Место человека в мире

Термин «экология» (от греч. oikos - дом, роди­на) до последнего времени обозначал отрасль науки, иссле­дующей отношения между человеком и окружающей его при­родой - их естественным «домом». При этом предметом рас­смотрения экологии были два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной деятельности человека, творящего материальную культуру, а с другой - влияние природной среды на здоровье человека, его популяцию и генофонд.

В цивилизованных обществах представления о месте чело­века в мире, об отношениях между людьми в обществе и о смысле жизни формирует культура, так же как цели и побужде­ния, которые руководят стремлениями и поступками людей, этические понятия, т.е. представления о том, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет. Возрастающие темпы соци­ального и научно-технического прогресса радикальным об­разом изменяют способ существования и жизнедеятельность человека, его отношения с миром. Человеческое сознание вы­деляет два класса объектов - естественный мир и мир искусст­венный, созданный самим человеком. И тот, и другой включа­ют в себя как природные объекты, так и социальные, и это оз­начает, что в человеческой жизнедеятельности эти объекты пересекаются. Мир искусственный создан человеком и подчи-

Глава 20. .Человек и экология

нен его целям. Это мир культуры, техники и технологии, архи­тектуры и искусства, мир, который в соответствии со своими законами становится нормативным (по человеческим мер­кам). Искусственный мир, созданный человеком в процессе деятельности, включает в себя: новые орудия и средства преоб­разования природы, социальные технологии и средства преоб­разования общества (системы и средства образования, здраво­охранения, политики, идеологии, системы связи, управления, информации и проч.); новые средства поддержания л развития культуры человеческой жизни (архитектура, искусственные экосистемы, средства культуры отдыха и труда, сфера сервиса, системы и средства совершенствования человеческого тела и т.п.).

Системы, созданные и подчиненные целям человека, обра­зуют новые состояния мира, которые не возникли бы без уча­стия человека. Их существование само по себе не противоречит естественным, природным законам. Однако системы, создан­ные человеком, становясь все более мощными, способны при­вести к непредвиденным последствиям в ходе их изменения, демонстрируя глобальность возможных последствий деятель­ности человека (экологические, техногенные и социогенные катастрофы).

Результат изменения мира представляет собой совокуп­ность всех материальных, энергетических и информационных преобразований, которые осуществляет человек для преодоле­ния неблагоприятных условий природной среды (для выжива­ния), удовлетворения все возрастающих витальных, интеллек­туальных, духовных потребностей (для повышения качества жизни).

Человек живет в той среде, которую сам создал и которая сама формирует его. Правда, мы практически не понимаем, ку­да идет наша цивилизация, и привычно воспроизводим прове­ренные опытом прототипы среды. Человечество слишком мед­ленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Но решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.

20.3. Место человека в мире

Окружающая среда (биосфера) нашей планеты создана биотой — биологическими микроорганизмами, которые своей жизнедеятельностью регулируют состояние этой среды, под­держивая определенные климатические характеристики, тем­пературу Мирового океана, состав воздуха, поверхности воды, суши, почвы и т.д. Биота перерабатывает отходы жизнедея­тельности человека. Без нее не будет кругооборота веществ в природе, а значит, и самой жизни на Земле. Сейчас объем до­пустимого воздействия на биосферу в целом превышен в не­сколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержа­лись и зачастую не поддаются или слабо поддаются переработ­ке. Вследствие этого биота уже не способна выполнять функ­цию регулятора окружающей среды. За время своего существо­вания, особенно в XX в., человечество уничтожило около 70 % всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человече­ской жизнедеятельности. По утверждению специалистов, че­рез 30—50 лет начнется необратимый процесс, который на ру­беже XXI-XXII вв. приведет к глобальной экологической ката­строфе.

Заметим, что если воздействие природно-климатических условий осознается (люди говорят о пониженной или повы­шенной температуре, о перепадах давления и т.п.), то наличие экологических загрязнений не всегда очевидно. Эти загрязне­ния среды могут проявляться в таких факторах, как загрязне­ние воздушной среды, пыль, некачественная питьевая вода, шум, электромагнитные воздействия, вибрации, интенсивное транспортное движение, сброс промышленных стоков, утили­зация отходов. Установлена корреляция между загрязнением атмосферы и уровнем сердечно-сосудистых заболеваний, бо­лезнями щитовидной железы, заболеваниями дыхательных пу­тей: чем хуже экологическая обстановка, тем больше таких за­болеваний. Информация о качестве окружающей среды долж­на быть открытой и доступной для населения. Органы власти не справятся с экологическим загрязнением, если население будет безразлично к проблемам экологии, не будет знать, на что обращать внимание и как реагировать на возникающие си­туации. Формирование экологического сознания, т.е. умения

Глава 20. Человек и экология

понимать отдаленные последствия выбора способа жизнедея­тельности или использования технологических достижений, — задача современного образования и средств массовой инфор­мации.

Биологи, генетики, медики предупреждают об опасности разрушения человека как вида, деформации его телесных основ. Не исключена возможность непоправимого изменения основ­ного генетического кода человека в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно фиксируется ослаб­ление иммунного аппарата человека под воздействием ксено­биотиков, многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия этого явления — СПИД — первая в истории глобальная пандемия. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании человеческого рода, связанный с массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия. Сегодня СПИД - не только медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема. К этому можно добавить нарас­тание наследственно отягощенных уродств, рост женского бес­плодия и мужской импотенции. Налицо признаки физическо­го вырождения в ряде регионов, эпидемическое развитие нар­комании, алкоголизма.

Созданный в результате преобразовательной деятельности человека искусственный мир (или технологическая среда) можно характеризовать следующим образом:

о развитие технологической среды происходит неравномерно в силу социально-экономических, этноконфессиональных фак­торов, поэтому для создания достойного уровня существова­ния человека, снижения социальной напряженности в отдель­ных регионах, странах необходимы усилия всего человече­ского сообщества для выравнивания уровня техносферы в планетарном масштабе;

о разнообразие технологических комплексов связано с ростом ресурсов (человеческих, материальных и проч.) и затрат на их поддержание и развитие;

о чем больше и сложнее технологический мир, тем больше тре­буется затрат на его существование. Не всегда результат — удов­летворение потребностей человека — адекватен затратам и по­следствиям развития технологического мира;

20.3. Место человека в мире

о развитие технологической среды не зависит от воли и желания человека и осуществляется необратимо в одном направлении — повышение качества и числа удовлетворяемых человеческих потребностей; остановка в технологическом развитии равно­сильна прекращению человеческой цивилизации;

О технологический мир одновременно и развивает, и подавляет человека, жизнь и деятельность в нем человека изменили и про­должают менять его интеллектуально-духовную сущность и фи­зиологию, к сожалению, не всегда в направлении к улучшению;

О высокие темпы роста потребностей человека и общества ведут к ускорению темпов развития технологической среды, что тре­бует от специалистов в различных областях производства и об­щественно-политической жизни усилий их творческого по­тенциала и навыков постановки и решения неординарных за­дач в экономике, производстве, образовании и т.д.

В истории человечества отношение к среде обитания изме­нялось. В первобытный период человек не отделял себя от при­роды. Он синкретичен: все, что его окружает, — деревья, звери, вода, солнце — обладает и душой, и разумом, а сам он произо­шел от какого-нибудь животного-тотема. Следы такого миро­понимания присутствуют в сказках. Человек находится в непо­средственном контакте с одушевленной природой, он чувству­ет себя частицей природы.

В античный период человек осознает в себе силу, отличаю­щую его от естественной природы. Разум позволяет ему ощу­тить свое превосходство, и он начинает отгораживаться от при­роды, создавая границы собственного бытия. Создавая жили­ще собственными руками из природных материалов, человек вкладывал в них свою любовь. Вещи сохраняли тепло его души и энергию живой природы.

В раннем христианстве и Средневековье свобода сознания человека ограничена властью Бога. Разум ограничен, но не природой, а религиозными рамками. Предметная среда созда­ется по канонам в соответствии с принятыми правилами, но она рукотворна и одухотворена.

В период Возрождения и Просвещения сознание освобож­дается от религиозных оков, но утрачена и естественная связь с природой. Человек создает первые механизмы, способные за­менить его руки, но не его чувства.

13 - 8249 Шиповская

Глава 20. Человек и экология

В середине XIX в. человечество пережило резкое измене­ния качества среды — на смену рукотворной среде пришли ве­щи, сделанные машиной.

До появления механизмов весь предметный мир создавался рукотворно и каждый предмет нес отпечаток человеческой любви, мысли, был в своем роде уникален и неповторим. В XIX в. предметный мир стал утрачивать теплоту. Люди пыта­лись сохранить уходящую красоту, декорируя предметы, но постепенно механизмы отвоевывали у них все больше вещей.

С появлением в 1960 г. индустриального способа строи­тельства, когда форма, размеры нового жилища определяются не человеческими мерками, а технологическими условиями, которые вытеснили рукотворную среду обитания, человек по­степенно, шаг за шагом удаляется от здоровой среды, утрачива­ет естественный контакте природой.

Человек существует не только и не столько в материаль­но-физиологическом измерении. Вырвавшись за его пределы, он создал ноосферу - чисто человеческую среду, и теперь у не­го два «дома», две «родины» - породившая его Природа и порож­денный им самим мир духовных, культурных ценностей. По­этому в последние годы термин «экология» был распространен на сферу культуры, вызвав к жизни такие понятия, как «эколо­гия души», «экология культуры», «экология музыки». Разли­чать традиционную биологическую экологию и экологию культуры первым предложил Д.С. Лихачев: «...экологию нель­зя ограничивать только задачами сохранения природной био­логической среды. Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Со­хранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необхо­дима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной са­модисциплины и социальности... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равноду­шен и к своей стране...Убить человека биологически может не­соблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной».

21.1. Информационные технологии

 

Мысли Лихачева, предложившего термин «гомосфера» (че­ловеческая сфера), созвучны учению В.И. Вернадского, раз­граничивавшего биосферу и ноосферу как два различных, но взаимосвязанных понятия и говорившего о тесном взаимодей­ствии живой и неживой природы, хозяйственной и духовной деятельности человека.

Человеку надо вернуть экологическую самость, иными сло­вами, ответственность за окружающую среду. Для этого необ­ходимо, считает норвежский философ АрнеНесс, информиро­вать население о тех условиях, в которых оно живет, обучать экологической этике (экологической рефлексии). Но в дейст­вительности этого недостаточно, поскольку знания и умение отстаивать свои права основываются на научных достижениях человечества, которые не полны. Чтобы сохранить природу, нужно к ней вернуться, вернуться к контакту с природой.

Остается констатировать: в мире нет, пожалуй, ничего более ценного для человечества и его будущего, чем сохранившаяся и пока работающая естественная экологическая система.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2849;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.