Троица. Икона Андрея Рублева. Начало XIV века
Однако самым совершенным произведением Рублева, по мнению исследователей, является икона «Троица» (ГТГ), которая была написана в память Сергия Радонежского и предназначалась для церкви, построенной на месте его погребения. На иконе изображены три ангела, явившиеся под видом путников Аврааму и Сарре. Данный сюжет широко распространен во второй половине XIV века ввиду борьбы церкви с различными еретическими учениями, не принимавшими, в частности, догмат о триединстве бога. По мнению исследователей, именно икона Рублева лучше произведений других мастеров соответствовала догматическому учению о Святой Троице. Художник отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые традиционно включались в сцену другими авторами. Здесь нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму; все внимание в композиции сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. По словам Л.В. Нерсесяна, «формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублева становится круг - именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг - они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца - прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов».
На предназначение каждой ипостаси указывают их символические атрибуты. Так, над ангелом, символизирующим Бога Отца, изображен палат Авраама; Дуб мамврийский находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа; над ипостасью Святого Духа изображена гора, как символ духовного восхождения.
Этот библейский сюжет был выбран Андреем Рублевым возможно еще и потому, что сам Сергий особенно почитал Троицу, желал, чтобы «лицезрением сего единстни побеждалась ненавистная роли мира сего». В своем произведении художник воплотил все лучшее, что было в его творчестве: высокий гуманизм, ясность и чистота нравственных идеалов, великолепное мастерство. В «Троице» мы видим подлинно классическую ясность художественного образа, завершенность и чувство меры.
Как уже было сказано выше, основой композиции является круг, образованный очертанием фигур сидящих ангелов. Повторяющиеся плавные линии фигур, нимбов, крыльев выступают как лейтмотив в линейном построении композиции. Контрастирующие прямые линии стола, посохов, подножий, складок одежды еще более подчеркивают главенство округлых очертаний. Настроение светлой, спокойной грусти достигается особенным колоритом иконы. При написании иконы Рублев использовал нежные и прозрачные краски. Создается впечатление, будто они «излучают» свет. Изображая одеяние ангела, символизирующего Святого Духа, художник применил сочетание знаменитого «голубца» и нежно-зеленого цвета, нередко применяемого иконописцами. Это цветовое сочетание подобно полю зеленеющей ржи с цветущими васильками, вносит в икону особое ощущение нежности, чистоты. Но также в данном случае сине-голубой и зеленый цвета символизируют божество и надежду. В целом, можно отметить, что цветовая гамма иконы отличается тонкостью и гармонией. Благодаря сочетанию колорита с гениальным композиционным решением автору удалось предельно ясно выразить основную мысль произведения. Икона «Троица» Рублева является высоким образцом древнерусской живописи, став ориентиром для последующих поколений древнерусских иконописцев.
Таким образом, можно констатировать, что творчество Андрея Рублева оказало огромное влияние как на современников мастера, так и на последующие поколения художников. Естественно, что живописцы по-своему интерпретировали его достижения: одни использовали в своих работах тонкие красочные сочетания, избегая резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода; другие взяли на вооружение композиционные новшества Рублева, плавность его линий, придававших единство композиции произведения. Произведения Рублева стали лицом живописи Московского княжества первой четверти XV века. Но также стоит упомянуть и о других художниках, работавших в этот период в Москве. Среди них были яркие творческие индивидуальности. Можно выделить автора великолепной иконы московского Архангельского собора «Архангел Михаил» (начало XV в.). В данной иконе художник прославляет ратную доблесть, величие воинского подвига. Сохранились сведения и о живописцах совсем иной творческой ориентации - Дионисий Глушицкий (ум. 1437), произведения которого покоряют наивным простодушием.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1498;