ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗ НА ФУНКЦИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

При большинстве эндокринных заболеваний наблюдаются наруше­ния как познавательной, так и эмоциональной функции [52]. Они, по большей части, не подвергались систематическому изучению.

У больных аддисоновой болезнью часто отмечают психические рас­стройства и депрессию. На ЭЭГ у таких больных обнаруживают диффузную высокоамплитудную и низкочастотную активность. Вкусовые, обонятельные и слуховые пороги в этих случаях снижа­ются. Не было сделано попыток оценить характер подобных нару­шений в зависимости от первичности или вторичности кортикосте­роидной недостаточности.

У больных с гиперфункцией коры надпочечников также отме­чались случаи нарушения психики и депрессии. Частота психозов у таких больных достигает примерно 10%, причем нередко имеют место суицидальные попытки. В этом случае опять-таки не делали различий между больными с гиперфункцией коры вследствие опу­холи надпочечников, у которых секреция АКТГ должна была бы быть подавленной, и больными с повышенной секрецией АКТГ, что наблюдается при болезни Кушинга или эктопической продук­ции АКТГ опухолью, которая, вероятно, выделяет особую форму гормона. Определенную ясность может внести сравнение с эффек­тами экзогенного введения кортикостероидов в отношении ЦНС; в этих случаях частота эйфории достигает 50%, тогда как при бо­лезни Кушинга она встречается только у 4% больных. Экзоген­ное введение кортикостероидов столь же часто вызывает психозы и реже депрессию. Вопрос о том, зависят ли эти эффекты от дли­тельности введения стероидов или их дозы, или отражают реаль­ные различия между лицами, получающими стероиды, и общей группой больных, у которых гыперадренокортицизм имеет разную этиологию, требует дальнейшего изучения. Характер поведенче­ских нарушений, по-видимому, не коррелирует с особенностями личности больных до воздействия гормонов.

Нарушения деятельности ЦНС наблюдаются и в случае гипер­функции околощитовидных желез. У 50% таких больных отмеча­ются нарушения познавательной функции, у 10%—психозы и еще у 30 % — неклассифицированные нарушения психики. Отно­сительно возможной зависимости частоты каждого из нарушений от этиологии гиперпаратиреоза существуют ограниченные данные. Часть нарушений при лечении исчезает. При гиперпаратиреозе на­блюдали линейную связь между нарушением познавательной функции и увеличением уровня кальция в сыворотке. У 30% боль­ных обнаруживают депрессивное состояние, причем лечение гипер­паратиреоза сопровождается некоторыми признаками улучшения психического состояния больных.

Нарушения функции нервной системы служат классическим проявлением тиреоидной патологии. У больных гипотиреозом отмеча­ется ослабление запоминания и концентрации внимания. В тяже­лых случаях замедляется доминирующий ритм ЭЭГ. Установлено, что именно ЦНС первой улучшает свои функции после начала заместительной терапии.

Сходные нарушения описаны и при гипертиреозе. В отличие от нарушений познавательной функции, характер нарушений эмоцио­нальной сферы, по-видимому, связан с повышением или снижением концентрации тиреоидных гормонов. У больных гипотиреозом доминирует подавленное настроение; для некоторых характерна «дурашливость» поведения. Главными жалобами больных гипертиреозом являются возбужденное состояние, истощаемость и раздра­жительность; симптомы тяжелой депрессии отсутствуют. Хотя двигательная активность и повышается, но таких больных нельзя отнести к гиперманиакальной категории в общепринятом психиат­рическом смысле. После ликвидации эндокринных нарушений пси­хика у больных обеих групп обычно нормализуется.

Изменения психики, наблюдаемые у больных с гипофизарны­ми заболеваниями, по большей части связаны с описанными изме­нениями функции периферических желез. Кроме того, часто отме­чается утрата либидо. Заместительная терапия кортикостероидами ликвидирует большинство наблюдаемых сдвигов; снижение либидо корригируется введением половых гормонов. При заместительной терапии все же может сохраняться слабость и апатия, в генезе которых возможна роль гормона роста и, вероятно, каких-то дру­гих гипофизарных гормонов.

Мы не обсуждаем здесь эффектов гипогликемии, обусловлен­ной гиперинсулинизмом, так как, строго говоря, это не служит проявлением гормональных влияний на мозг.

Отмечены поведенческие нарушения, связанные и с менстру­альным циклом. Часто описывают синдром предменструального напряжения, который по разному проявляется у разных людей (например, головная боль, депрессия, тошнота и/или раздражи­тельность). Пока не предпринималось попыток установить корре­ляцию этих симптомов с концентрацией прогестерона. Исследова­ние колебаний либидо на протяжении менструального цикла дают непостоянные и мало надежные результаты. Показано, что уровень моноаминоксидазы (МАО) в плазме в фолликулярную фазу мен­струального цикла снижается. Предполагается (но не доказано), что это может находиться в обратной зависимости от ритмических изменений уровня катехоламинов в мозге. Высокая активность МАО сопровождает и депрессию. Все еще отсутствуют данные о характере влияния стероидов на уровень или активность МАО; в этом отношении можно строить только догадки.

ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ НА «ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ МОЗГА»

Как и в отношении грызунов, так и в отношении человека суще­ствуют данные, указывающие на то, что пренатальное (человек) или неонатальное (крыса) воздействие андрогенов определяет по­ловые различия в организации мозга. Неонатальное воздействие андрогенов у крыс (эндогенное у самцов, экзогенное у самок) при­водит к формированию ациклической (по мужскому типу) секре­ции гипофизарных гонадотропинов и мужского полового поведе­ния. Самки или самцы, получившие в неонатальном периоде эстрогены, проявляют женское половое поведение и женский ха­рактер секреции гормонов (последнее особенно справедливо, если эстрогены вводят кастрированным новорожденным самцам). Для этих эффектов существует критический период, поскольку они не наблюдаются, если гормоны вводят в постнатальном возрасте [53].

В отношении основы этих нарушений и ответственных за них гормональных факторов возникает ряд вопросов. Половой димор­физм установлен как с помощью нейроморфологических (у самцов крыс на дендритах преоптической области имеется меньше неамигдалоидных синапсов, чем у самок), так и нейрофизиологических методов исследования (электрофизиологические исследования сви­детельствуют о том, что у интактных самцов синаптическими свя­зями с миндалиной обладает больше клеток, проецирующихся на медиобазальный гипоталамус, чем у самок или у самцов, кастриро­ванных в неонатальный период; у последних частота разрядов других нейронов выше, чем у интактных самцов).

Существуют значительные противоречия по вопросу о том, ка­кой гормон определяет эффекты неонатальной андрогенизации [54]. Эти эффекты не наблюдаются при введении дигидротестостерона, который не подвергается ароматизации, но четко проявляются при введении андрогенов, ароматизирующихся в организме, а также при введении бета-эстрадиола. У крыс, получавших тестостерон вместе с антагонистами эстрогенов, синдром неонатальной андрогениза­ции не проявляется. Ткань головного мозга обладает способностью ароматизировать андрогены и считают, что эффекты андрогенов обусловлены их превращением в мозге, поскольку высокий уровень а-фетопротеина в неонатальном периоде связывает эстрогены матери и плода, что препятствует возможности их взаимодействия с рецепторами мозга. Хотя в этом отношении могут встретиться некоторые противоречия, однако очевидно, что окончательное ре­шение вопроса о том, обусловливается ли половая дифференциров­ка мозга действием андрогенов или эстрогенов, зависит от выяв­ления и расшифровки природы гормонсвязывающих белков мозга в неонатальном периоде [55, 56]. В мозге новорожденных обнару­жены цитозольные белки, связывающие как эстрогены, так и анд­рогены. Однако транслокация таких эстрогеновых «рецепторов» в ядро происходит в мозге новорожденных самцов и самок, получив­ших тестостерон, но не в мозге интактных самок и кастрирован­ных самцов. Кроме того, феноксибензамин может предотвращать маскулинизирующее действие тестостерона, и введение прогестеро­на в неонатальном периоде препятствует проявлению андрогенизирующих влияний как тестостерона, так и эстрогенов. Возможные взаимодействия моноаминов, гормональных эффектов на моноами­ны и концентрации и/или сродства рецепторов остаются не до кон­ца изученными.

У человека трудно наблюдать такие ранние гормональные эффекты. Наиболее подходящими для этой цели являются боль­ные с врожденной гиперплазией надпочечников. Другую группу составляют лица, чьи матери для сохранения беременности полу­чали перорально прогестины. В обеих этих группах девочки чаще проявляют черты «мужского» поведения, чем девочки из контрольных групп, и лица обеих групп имеют существенно более высокий «коэффициент интеллектуальности» (КИ), чем население в сред­нем. Однако если членов этих групп сравнивать с сиблингами, не подвергавшимися внутриутробно дополнительным гормональным воздействиям, то оказывается, что все члены семей больных с ад­реногенитальным синдромом обнаруживают КИ выше ожидаемого. Эта оговорка не относится к лицам, маскулинизированным под влиянием синтетических препаратов прогестерона [57]. При после­дующем более обширном исследовании были получены результаты, не подтвердившие утверждение о том, что избыток андрогенов ока­зывает положительное влияние на КИ [58].

Больные женского пола с врожденной гиперплазией надпочеч­ников (после лечения), равно как и самки приматов, получавшие в перинатальном периоде андрогены, могут обнаруживать цикли­ческую секрецию гонадотропинов и женское половое поведение. Имеются также ограниченные данные в отношении приматов и человека, указывающие на половые различия в организации мозга, проявляющиеся в поведенческих тестах [59, 60].

ЭПИФИЗ

Эпифиз образуется в виде нейроэпителиального выпячивания, выбухающего из крыши промежуточного мозга. У человека эпифиз содержит клетки двух типов: пинеалоциты, имеющие нейроэпителиальное происхождение и утратившие свою фоторецепторную функцию, которая присутствует у низших позвоночных, и модифи­цированные глиальные клетки. Цитоплазматические отростки пинеалоцитов оканчиваются в периваскулярных пространствах. Эпи­физ тесно контактирует со спинномозговой жидкостью (СМЖ) водопровода мозга. Секретирует ли эпифиз свои продукты в СМЖ — неизвестно. Присутствие эпифизарных гормонов (см. да­лее) в плазме и моче, а также в тканях, лишенных ферментов ых синтеза, объясняют секрецией продуктов эпифиза в кровь.








Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1797;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.