Брачные отношения

Одно из самых значительных выражений со­временной любви, особенно брака с его отчужденной структу­рой, — идея «слаженности». Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала де­тей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственни­ком имущества и обеспечивал экономическую самостоятель­ность семейства, т.е. существовала объективная основа для ав­торитарной семьи. Совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно уча­ствует в экономическом обеспечении семьи, является совла­дельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами се­мьи. Конечно, есть и другая сторона медали. Рост экономиче­ской самостоятельности женщины, ее активное участие в об­щественном производстве ведут к перегрузке женщины, сни­жаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, сокращается рождаемость и т.п.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отно­шения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические мо­менты. К примеру, приведем рассуждения Ж. Эзерта, авто­ра «Общей социологии»: мужчина, от природы беспокойный умом и телом, предпочитает действовать свободно, следова­тельно, ему нужна помощь, которая дала бы ему волю, освобо­див от забот домашнего хозяйства. Женщина подчиняется этой участи потому, что ее физиологические недостатки и забота о ребенке, который является ее уделом, вынуждают ее быть при-

'9.2. Брачные отношения

вязанной к дому, нравится ей это или нет. Таким образом, оба скрепляют сделку, не равную, но верную, делающую сотрудни­чество предпочтительней, чем жизнь врозь.

Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты.

Традиционные мужские функции в семье существенно из­менились. Муж перестал быть единственным кормильцем, в городе исчезли многие виды мужских занятий — заготовка во­ды, топлива, сложный ремонт и т.д. Поэтому главенство мужа в семье в смысле единоличного принятия решений, распоряже­ний денежными средствами исчезло. Семейным бюджетом, повседневными расходами в большинстве семей занимаются женщины.

В одном из современных социологических исследований семьи выяснилось, что мужчины назвали себя главой семьи в 6 раз чаще, чем жену; женщины в свою очередь в 3 раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуж­даются, приписывая себе главенствующую роль в семье, по­скольку они не участвуют в решении главных вопросов — кон­троль семейного бюджета и повседневных расходов. Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и со­хранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в социально-экономической обстановке могут создать предпосылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом говорят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ориентированные на мужа-кор­мильца, отвечающего за материальное благосостояние в семье.

Роль женщины в семье — ключевая. Но в современной жизни рост образования, профессиональная карьера, обогащая ин­теллектуальный и эмоциональный мир женщины, резко со­кращают количество времени, которое она может посвятить семье и воспитанию детей. Кстати, отмечена и обратная корре­ляция между уровнем профессиональной занятости и уровнем рождаемости.

Более полной реализации социальной роли матери, воспи­тательницы будет способствовать развитие социальной сферы, службы быта. В нашей стране вся служба быта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда. Свою негативную роль иг-

Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба

рает и общественная психология — традиционное деление до­машнего труда на мужские и женские виды. Почему-то полу­чилось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. В результате у женщины получается двойной рабо­чий день.

Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства в стране оцениваются в миллиарды человеко-часов и сопостави­мы с затратами времени во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 ч в день, то затраты женщины — 4—5 ч.

Социология семейно-брачных отношений исследует тен­дерные или социально-культурные различия между мужчина­ми и женщинами. Тендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятии «мужское» и «женское». Стереотипы на­стойчиво требуют соответствовать тем стандартам «настоя­щих» мужчин и женщин, которые приняты обществом в дан­ное время. Правда, женская проблематика в социологических исследованиях является традиционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах. Иногда создается впечат­ление их незначительности или полного отсутствия. Беспро-блемность мужского социального бытия стала стереотипом об­щественного сознания.

Устойчивость брака стала глобальной современной про­блемой во всем мире. Брак утратил пожизненный характер. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства.

Социологи, юристы, медики, педагоги изучают причины нестабильности современной семьи. Чаще всего семья распа­дается из-за пьянства, неверности супругов, низкой культуры поведения, отсутствия сексуальной культуры, неподготовлен­ности к браку. По общему мнению, молодежный брак оказыва­ется хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбива­ются о «прозу жизни». Это свидетельство инфантильности, безволия, эгоистических установок у вступающих в брак моло­дых людей. Практика семейной жизни резко меняет мироощу­щение молодых супругов по сравнению с добрачным перио­дом. Самое большое разочарование испытывают и мужчины, и женщины относительно проявлений заботливости и нежности

9.3. Личностное и общественное значение потребностей семьи

партнера. Оказывается, это самые дефицитные свойства моло­дых супругов. После распада брака желание иметь статус се­мейного человека сохраняет всего каждый десятый из бывших супругов. Основа супружеской совместимости — это совпаде­ние главных ценностных ориентации. Супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами, и тогда исчезает про­блема стирки, уборки, мытья посуды. Каждый добровольно бе­рет на себя свою долю обязанностей.

Идеал современного счастливого брака - это идеал исправ­но функционирующей слаженности: муж должен «понимать» .свою жену (делать благосклонные замечания по поводу ее но­вого платья и вкусного блюда), помогать ей. Она в ответ должна «понимать» его, когда он приходит домой усталый и расстроен­ный; должна внимательно его выслушать, когда он говорит о своих деловых затруднениях; не сердиться, а «понимать», когда он забывает о ее дне рождения. Весь набор этих видов отноше­ний сводится к хорошо отлаженной связи двух человек, остаю­щихся чужими друг другу на протяжении жизни. Они никогда не достигают «глубинной связи», но любезны друг с другом и стараются сделать друг для друга жизнь как можно приятнее. При таком понимании любви и брака («команда», взаимная терпимость) главный акцент делается на отыскании убежища от непереносимого в других случаях чувства одиночества. Соз­дается союз двоих против одиночества, и его ошибочно прини­мают за любовь и близость.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 1444;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.