Моральное сознание как потребность общественного развития людей и их взаимоотношений

^- Понятия совести, честности, доброты всегда

много значили для человека. Без них немыслимо представле­ние о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ выше всего ценил верность долгу, любовь к родине, ду­шевную чистоту и бескорыстную помощь. Историческое ста­новление личности можно рассматривать как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только для человека способа понимания им своего места в ми­ре, в обществе, его отношений с другими людьми.

8.1. Моральное сознание как потребность общественного развития 127

Человеческая мораль как особая форма человеческих отно­шений складывалась издавна. Это говорит о потребности и за­интересованности общества в ней и том огромном значении, придаваемом морали как форме общественного сознания.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали. Человек оценивается с позиций, при­нятых в данном обществе, социуме, группе, относительно цен­ностей, норм и эталонов взаимоотношений: так принято по­ступать, а так не принято в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности. Моральность лич­ности отличается от ее нравственности.

Моральность в первую очередь предполагает ориентацию на частные, исторические конкретные оценки других, сообще­ства. Нравственность — ориентация на самостоятельно приня­тые абсолютные принципы и ценности.

Различие моральности и нравственности отчетливо прояв­ляется в различных формах переживания человеком норм мо­рали и нравственных ценностей. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения приня­тым в данном сообществе и разделяемым им самим требовани­ям морали переживается в эмоции стыда.

Стыд переживается как неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя. Стыд — это всегда стыд перед другими, страх осуждения окружающими. Выраже­ние «мне стыдно» обязательно подразумевает кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.

Совесть в отличие от стыда представляет собой способ­ность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обя­занности, требовать от себя их выполнения и производить са­мооценку совершаемых поступков. Здесь «другой» — это не конкретный индивид или данная группа, а обобщенный Дру­гой (в пределе — человечество, для религиозного человека — Бог). Мы связываем совесть с более высоким уровнем духовно­го развития человека — с его индивидуальностью.

Понятие личного (честного) слова и кодекса чести тесно свя­зано с моральностью личности. Обязательства индивида перед другими закрепляются в определенных ритуалах или кодексах как совокупность норм и правил взаимоотношений в данном

Глава 8. Нравственность — объективная потребность общества

сообществе. Кодекс чести — это всегда конкретный, опреде­ленный кодекс. В этом плане говорят о чести офицера, судьи, врача и т.д. Вступая в данное сообщество, индивид принимает на себя обязательство нести и выполнять его правила и нормы. Подтверждением этого факта для других часто является произ­несение им выражения: «Честное слово». Нарушение данного слова сурово осуждается и подвергается групповому наказа­нию. Весьма развитый кодекс чести существует у подростков.

Достоинство личности есть способность отстоять свою по­зицию, действовать самостоятельно и ответственно. Сообще­ство признает за индивидом право быть личностью, быть спо­собным к совершению поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения. Досто­инство личности составляет важную характеристику бытия че­ловека среди людей.

Естественно, нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно.

Человек — единое целое, организм, которому присущи фи­зические, а также психические функции. Этот целостный ор­ганизм ведет единую жизнь в целостном мире, причем внут­ренний и внешний мир его также представляют собой единое целое, расщепление которого правильнее всего считать болез­нью.

Нравственные законы и принципы, уважение к личности человека являются основой любой культуры. В соблюдении этих законов и принципов проявляется культура человека. Иногда говорят «культурное поведение человека», иногда — «поведение культурного человека». Но это далеко не одно и то же.

Культурное поведение — это поведение человека в соответст­вии с теми нормами, которые выработало и которых придер­живается данное общество. Оно проявляется в определенных манерах, принятых способах общения, которые подсказыва­ют, что надо правильно и красиво вести себя за столом, быть предупредительным и вежливым со старшими, уметь держать себя в обществе (как в знакомом, так и в малознакомом), усво­ить азы поведения, связанные с профессиональной этикой, понимать, что прилично и что неприлично делать в данной об­становке. Общая культура предполагает начитанность челове-

8.1. Моральное сознание как потребность общественного развития 129

ка, более или менее широкий круг интересов и знаний, поря­дочность, внешнюю опрятность, доброжелательность.

Иначе говоря, культурное поведение — это поведение в со­ответствии с теми или иными общепринятыми правилами. Оно отражает эти правила, является их внешним воплощени­ем. Когда эти правила меняются, меняются и манеры поведе­ния. В понятии «культурное поведение» акцент делается на по­ведении, которое должно быть культурным. Человек должен знать правила культурного поведения и соблюдать их.

Культурный человек характеризуется тем, что знание этиче­ских принципов, моральных норм общества превратилось в его внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Он поступает нравственно не потому, что знает, как его поступок оценят окружающие, а потому, что не может поступить иначе. Культурный человек ориентируется прежде всего не на необ­ходимость соблюдать внешние правила, а на свою совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение пе­ред окружающими.

Еще Марк Аврелий отмечал в своих «Размышлениях»: «Ес­ли бы хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от чело­вечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

Поведение человека — это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам судят о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. В поведе­нии и общении проявляются особенности характера человека и темперамента, его потребности, взгляды и вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и проч. Важную роль в поведении играют эмоции и чувства.

Поведение человека обусловливается теми нравственными нормами и принципами, которые регулируют отношения лю­дей в обществе. Поэтому каждый поступок человек обычно со­относит с принятыми ценностями.

Нравственная деятельность направлена на самого челове­ка, на развитие его духовно-нравственных сил, совершенство­вание его жизни, реализацию смысла и назначения своей жиз­ни. В сфере деятельности, связанной со свободой воли, чело-

5 - 8249 Шиповская

130 Глава 8. Нравственность — объективная потребность общества

век «выбирает» образ личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.

Нравственность является одним из основных типов соци­альной регуляции, способом организации реального процесса человеческой жизнедеятельности. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний. Матери­альные отношения отражаются в ней под углом зрения того, как они могут и должны реализоваться в непосредственной деятельности отдельных индивидов и социальных групп. Фик­сируя требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность высту­пает как способ практического ориентирования людей в обще­ственной жизни.

Моральное сознание порождается потребностями общест­венного развития и, являясь средством регуляции обществен­ной жизни людей и их взаимоотношений, оказывает активное воздействие на повседневное поведение человека, действуя в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Моральные представления, принципы, идеалы вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. Моральные знания, моральное сознание носят обязательный характер. Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, закрепляются в чело­веке как его нравственные качества, целостные духовно-прак­тические образования, проявляющиеся во всех сферах челове­ческой жизнедеятельности.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 3064;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.