к знаниям и даже после 15-часового рабочего дня находит силы почитать книжку. Он выступает против насильственных методов борьбы за права рабочих и ратует за разумный компромисс между ними и работодателями, за достижение взаимопонимания между конфликтующими сторонами. Вместе с тем Стивен горячо возмущается произволом, чинимым Баундерби, и законами государства, охраняющими положение вещей. Герою идеальному, Стивену суждено потерпеть поражение в столкновении с жестокой реальностью, и гибель его воспринимается, вопреки намерениям Диккенса, как аллегория неизбежного поражения позиций христианских социалистов.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2524;