Виртуальная реальность как потребность
Для современной эпохи характерна новая — компьютерная коммуникативная виртуальная реальность, способствующая новым взаимодействиям человека и общества. Компьютерные сети начинают играть роль пространства сознания.
В последние годы развитие информационных технологий привело к появлению технических и психологических феноменов, которые в популярной и научной литературе получили название «виртуальная реальность». Развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи (надеваемых на голову стереоскопических дисплеев, перчаток и костюма, в которые встроены датчики, передающие на компьютер информацию о движениях пользователя) — все это создало новое качество восприятия и переживаний, осознанных как виртуальные реальности.
Внешний эффект состоит в том, что человек «попадает» в мир или весьма похожий на настоящий, или предварительно задуманный, инсценированный программистом (например, попадает на Венеру, участвует в космических путешествиях или космических войнах), или получает новые возможности в плане мышления и поведения. Наиболее впечатляющим достижением новой информационной технологии, безусловно,
21.3. Виртуальная реальность как потребность
является возможность для человека, попавшего в виртуальный мир, не только наблюдать и переживать, но действовать самостоятельно.
Собственно говоря, человек и раньше мог, причем довольно легко, попасть в мир виртуальной реальности, например, погружаясь в созерцание картины, кинофильма или просто увлеченно читая книгу. Однако во всех подобных случаях активность человека была ограничена его позицией зрителя, читателя или слушателя — он сам не мог включиться в действие как активный персонаж. Совершенно иные возможности предоставляют системы виртуальной реальности: самому включиться в действие, причем часто не только в условном пространстве и мире, но и в как бы вполне реальных, во всяком случае с точки зрения восприятия человека. Все это предопределило бум потребностей в новых информационных технологиях и соответственно быстрое их развитие. Однако широкое распространение и внедрение таких технологий порождают множество совершенно особых проблем и тенденций, с которыми человечество не сталкивалось ранее. Широкую известность и популярность понятие «виртуальная реальность» и все, что связано с ним, обрело сравнительно недавно — уже в эпоху персональных компьютеров и глобальной сети интернет, однако идеи, приведшие к возникновению этого феномена, зародились гораздо ранее.
Слово «виртуальный» (от лат. virtus) в «виртуальной реальности» восходит к лингвистическому разграничению, сформулированному еще в средневековой Европе. Средневековый логик Дуне Скотт утверждал, что понятие вещи содержит эмпирические атрибуты не формально (как если бы вещь существовала отдельно от эмпирических наблюдений), но виртуально. Хотя для понимания свойств вещи нам может понадобиться углубиться в наш опыт, сама реальная вещь уже содержит в своем единстве множество эмпирических качеств, но содержит виртуально, в противном случае все они не закрепились бы как качества этой вещи. Термин «виртуальный» Скотт использовал для того, чтобы преодолеть пропасть между формально единой реальностью (предполагаемой нашими концептуальными ожиданиями) и нашим неупорядоченно разнообразным опытом.
Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2922;