Национальный характер
Национальный характер определяется как исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, окружающему миру, труду (такие черты, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность), своей и другим этническим общностям. Причем отношение к окружающим раскрывает особенности этнического (национального) сознания людей. К этой группе черт национального характера относятся консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм.
Если рассматривать характер просто как совокупность каких-то черт, то даже просто описать его практически невозможно; например, в Словаре русского языка С.И. Ожегова — полторы тысячи прилагательных, описывающих характер. Поэтому современная психология рассматривает характер не как простую сумму черт, а как определенную целостную структуру. Однако вопрос о природе данной структуры остается спорным.
Эта многозначность сказывается и в литературе о национальном характере. Термин «национальный характер» — не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику об-разажизни того или иного народа. Одни исследователи, говоря о национальном характере, подразумевают темперамент, особенности эмоциональных реакций индивидов, а другие фиксируют внимание на социальных ориентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду и т.п.
Но с точки зрения психологической науки национальный характер подразумевает свойства не отдельного индивида, а целой этнической общности (группы). Такая группа должна иметь общую культуру, символы, традиции, обычаи и т.п. Но можно ли из общности культуры делать вывод об общности (и специфичности) психологического склада конкретного этноса? Например, Питирим Сорокин писал, что свойства разроз-
Ю.2. Национальный характер
ненных частей автомобиля не тождественны свойствам целого автомобиля как организованной системы; свойства человеческого организма как системы нельзя понять, изучая его отдельные органы или клетки. Точно так же и свойства социально-культурной системы нельзя понять, ограничив себя изучением отдельных членов общества. На этом основании Сорокин считал принципиально невозможным психологическое исследование национального характера.
Аналогии, проводимые Сорокиным, касаются взаимоотношений части и целого, элемента и структуры. Например, дерево определенного вида обладает своими неповторимыми индивидуальными особенностями, но оно вместе с тем несет в себе некоторые основные черты, характеризующие вид как целое. Это относится и к человеку. Его психологические свойства «заданы» не столь жестко, как биологические. Когда говорят, что такому-то человеку (имеется в виду определенный социальный характер) свойственны такие-то черты, это значит, что они действительно присутствуют, хотя и в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов, составляющих данную этническую группу.
История народов, особенно история больших современных наций, сложна и противоречива. Национальный характер каждой современной нации напоминает пергамент, на котором поверх старого, более древнего текста написан новый; стоит смыть верхний слой, и под ним появляется невидимая вначале, иногда сильно поврежденная, но все-таки сохранившаяся древняя надпись. Так и в истории народа каждый этап исторического развития оставляет свои неизгладимые следы. Чем длиннее и сложнее путь, пройденный народом, тем сложнее и противоречивее его национальный характер. С характером этноса неразрывно связана типичная для его членов система побуждений — совокупность их потребностей, интересов, ценностных ориентации, установок, убеждений, идеалов и т.п. Определяя в конечном счете направленность характера, эта система охватывает все сферы человеческой психики — от потребностей до идеалов, миропонимания и нравственных принципов. Все подобные компоненты психики, будучи изменяемыми естественными и общественными условиями существования этноса, в конечном счете предопределяют характер его членов.
Глава 10. Этнические потребности человека
Изменение этих условий неизбежно влечет за собой изменение системы побуждений, а вслед за ней и этнического характера. Понятие «национальный темперамент» используется для понимания этнической специфики. Своеобразие национального темперамента объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий, специфической этнической культурой и определяет различия в эмоциональных реакциях на жизненные ситуации, явления привычной и непривычной среды. В научно-популярной литературе, как правило, выделяют южный (субтропический) темперамент южных народов и холодный темперамент северных. Принято говорить не о национальном темпераменте, а о преобладании определенных типов темперамента, тех или других его особенностях или о доминировании, а также специфическом сочетании его свойств у представителей конкретной этнической общности. Например, немцы и англичане по темпераменту — образцовые сангвиники, итальянцы и испанцы — явные холерики, славянские народы отличаются социальной эмоциональностью, а прибалтийские — некоторой флегматичностью.
Национальные чувства и настроения являются важным элементом психологической специфики личности человека. Национальные чувства выражают прежде всего эмоциональное отношение к собственно этнической реальности. К ним причисляют чувство гордости за свой народ, приверженность к национальным ценностям. Объективно оценивая свою значимость в обществе, включая личные интересы, помыслы и устремления в общественную деятельность, человек понимает свою ценность, осознавая чувство собственного достоинства. Национальное настроение выполняет функцию регуляции психической активности людей, функцию установки воспринимать и действовать определенным образом. Настроение человека детерминировано историческими событиями жизни этноса, судьбой его членов, политическими, экономическими условиями функционирования этноса.
Чувство национальной гордости и достоинства этноса кардинально противоположны гипертрофированному чувству своего этнического превосходства и исключительности, выраженных в национализме.
10.3. Национальные традиции
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 1739;