Воображение и фантазия
Человек всегда испытывал потребность в погружении в виртуальную реальность. Главным инструментом ее создания на всех этапах человеческой истории было искусство, формирующее «вторую реальность». Когда первобытный
21.2. Воображение и фантазия
художник изобразил на стене пещеры сцену охоты, это была первая фиксация на материальном носителе виртуального взгляда человека на окружающий мир. Ведь сознание — это инструмент, отражающий мир в представлениях, позволяющих человеку выжить в обстоятельствах, которые чаще всего он не сам себе выбирает. В основе виртуальной реальности лежит такое свойство человеческой психики, как воображение, фантазия. Воображать - «изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин»1. Термином «воображение» пользуются и наука, и искусство, и здравый смысл. Под воображением могут пониматься «сны наяву», фантазии, мечтательность и т.п. В психологии воображение понимают «как психический процесс, заключающийся в создании новых образов... на основе трансформации и рекомбинации элементов прошлого опыта человека»2. Содержанием образов может стать и то, что человек никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; неизвестные ему места; существа, которых нет на Земле. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Воображение как основа любой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что создано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем свидетельствует о тесной связи воображения и мышления. Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной
' Даль В. Воображать// Толковый словарь живого великорусского языка (Современное написание слов). М., 1998.
2 Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992. С. 53-54.
Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Несмотря на то что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее ему не встречавшихся, всегда можно найти реальные аналоги составляющих их элементов. Даже в изображении марсиан писателем-фантастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реалии: голова марсианина похожа на металлический цилиндр с клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин похож на огромного спрута. Создавая новый предмет, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.
Воображение людей обслуживает их «ролевые игры», обеспечивающие пребывание в виртуальном мире, как в реальном. Образы воображаемого мира участвуют в вымышленных приключениях и деформированных в благоприятном (или неблагоприятном) для субъекта виде реальных историях. Каждый человек «живет» в придуманном мире, но эти «придумки» должны укладываться в диапазон общепринятых значений, иначе возможна патология — полная идентификация воображаемого мира с миром реальным, т.е. патологически неадекватное восприятие действительности.
Человек издревле объяснял себе реальность с помощью мифов, сказок, персонажей религий и т.д. Языческие божества, олицетворявшие силы природы, — гром и молния, Солнце и огонь, духи гор, лесов, озер, вод и домов — все это принадлежит виртуальной реальности. В сказаниях и легендах всех древних народов присутствуют образы сверхчеловека (Прометей, познакомивший людей с огнем), в религиях — пророки и святые, в волшебных сказках и эпических песнях - рыцари, спасающие пленных принцесс, побеждающие драконов, сражающиеся с гигантами и людоедами.
Сновидения также являются видом виртуальной реальности. Во сне человек «живет» в фантастическом мире, где самые невероятные вещи кажутся простыми и естественными. Сюжеты сновидений неправдоподобны, в них обычно отсутствует
21.2. Воображение и фантазия
логика и нарушены законы привычной реальности. Однако сны являются важной частью психической жизни людей.
Психологи полагают, что измененные состояния сознания играют важную роль в жизни человека. Известны ритуалы, приводящие людей в состояние экстаза с помощью таких раздражителей, как, например, ритмические танцы. В древности подобный массовый экстаз служил средством «общения» с добрыми и злыми духами, и сейчас монотонное пение шамана, интонирование определенных мантр и сур способны приводить к измененным состояниям сознания.
Воздействие искусства на человека объясняется похожими механизмами. Произведение искусства выступает для зрителя, слушателя как постоянный источник прозрения, которое тот постигает постепенно, с большей или меньшей ясностью, возможно, без всякой логической полноты, хотя его душевное переживание также пробуждает характерную эмоцию, называемую чувством красоты, эстетической эмоцией, эстетическим удовольствием. В частности, аристотелевский катарсис, являющийся результатом сопереживания, включения зрителя в художественный сюжет, по своему характеру близок к виртуальным состояниям, вызываемым иными средствами.
Возможности искусства создавать «вторую действительность» многократно усилил кинематограф. Эффективность этой новой системы виртуальной реальности была продемонстрирована на первых киносеансах братьев Люмьер, когда зрители в ужасе бежали от поезда, который, как им казалось, двигался с экрана прямо на них. Действительно, кино всегда создавало виртуальный мир. «Кино не отражает реальность, оно создает свою реальность, творит ее, как бог, со своими законами, противоречащими законам физики»1. Из всех видов искусства кинематограф наилучшим образом умеет показывать границу иллюзорного и реального и столь же тесно связан со сновидением и бессознательным. То, что снято и отражено на экране, кажется настоящим, но только кажется, как кажется спящему реальностью то, что он видит во сне.
В виртуальных мирах, создаваемых всеми видами искусства, живет сегодня все больше людей.
' Руднев В. Словарь культуры XX века. М., 1997. С. 131.
376 Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
Удовольствие от искусства, по словам Д. Дидро, возрастает пропорционально воображению, чувствительности и знаниям. Ни природа, ни искусство, ее копирующее, ничего не говорят человеку глухому, бесчувственному и мало говорят человеку невежественному. Другими словами, способность создавать и наслаждаться художественными творениями не является врожденной чертой, которой отдельные люди могут быть наделены в большей или меньшей степени; она зависит в первую очередь от уровня общего развития человека, накопленных им знаний, развитости его интеллекта и чувств.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2389;