ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Легко убедиться, что поведенческие нарушения сопровождают практически все эндокринные заболевания. В этом разделе рассматриваются эндокринные корреляты психических болезней. В последнее время значительное внимание уделяется нарушению метаболизма нейротрансмиттеров при различных психических за- болеваниях. Известно, что нейротрансмиттеры принимают участие в регуляции высвобождения гипофизотропных рилизинг-факторов, действуя тем самым прямо или опосредованно на секрецию гормонов гипофиза. Взаимосвязи между постулируемыми нарушениями в метаболизме нейротрансмиттеров, психическими заболеваниями и эндокринными нарушениями до сих пор не ясны. Являются ли два последних феномена независимыми переменными, реагирующими на изменение концентрации нейротрансмиттеров, или само изменение поведения вызывает эндокринные нарушения? Многие широко применяемые в психиатрии лекарственные средства обладают эндокринными эффектами, например, вызывают галакторею, изменяют метаболизм кортикостероидов за счет индукции определенных ферментов или модулируют функцию половых и щитовидной желез. Давно известно, что морфин , влияет на эндокринную систему; недавно обнаруженные эндогенные опиаты точно так же действуют на секрецию гормонов гипофиза. Описана стимуляция секреции вазопрессина, СТГ и пролактина под их влиянием.
Наиболее подробно изученными из психических состояний являются депрессия и маниакально-депрессивный психоз. Результаты многих наблюдений отчасти зависят от изучаемого вида депрессии. По-видимому, нет разногласий в том, что при депрессии сохраняется циркадный ритм секреции кортикостероидов. Однако при этом у больных секретируется больше кортизола, на протяжении суток возникает больше эпизодов его секреции и эти эпизоды занимают большее время, чем в норме. При выздоровлении уровень и эпизодическая секреция гормона нормализуются [92]. У больных, находящихся в состоянии депрессии, увеличивается как скорость продукции кортизола, так и скорость его метаболического клиренса. У них отмечается большая, чем в норме, резистентность к тормозному влиянию дексаметазона [93], также нормализующаяся после успешного лечения. Реакция кортикостероидов на инсулиновую гипогликемию обычно не меняется, хотя в некоторых случаях отмечается ослабление ее.
Очевидно, что депрессия сопровождается многими эндокринными нарушениями, характерными для болезни Кушинга. Предполагается, что депрессивное состояние является состоянием «стресса», что и приводит к выраженной активации системы ЦНС—гипофиз—надпочечники. Поскольку психические отклонения могут наблюдаться и при болезни Кушинга, иногда возникают затруднения в дифференциальной диагностике. Однако у больных с депрессией отсутствуют внешние признаки гиперкортицизма (например, ожирение, полнокровие лица или стрии) и, как уже отмечалось, неизмененная циркадная периодичность изменений концентрации кортикостероидов, равно как и неизмененная реакция кортикостероидов на инсулиновую гипогликемию, должна исключать ошибки дифференциальной диагностики.
При обследовании больных с маниакально-депрессивными циклами обнаруживают снижение секреции надпочечниковых стероидов в периоды маниакальности и повышение ее в периоды депрессии [94]. В маниакальной стадии циркадная периодичность изменения уровня кортикостероидов в плазме не отличается от нормы. Однако эти данные получены при редком отборе проб крови, учитывая резкие нарушения сна в маниакальной стадии, можно ожидать, что при соблюдении необходимых условий исследования будут обнаружены изменения циркадного ритма.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 836;