Хорошие манеры

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных бесконфликтных отношений между людьми. В свою очередь уважение и внима­ние можно заслужить, лишь будучи вежливым, сдержанным, деликатным. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому, т.е. с проявле­нием невоспитанности, плохих манер. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям вне зависимости от их должности и обществен­ного положения. Он включает в себя учтивое обращение с жен­щиной, почтительное отношение к старшим, формы обраще­ния и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом и т.п.

Глава 8. Нравственность — объективная потребность общества

Говорить о культуре поведения человека — значит говорить и о его манерах. Это слово обозначает какие-то устойчивые признаки, ставшие привычными особенности отношения к окружающим и даже просто постоянно повторяющиеся дви­жения, которые находят свое выражение в том, как человек са­дится, встает, ходит, разговаривает и т.д. Говоря о манерах, не следует забывать об их национальном характере. Так, для японцев характерна манера кланяться знакомым и даже незна­комым в зависимости от ситуации, англичане сдерживают про­явления своих чувств, а итальянцы выплескивают их наружу. Но человек любой нации оценивает определенные манеры, как хорошие или как плохие. Самое прекрасное лицо, самые безупречные пропорции тела или красивая одежда не оставят должного впечатления, если им не будет соответствовать мане­ра держаться.

Воспитанный человек не только следит за своей внеш­ностью, но и вырабатывает походку, осанку. Может показаться странным совет «уметь ходить, стоять, говорить» применитель­но к взрослому человеку. Чтобы выработать красивую походку, надо соблюдать некоторые рекомендации. Свой шаг следует со­измерять с ростом: нелепо и смешно выглядит высокий человек, мужчина или женщина, семенящие ногами, точно так же, как и человек небольшого роста, делающий чрезмерно широкие ша­ги. Неприятное впечатление производит человек, раскачиваю­щийся во время ходьбы или «вихляющий» бедрами. Некрасиво ходить сутулясь, держа руки в карманах. Наоборот, приятно смотреть на человека с прямой осанкой и свободной походкой, главным качеством которой является естественность. Но пря­мая осанка ничего общего не имеет с той, о которой говорят, что будто бы ее обладатель «аршин проглотил».

Рассмотрим такие составляющие нравственного поведе­ния, как вежливость, тактичность и чуткость, деликатность, скромность и др.

Вежливость. Любого человека ранит небрежное обраще­ние, пренебрежительный тон и грубое слово, бесцеремонный и неучтивый жест. Перебранка в общественном транспорте по дороге на учебу, работу может на целый день испортить челове­ку настроение, снизить его работоспособность. Грубость биле­тера, кассира, продавца или гардеробщика отравит все удо-

8.3. Хорошие манеры

вольствие и впечатление от спектакля и фильма, от купленной вещи, от отдыха. Сказанные вежливым тоном «спасибо», «по­жалуйста», «извините» могут исправить негативную ситуацию.

Поздороваться с человеком обязывают элементарные пра­вила поведения. Но это вовсе не означает душевного располо­жения к нему. Однако такой, казалось бы, незначительный факт, как игнорирование приветствия, может вызвать нежела­тельную, психологически нездоровую обстановку в коллекти­ве, а у самого человека — состояние тревоги и ущемленного са­молюбия.

Тактичность и чуткость. Тактичность так близка к вежли­вости, что иногда их просто трудно разграничить. Но если пра­вила вежливости можно механически запомнить, заучить и они станут хорошей привычкой человека, как говорится, его второй натурой, то с тактом, тактичностью все гораздо слож­нее. Чувство такта предполагает понимание человеком всего, что может доставить другому неприятность, боль, досаду, уме­ние понять потребности и переживания другого, умение вести себя, не задевая достоинства и самолюбия окружающих. Так, в разговоре не следует говорить громче своего собеседника, раз­дражаться при споре, повышать голос, терять доброжелатель­ный, уважительный тон, перебивать говорящего без предвари­тельного извинения, употреблять в адрес собеседника такие слова, как «чушь», «глупости», «ерунда» и т.д.

Воспитанный человек умеет слушать своего собеседника. Он никогда не покажет, что ему неинтересна тема и то, что го­ворит собеседник, терпеливо дослушает до конца или найдет вежливое средство для перемены темы разговора. Нетактично делать замечания по ходу разговора, вмешиваться в чужой раз­говор без приглашения, вести его на языке, которого не пони­мают остальные присутствующие, разговаривать шепотом при других. Если все-таки нужно сказать своему собеседнику то, что другим не интересно или не следует знать, нужно оставить этот разговор до более удобного случая. Тактичный человек не будет давать непрошеных советов людям, недостаточно близ ко знакомым, или людям старшего возраста, всегда почувствует, что его присутствие не очень желательно в данный момент, и не станет мешать другим: ему чужда назойливость. В разговоре с кем бы то ни было он будет обращать внимание на реакцию

136 Глава 8. Нравственность — объективная потребность общества

собеседника и в зависимости от нее продолжит или прекратит разговор.

Прежде чем сказать или сделать что-то, тактичный человек всегда подумает, как его слова и поступки будут восприняты, не нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли, не поставят ли другого в неудобное или неловкое положение, учи­тывая следующее: то, что по отношению к одним людям выгля­дит как проявление дружеских чувств и расположения, другие могут воспринять как проявление невоспитанности, неоправ­данной грубости и бестактности. Например, то, что можно ска­зать хорошему знакомому или приятелю, далеко не всегда можно говорить малознакомым или старшим. Тактичный че­ловек не будет пристально и откровенно разглядывать другого человека. Праздное любопытство не должно иметь места, осо­бенно по отношению к лицам, имеющим какие-то физические недостатки, поскольку излишнее внимание к их внешности не может быть для них приятным, а напротив, всегда болезненно ими воспринимается.

Тактичность проявляется во многих бытовых ситуациях. Например, хозяин, извинившись, оставляет гостя в помеще­нии одного. Тактичный человек не станет прогуливаться по комнате, не будет рассматривать вещи, тем более брать их в ру­ки, перебирать книги и т.п. Такой человек не будет каждую ми­нуту смотреть на часы, когда к нему кто-нибудь придет. Если он спешит и у него нет времени на встречу, он, извинившись, скажет об этом и позаботится перенести ее на другое, более удобное время. При всех обстоятельствах не годится подчерки­вать какие-то свои преимущества, то, чего нет у других. Так­тичный человек никогда не поставит других в неловкое поло­жение заведомо провокационным вопросом или намеком на что-то, о чем собеседнику неприятно слышать, вспоминать, говорить; он не заметит чужой непреднамеренной и случайной оговорки и неловкости. Некоторые люди истолковывают так­тичность как всепрощение, безграничную снисходительность, умение спокойно и равнодушно проходить мимо нарушений норм общежития, как блаженную способность не замечать во­круг себя ничего плохого, смотреть на него сквозь пальцы. Ко­нечно, воспитанный человек простит другому человеку его не­вольную оплошность, не станет на грубость отвечать гру-

 

8.3. Хорошие манеры

бостью. Но если он видит, что кто-то умышленно и вполне сознательно нарушает моральные нормы поведения, мешает окружающим, оскорбляет и унижает их, то по отношению к та­кому человеку он не будет допускать снисходительности. Так­тичность по отношению к таким нарушениям общественного порядка не имеет ничего общего с хорошим тоном в нашем по­нимании. Уважающий себя человек не позволит в своем при­сутствии и другим вести себя неправильно, непристойно: по­вышать голос, говорить скабрезности, проявлять хамство. Он не сделает вид, что ничего не слышит и не видит. Он вмешается там, где следует кого-то осадить, поправить, обратит на такое поведение внимание окружающих и органов правопорядка.

Деликатность очень близка к тактичности. Но если такт следует соблюдать во всех случаях, то деликатность предпола­гает такую ситуацию, в которой участвуют знакомые и достой­ные уважения люди. Она неуместна по отношению к человеку, совершившему недостойный поступок, и не всегда возможна по отношению к незнакомым или малознакомым людям. Де­ликатность - это умение вовремя и незаметно прийти на по­мощь человеку, который нуждается в поддержке и понимании, умение оградить его от постороннего взгляда, вмешательства в его душевное состояние. Если знакомый, коллега чем-то удру­чен, расстроен, далеко не всегда нужно обращаться к нему с расспросами, тем более с шутками. Следует подождать, чтобы он сам спросил совета, поделился своими переживаниями. В иных случаях стоит отвлечь от него внимание других, чтобы они не заметили его расстроенного вида. Если присутствие по­сторонних его тяготит, лучше всего оставить его в покое.

Скромность. Воспитанность человека связана и со скром­ностью, которая проявляется в его поведении, манере держать­ся, в одежде. Скромный человек не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего пре­восходства, своих качеств, не требует для себя привилегий, особых удобств, услуг. Но скромность не должна ассоцииро­ваться с робостью. Зачастую скромный человек оказывается намного тверже и активнее в критических обстоятельствах. Нескромность нередко проявляют молодые люди, которые еще не научились уважать окружающих потому, что не имели возможности убедиться в незрелости своих взглядов, неполно-

Глава 8. Нравственность — объективная потребность общества

те и пробелах в знаниях, отсутствии опыта. Некоторые из них, повзрослев и оглядываясь на себя в прошлом, поймут, на­сколько не правы они были и какими смешными казались дру­гим. Быть скромным не всегда легко, и все же скромность ред­ко остается неоцененной.

На протяжении веков многими наблюдательными людьми отмечалась закономерность: чем содержательнее личность, тем скромнее и проще держится человек. Впитавший в себя та­кие наблюдения светский этикет нетерпимо относится к тако­му поведению, в котором проявляется то, что человек думает только о себе, игнорируя реакцию окружающих на его слова и поступки.

Всякая самооценка предполагает в первую очередь знание своих слабых сторон и недостатков, что не позволит переоце­нить свои заслуги или преимущества. Поэтому скромность ес­тественна для тех, кто умеет правильно понять и оценить все качества собственной личности, самокритично судить о себе, не заявлять громогласно о своих достоинствах и преимущест­вах. Скромность нельзя приравнивать к застенчивости. Это со­всем другое качество, которое мешает человеку, прежде всего в общении с окружающими, доставляет нередко ему самому му­чительные переживания, связанные зачастую с недооценкой своей личности.

Созданию той нравственной атмосферы, в которой людям хорошо живется и работается, помогает соблюдение правил светского этикета. Раньше под словом «свет» подразумевалось интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное об­щество. «Свет» состоял излюдей, отличающихся умом, образо­ванностью, каким-либо талантом или хотя бы своей вежливо­стью. В настоящее время понятие «свет» устарело, но светские правила поведения не потеряли актуальности. Светский эти­кет — это знание приличий, умение держать себя в обществе.

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способности понимать другого человека, в умении уважитель­но спорить, незаметно помочь другому человеку, беречь при­роду, не мусорить не только физическим мусором, но и руга­нью, дурными идеями. Интеллигентность — это терпимое от­ношение к миру и людям.

9.1. Фазы и виды любви

Точность, аккуратность, обязательность — положительные качества личности человека, которые сказываются в культуре его поведения. Обязательный человек не бросает слов на ветер, обещает только то, что сможет сделать, но уже обещанное все­гда выполнит и притом точно в назначенный срок. Если чело­век всегда выполняет то, что обещает, если он приходит в то время, которое назначено, значит, на него всегда можно поло­житься: он не подведет в служебных и других делах. Обычно та­кой человек пользуется авторитетом среди знакомых, одно­курсников и коллег.

Вежливость, тактичность, деликатность, корректность, обязательность, скромность человек должен всемерно воспи­тывать в себе для того, чтобы общение с другими было здоро­вым и красивым, сохраняло нервы, время и душевное спокой­ствие.

Основу всех хороших манер составляет забота о том, чтобы человек не мешал человеку. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах - бе­режное отношение к миру, обществу, природе, своему про­шлому. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2090;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.