Виды виртуальной реальности
Предшественником виртуальной реальности, несомненно, является телевидение. Фактически оно уже давно используется массой людей для ухода в несуществующую, выдуманную реальность, вовлекая их в виртуальные события «мыльных опер», телевизионных игр, мультсериалов или триллеров. При этом некоторые люди оказываются втянутыми в виртуальную жизнь настолько, что воспринимают телевизионных персонажей так, как если бы те были равноправными членами их семьи; сопереживают происходящим с ними событиям так, как если бы они происходили с близкими им людьми. Такое восприятие не может не оказывать воздействия на психику.
Восприятие насилия влияет на отношение к насилию: человек начинает относиться к нему как к общепринятому явлению и как к приемлемому способу решения проблем. Однако здесь не все столь однозначно: исследования показали, что это влияние сильнее сказывается на индивидах с большим относительным уровнем агрессивности, т.е. тот, кто предрасположен к агрессии, ищет повод ее выразить и может это сделать без компьютеров и ТВ. Греческие слова «катарсис» и «мимезис» в древности использовались для объяснения влияния художественного изображения насилия в произведениях искусства. Слово «мимезис» относилось к процессу научения детей через наблюдение и восприятие. «Катарсисом» называлась эмоциональная разрядка зрителей во время представления трагедии. Наблюдатель художественной сцены, изображающей насилие, испытав катарсис, может изгнать из своей души атавистических антисоциальных демонов и стать менее агрессивным после представления. Но динамика его поведения может принять и форму мимезиса, и зритель, выбежав на улицу, начнет воспроизводить и тиражировать сцену насилия, которую только что воспринял.
Телевидение, книги и другие средства массмедиа не могут считаться настоящей виртуальной реальностью, поскольку не обладают возможностью интерактивного взаимодействия. Другими словами, они не дают обратной связи: человек наблюдает некое действие на экране телевизора, однако его реакция никак не может повлиять на это действие, чтобы изменить его
21.4. Виды виртуальной реальности
ход. В этом смысле следующий, более глубокий уровень вовлеченности в виртуальность дают компьютерные игры. Хотя события, происходящие в игре, безусловно являются менее «настоящими», чем те, которые можно наблюдать на телеэкране, однако тот факт, что игрок непосредственно участвует в этих событиях, создает гораздо более мощный эффект погружения в виртуальный мир. Кроме того, исследования показали, что, будучи не совсем настоящим и оставляя простор для фантазии, такой мир часто становится более привлекательным, чем тот, который является фотографической копией реальной действительности.
Чрезмерная увлеченность компьютерными играми часто приводит к зависимости от них. Психологи выделяют компьютерную зависимость 1-го и 2-го порядка. Зависимые 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление от группы, когда становятся победителями, и именно это является для них главным. Компьютер для них — средство получить социальное вознаграждение. Эти люди используют компьютерные игры для своего развития и социализации. Их зависимость сродни зависимости от мольберта и кисточек юных любителей рисовать или зависимости от спортзала юных любителей спорта. Зависимые 2-го порядка — настоящие жертвы «виртуальной зависимости». Они используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к компьютерной игре — симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.). «Виртуальная зависимость» может привести к социальной и эмоциональной изоляции, психическим расстройствам и информационным перегрузкам, к индивидуализму и отчуждению.
Распространение интернета порождает проблемы психологической зависимости, сходные с зависимостью от компьютерных игр. Дезадаптированный человек сегодня может «уйти» в интернет, где вместо персонажей игры по другую сторону экрана окажутся живые люди (у которых тоже могут быть свои проблемы и интересы). Сегодня в социальный процесс, запущенный этой новой фазой информационной революции, вовлечены миллионы людей. Пока общение в интернете в ос-
380 Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
новном происходит с помощью текста. Здесь нет интонаций и мимики, однако это не значит, что здесь нет чувств. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает чисто «интеллектуальную» сущность медиума — компьютера, и люди устанавливают эмоциональные отношения, влюбляются, ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями. Если для пользователей с серьезными психологическими проблемами виртуальное общение станет основным, это усугубит их проблемы. Типичная ситуация: он или она не умеет общаться, заводить друзей и испытывает непреодолимую робость в общении с представителями противоположного пола, и тут на помощь приходит сеть — место, где рады любому, любой человек с легкостью найдет единомышленников, друзей или, на худой конец, собеседников. Если есть такая возможность быть выслушанным и понятым, отпадает необходимость в старых связях, в реальных отношениях. World Wide Web может стать настоящей паутиной, из которой очень нелегко вырваться.
Психопатологии в интернете носят несколько иной характер, чем в реальной жизни, во многом благодаря тому, что в виртуальном пространстве можно действовать инкогнито. Анонимность в коммуникации может подтолкнуть человека, который никогда бы не повел себя каким-то неподобающим образом публично, реализовать свои деструктивные фантазии в сети. Люди с легкостью способны находить единомышленников в киберпространстве, какими бы экзотическими, странными и даже девиантными ни были их интересы, и создавать на основе этого группы, которым нет аналогов в реальной действительности. Для таких людей коммуникация в киберпространстве является крайне притягательной и стимулирующей — в этой среде им удается избегать фрустраций, связанных с реализацией их патологических желаний, и удовлетворять последние. Причем иногда удовлетворение девиантных потребностей в интернете бывает даже защищено законом. Как и всякая технология, интернет может быть использован и как противоядие психопатологиям, и как инструмент психотерапии. Сегодня существу ют та кие понятия, как «терапия в киберпространстве», «online психологи», сетевые психотерапевтические сервисы, а также множество центров, использующих тех-
нологии как средство защиты от них самих и помогающих при «виртуальной зависимости», в частности при интернет-зависимости.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2134;