ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕПТИДНЫХ ГОРМОНОВ С НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ
Непрерывно накапливаются данные о влиянии некоторых пептидных гормонов гипофиза, а именно АКТГ, МСГ и вазопрессина на условнорефлекторную деятельность и поведение крыс [51]. В этом отношении эффективны и фрагменты таких пептидов, которые не обладают эндокринными свойствами своих предшественников. Кроме того, эти пептиды и их фрагменты оказывают выраженное действие в отсутствие как гипофиза, так и надпочечников. У гипофизэктомированных животных наблюдаются поведенческие изменения, которые не купируются введением кортикостероидов. Введение гормонов коры надпочечников гипофизэктомированным или интактным животным оказывает действие, противоположное таковому АКТГ и его аналогов. Эти данные свидетельствуют, таким образом, о том, что упомянутые пептиды и их фрагменты оказывают прямое действие на ЦНС. Следует отметить, что у интактных животных такие эффекты в большинстве случаев проявляются очень слабо.
Обычно изучаемыми параметрами служат скорость приобретения навыков избегания (трактуемая как показатель способности к обучению) и торможение угасания таких навыков (трактуемое как улучшение памяти). Наименее эффективным в отношении обучения фрагментом является последовательность 4—7 в молекуле АКТГ; влияние на память удается наблюдать при действии фрагмента 4—10. Считается, что эти вещества влияют на обучение и память, увеличивая внимание животного. У человека под влиянием АКТГ4-10 наблюдали весьма ограниченное повышение подвижности психических процессов и улучшение зрительной памяти.
Имеются также некоторые данные о том, что АКТГ и b-МСГ препятствуют вызываемому морфином угнетению активности спинальных рефлексов. Показано, что АКТГ4-ю обладает сродством к опиатным рецепторам, хотя в этих исследованиях применялись фармакологические концентрации фрагмента, а расчетные константы диссоциации были весьма высокими. У крыс АКТГ1-39 и AKTГ1-24 препятствуют проявлению анальгезирующего эффекта морфина. Это, однако, не согласуется с клиническими наблюдениями о повышении чувствительности к морфину у больных с недостаточностью функции коры надпочечников. У таких больных уровень АКТГ был значительно повышен.
Присутствие соответствующих фрагментов в гипофизе пока не обнаружено; неясно также, синтезируются они в мозге или попадают в него путем ретроградного кровотока по сосудам воротной системы, через спинномозговую жидкость или из общего кровотока. В последнем случае можно было бы полагать, что ферменты, образующие эти фрагменты из интактной молекулы АКТГ, содержатся в самом мозге.
Животные, лишенные заднего гипофиза, не обнаруживают нарушений процесса запоминания. Однако у них нарушается процесс затухания навыков избегания. Хотя, как уже отмечалось, АКТГ эффективен и в отношении коррекции таких нарушений, его эффект проявляется только при введении в период затухания навыков. Питрессин же эффективен независимо от времени введения. Наиболее активным пептидом из группы вазопрессиноподобных веществ является, по-видимому, аргинин-вазопрессин; окситоцин и аргинин-вазотоцин обладают лишь 20% активности аргинин-вазопрессина. Вазопрессин и его аналоги не только влияют на обучение, но и облегчают развитие резистентности к анальгезирующему действию морфина у мышей и крыс, а также нормализуют сниженную тета-активность гиппокампа, наблюдаемую у животных линии Брэтлборо во время парадоксальной фазы сна.
Место приложения действия этих пептидов и их фрагментов изучали у крыс путем повреждения различных участков мозга, а также путем имплантации таких соединений в различные участки мозга. Для действия фрагментов АКТГ необходима, по-видимому, парафасцикулярная область таламуса. По всей вероятности, для проявления поведенческих эффектов этих нейропептидов требуется и интактность связей между средним мозгом и лимбической системой. Парафасциркулярные ядра чувствительны и к введению вазопрессина, но они не обязательны для проявления его действия. В опосредовании влияния вазопрессина на сохранение приобретенных навыков важную роль играют лимбические структуры среднего мозга.
Нейротрансмиттерная основа эффектов этих пептидов остается предметом дискуссии. АКТГ4-10 ускоряет кругооборот и синтез катехоламинов в мозге интактных крыс, но не оказывает подобного влияния у гипофиз- или адреналэктомированных животных несмотря на то, что, как уже отмечалось, он вызывает поведенческие сдвиги у таких животных.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1251;