Живопись Московского княжества XIV-XV веков
Начиная с XIV столетия происходит экономическое и политическое усиление Московского княжества, создаются предпосылки для выдвижения Москвы как центра объединения русских земель. Этому способствовало выгодное географическое положение, развитие торговли, некоторая отдаленность от путей монгольского нашествия на Русь, грамотная политика московских князей.
Также происходит развитие Москвы как культурного центра. Живопись Московского княжества XIV - начала XV веков очень многогранна. Местные живописцы ориентируются на достижения художественных школ других культурных центров Древней Руси, в том числе используя традиции искусства домонгольской Руси, в частности Владимиро-Суздальского княжества. Благодаря стабильной экономической и политической ситуации приезжают работать большое количество мастеров, как русских, так и иностранцев. Этим объясняется многогранность и обилие различных направлений искусства Московского княжества.
Следует отметить, что в произведениях первой половины XIV века еще сильны традиции искусства XIII века. Свидетельством этого является композиция «Отослание апостолов на проповедь» Сийского евангелия 1339 - 1340 годов. Здесь фигуры учеников Спасителя коротконоги и большеголовы; такие фигуры людей характерны для икон и росписей гораздо более раннего времени. Тем не менее, колорит этой композиции ощущается удивительно тонким и воздушным.
Борис и Глеб. Икона XIV века
Однако, несмотря на строгое следование установившимся канонам в интерпретации образов и сюжетов, местные художники выступают новаторами. Это можно заметить в иконе «Борис и Глеб» из московского Успенского собора (40-е гг. XIV в., ГТГ). Восседающие на стройных конях братья изображены в свободных позах. Облик их видится изящным и элегантным; вместе с этим в персонажах чувствуется готовность к подвигу. Иконописец придает Борису и Глебу русский тип лиц и облачает их в русские княжеские одежды. Следуя новым традициям в живописи, решение фона в иконе не плоскостное, а пространственное, сам фон отличается большей детализацией, чем в иконах XII - XIII столетий. В образах святых заметен больший, чем ранее, интерес мастера к личности человека. Показательно в этом плане лицо Бориса, которому свойственно выражение особой мягкости. В иконе «Борис и Глеб» заметно использование автором некоторых живописных приемов, свойственных псковской иконописи. К сожалению, автор этой иконы неизвестен, однако из дошедших источников известно, что в Москве помимо греческих живописцев, приглашенных из Константинополя митрополитом Феогностом для росписи Успенского собора (1344), в Архангельском соборе работали русские мастера Захария, Дионисий, Иосиф, Николай, а в церкви Спаса на Бору (1345 г.) - Гайтан, Семен и Иван.
Замечательным произведением искусства является Евангелие Хитрово, внесенное в 1997 году ЮНЕСКО в международный реестр «Память мира». Авторство рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а миниатюр - его ученику Андрею Рублёву. Вписанная в круг фигура ангела (символ евангелиста Матфея) наполнена энергичным движением. Устойчивость изображаемой фигуры достигается с помощью линейного ритма, пронизывающего все изображение. Данная миниатюра является совершенным произведеним древнерусской живописи. По словам М.В. Алпатова, «Мастер превосходно решил трудную задачу - он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность». По мнению искусствоведа, авторство миниатюры принадлежит Андрею Рублеву.
Как мы уже говорили ранее, Андрей Рублев (род. в 70-х гг. XIV в. - ум. 1430) совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца участвовал в росписи московского Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. Эта же артель создавала и иконостас храма. Вероятнее всего, Прохор и Рублев являются авторами праздничного чина из четырнадцати икон, и, по крайней мере, семь икон («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим») из четырнадцати написал Рублев. Названным иконам характерна тонкая колористическая гармонизация, определяющая образный строй произведений. Нежные тона создают изысканную красочную гамму, которой соответствует плавность линейных ритмов. Очертания фигур спокойны. Внешний абрис фигур Ильи и Моисея в иконе «Преображение» смыкается с формой ореола, на фоне которого расположен Христос, образуя почти правильную форму полукруга. Эта форма и является лейтмотивом линейного решения иконы, сообщая ей целостность и внутреннее единство. В отличие от художников XIV века, которые в своих работах показывали исключительно чудесное явление божества, Андрей Рублев колористическим решением и очертаниями выражает мысль о гармонии и душевном согласии.
В 1408 году он с Даниилом Черным работает над росписью Успенского собора во Владимире. К сожалению, до нашего времени сохранились только фрагменты композиции «Страшного суда» в западной части собора, несколько фигур отшельников и части других композиций. Несмотря на то, что характер сюжета «Страшного суда» драматический, в то же время он наполнен торжественным покоем. Основным в композиции является образ Христа во славе, помещенного на своде центрального нефа. Ниже расположены сцены с изображением восседающих апостолов и ангелов. Здесь же, на склонах западной арки, - стройные фигуры трубящих ангелов, возвещающих о начале Страшного суда. Также в композицию «Страшного суда» входит фреска «Шествие святых в рай» на своде южного нефа. Важным отличием идеи этой композиции от понимания этого события более ранними художниками Древней Руси, а также византийскими и западноевропейскими мастерами состоит в том, что неотвратимость возмездия за грехи человеческие отходит на второй план. Судный день представлен Андреем Рублевым и Даниилом Черным как день душевного единения, согласия людей. Образы святых, апостолов, праведников просветленны, наполнены душевностью. Подобный характер изображения ликов святых мы видим также в образах иконы Рублева «Троица». Им свойственны созерцательность, светлое раздумье. Важно отметить такую особенность росписей Успенского собора, как русские типы лиц персонажей, преобладание массовых, хоровых сцен. Фрески Успенского собора являются величайшим художественным достижением Рублева и Даниила Черного, стали важным этапом в развитии древнерусской живописи. Одновременно с росписью эта же артель живописцев создала иконостас Успенского собора. Отметим иконы «Спас в силах», Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов, отцов церкви. Эти работы, как и все произведения Андрея Рублева, характеризуются мягкостью, душевностью образов, которые в то же время сочетаются с величественностью и духовной стойкостью.
В середине 20-х годов Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным занимаются росписью только что отстроенного Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Сохранились иконы, входившие в иконостас этого храма, но мнения относительно принадлежности их Рублеву, Даниилу или их ученикам разделяют не все ученые. Последняя работа Андрея Рублева - роспись Спасского собора Андроникова монастыря.
Одно из замечательных произведений Рублева - «Звенигородский чин» из собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Работу над ним мастер закончил в середине 20-х годов XV века - незадолго до начала росписи собора Троице-Сергиева монастыря. К нашему времени от чина сохранились лишь три иконы, и те, к сожалению, в поврежденном состоянии: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» (ГТГ). Прекрасен образ Спаса. В нем уже совсем немного византийской суровости и догматичности. Его взгляд, устремленный на зрителя, наполнен мудрости и доброты. Облик Христа - национально-русский. Андрей Рублев сумел отойти от византийских образцов, нашел восточнославянский идеал в живописи Древней Руси, интерпретируя его в соответствии с задачами религиозного искусства.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 5799;