Этнические грани личности
Будучи единым биологическим видом Homo sapiens, развиваясь по общим социальным законам, человечество вместе с тем распадается на многочисленные группы. Одним из основных типов биологических (антропологических) подразделений людей являются расы, на которые распадается все ныне живущее человечество. Расы отличаются друг от друга
10.1. Этнические грани личности
прежде всего внешними, фиксируемыми обыденным сознанием, физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз, формой носа, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Соответственно всех представителей одной расы объединяют генетически унаследованные свойства и каждая раса представляет собой общность-объединение, основанное прежде всего на диа-хронных связях. Эти связи уходят в далекое прошлое — ко времени палеолита, когда в ходе расогенеза сформировались основные современные расы1. Вместе с тем в межпоколенном воспроизводстве расы важнейшая роль принадлежит синхронным связям — репродуктивным отношениям между ее членами. При научной (антропологической) классификации населения мира принято выделять большие расы — негроидную, европеоидную, монголоидную, просто расы или малые расы — их насчитывают обычно более двух десятков, а также антропологические типы, представляющие низшую в таксономическом отношении единицу2. Разновидность биологических общностей людей представляют популяции. Особое место в чрезвычайно сложной иерархии человеческих объединений занимают общности, именуемые в специальной научной литературе этносами. Для термина «этнос» одним из таких «ориентировочных» понятий в нашей отечественной науке традиционно выступает слово «народ».
Вычленяя этносы среди других общностей людей, нельзя не обратить внимание на наличие и у племени, и у народностей, и у нации, и у национальностей одного общего весьма наглядного и вместе с тем непременного внешнего признака: каждое из этих образований имеет свое самоназвание - собственное имя. Нет и не было ни племени, ни народности, ни нации, ни национальности, у которых бы оно отсутствовало. Все они, будьте кривичи, сиу, эвенки, каталонцы, японцы и т.д., имеют свои самоназвания3.
1 Алексеев В.П. О самом раннем этапе расообразования и этногенеза // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982. С. 32-55.
2 Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.? 1963. С. 347-429.
3 При этом оставим в стороне вопрос о происхождении того ил и иного самоназвания этнических общностей: возникло ли оно спонтанно внутри данной общности, или же из названия, которое первоначально было дано со стороны, соседями, а затем превратилось в ее имя собственное (см.: Никонов В.А. Этнонимия // Этнонимы. М., 1970. С. 12-13).
Глава 10. Этнические потребности человека
Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, различаются своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Так, пунктуальность, высоко ценимая немцами и британцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше — в странах Латинской Америки. Североамериканцы зовут друг друга только по имени, но это вовсе не означает дружбы или интимной близости, которые такое обращение предполагало бы в России. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Не нужно быть искусствоведом, чтобы отличить русскую мелодию от итальянской или узбекской, украинский орнамент от индийского, английский юмор от французского. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, как они думают, для их собственного и для чужих народов, и нередко (хотя далеко не всегда) подобные характеристики и самохарактеристики совпадают, принимаются без возражений. Но все или почти все подобные характеристики субъективны, а то и вовсе произвольны.
Те черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национального характера, - это продукт определенных исторических условий и культурных влияний. Они производны от истории и изменяются вместе с ней.
Взаимопроникновение различных культур, определенная стандартизация образа жизни, прогрессирующая урбанизация, характерные для современной эпохи, вызывают у разных народов стремление самоутвердиться в своих специфических культурно-психологических ценностях. Культурное самоотождествление теснейшим образом связано с проявлением этнического самосознания народов. Это специфическое этническое отражается в первую очередь в духовной культуре, повседневном быте народа, его жизненных ориентациях, типе мировосприятия. Различные науки пытаются объяснить причины возникновения этнических особенностей как некой «коллективной» психологии, определяющей поведение, эмоции и представления членов этноса. В.Г. Белинский отмечал, что тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде или кухне, а в их манере понимать вещи.
В качестве фактора, определяющего формирование этнопсихологических свойств народов, этнографы выделяют вли-
10.1. Этнические грани личности
яние культурной среды. Собственно, культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются те или иные ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его представителями для выражения своего мироощущения и этнического самосознания. Примером этому может служить национальное искусство, которое в своих различных формах способствует сохранению этнического духа, традиций, выступая действенным механизмом адаптации этноса к деструктивным воздействиям внешних исторических сил. Многие авторы пытаются увязать процесс существования определенной этнической общности с генезисом и функцией институциональных отношений, которые как особый регулятивный механизм образуют общепринятые нормы социальной действительности и этнического самосознания и во многом определяются особенностями этнических взаимоотношений, сложившихся в данной культурной среде.
Язык выступает как своеобразная копилка исторического опыта народа. Любой язык сопряжен с этическими, правовыми, религиозными формами общественного сознания. В частности, В. Гумбольдт ставил задачу реконструкции «духа народа» через особенности «внутренней формы языка» (грамматики, семантической структуры). В функциональном плане структура языка в значительной степени направляет структуру мышления индивидов.
Среда со своими природными и исторически сложившимися социокультурными особенностями накладывает отпечаток на особенности психики этноса, что проявляется не столько в определенных видах культуры, сколько в поведении членов этноса. Этот субъективный этнический склад узнается в его объективации как совокупности реакций народа на обстоятельства жизни, в которых он участвует. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке, живут на одной территории, но и чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности.
Глава 10. Этнические потребности человека
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2031;