Острые нарушения нейрорегуляции обмена веществ
Гипоталамус представляет собой область интеграции компонентов автономной нервной системы, участвующих в регуляции углеводного и липидного обмена. Соответствующие эффекты опосредуются прямыми нервными связями с островками поджелудочной железы, печенью, жировой тканью и желудочно-кишечным трактом, а также секрецией катехоламинов, мозговым слоем надпочечников [3]. Острые изменения этой регуляторной системы чаще всего наблюдаются в состоянии стресса, приводящего к активации симпатической нервной системы. Так, в условиях гипотермии, общей анестезии, травмы, сепсиса и ожогов у больных могут развиться гипергликемия, гиперглюкагонемия и/или изменение секреции инсулина [49—52]. В большинстве случаев эти нарушения не создают значительных клинических проблем, и после выаодэ организма из стресса метаболический гомеостаз восстанавливается. Однако у больных с тяжелыми ожогами или сепсисом, когда стресс продолжается в течение длительного времени, постоянная и неподавляемая гиперглюкагонемия, обусловливающая усиление глюконеогенеза, служит одним из этиологических факторов резкого повышения катаболизма, который может создавать угрозу для жизни [49, 53]. В таких условиях трудно добиться снижения повышенной симпатической активности, хотя это может быть наиболее важным для снижения катаболизма и повышения выживаемости больных.
«Стрессорный диабет», наблюдаемый при тех же клинических состояниях, может быть вызван различными факторами. В условиях повышенной секреции кортизола, глюкагона, катехоламинов и СТГ, приводящих к нарушению секреции и действия инсулина,, может впервые проявиться истинный сахарный диабет. Однако у многих лиц выраженная гипергликемия может быть достаточно далека от истинного сахарного диабета. Синдром, который удов- летворяет общепринятым критериям бескетозной гипергликемии, сопровождающейся комой или без нее, можно наблюдать при тяжелых повреждениях черепа, тромбозе мозговых сосудов, энцефалите и тепловом ударе; он является клиническим эквивалентом феномена, вызываемого у животных стимуляцией вентромедиального гипоталамуса. Тяжесть и длительность гипергликемии могут служить прогностическим признаком в отношении выживания после повреждений головы [54]. Возможность ликвидации гипергликемии с помощью блокады периферических a-адренорецепторов, что показано на экспериментальной модели, остается недостаточно изученной, хотя имеются предварительные указания на эффективность такого подхода [55].
Гипогликемия лишь в редких случаях может быть отнесена на счет поражения гипоталамуса [56]. Ее наблюдали при субдуральном кровоизлиянии, но локализация повреждения, определяющего нарушение регуляции уровня сахара в крови, остается неизвестной.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 887;