Фазы и виды любви

Есть три источника влечения человека — душа, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу, влечение ума -уважение, влечение тела — желание. Соединение всех трех по­рождает любовь (древнеиндийский эпос).

Любовь — непосредственное, интимное чувство, предме­том которого прежде всего выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значи­мость.

Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба

У большинства людей упоминание словосочетания «ин­тимные отношения» ассоциируются с сексом. Скорее всего, такое представление навязано кинофильмами, литературой, СМИ, рекламой. Интимные отношения — это не только секс. Словарное определение слова «интимный» — глубоко личный, сокровенный, задушевный. Значит, к интимным отношениям можно отнести и дружбу, и любовь во всех ее проявлениях, и секс.

Несмотря на многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви, оно до сих пор не найдено. Еще в Древней Греции существовала теория о двух видах любви: любовь -эрос, проявляющаяся как потребность и жажда обладания предметом своей страсти, и любовь, выражающаяся в бескоры­стной самоотдаче, растворении любящего в заботе о любимом. Сущность любви в идеале — слияние двух индивидуальностей в единое целое, совершенное соединение двух Я в одно большое Мы.

Ничто на свете по яркости ощущений нельзя сравнить с чувством, которое возникает при виде «того самого единствен­ного и неповторимого». Чувство любви проявляется в несколь­ких формах: в форме любви мужчины и женщины, братской любви, любви родителей и детей, любви человека к самому се­бе, фанатичной любви к кумиру и т.д. Любая форма любви ос­нована на существовании у человека сложного комплекса мо­ральных, нравственных, духовных и интеллектуальных ка­честв, составляющих основу личности и позволяющих ему выдел ить л юбимого ил и любимую среди множества других лю­дей. Основополагающей чертой чувства любви, как и дружбы, является ее мотивационная сущность. Настоящая любовь по мере своего развития становится одной из основных внутрен­них первичных потребностей человека. Это потребность в со­вершении бескорыстных дел, совершении часто безрассудных, вредящих самому человеку поступков ради объекта любви. Все виды любви - к человечеству, стране или даже к абстрактным образам, тем или иным объектам, явлениям — рассматривают­ся как проявления основной наиболее выраженной инстинк­тивной силы и сверхположительного отношения к ним.

Эротическая, или половая, любовь представляет собой только небольшую часть этой системы биологических потреб-

9.1. Фазы и виды любви

ностей человека. Значимость ее для человека очевидна. Это один из базисных инстинктов, одна из базисных потребностей, связанная, в частности, с другим базисным инстинктом — врож­денной потребностью продолжения рода. Несомненна важ­ность сексуального инстинкта как проявления потребности продолжения рода. К сожалению, эротическая, или половая, любовь в настоящее время именуется просто секс. О нем пи­шут, говорят, обсуждают, но, как справедливо заметил С. Агар-ков в своем очерке «Волна и пена сексуальной революции», проблем в этой сфере меньше не стало. Сексуальная револю­ция - противоречивый процесс. Ее результатом, с одной сто­роны, стало терпимое отношение к сексуальности, понимание того, что она представляет собой важный аспект общественной и личной жизни, одно из проявлений свободы, а с другой сто­роны — негативные последствия, обусловленные тем, что мно­гие запретительные нормы потеряли свое значение, а новые нормы внутреннего регулирования еще не сложились. Напри­мер, наиболее распространенная в прошлом форма половой жизни до вступления в брак и вообще вне брака — проститу­ция - в известной степени утратила свое значение, но не исчез­ла. Теперь в западной цивилизации, к которой относит себя и Россия,секс до брака не возбраняется.

Появились разногласия и между представителями разных полов, связанные в первую очередь с общественными измене­ниями. Молодые девушки рано обретают самостоятельность и зарабатывают столько же, сколько молодые мужчины, а иногда и больше их. Кроме того, возникло такое изменение идеологи­ческого порядка, как равноправие полов. Теперь, когда жен­щина наравне с мужчиной может выбирать себе партнера, девушки стали более разборчивы и сосредоточены на собст­венном удовольствии1. Но мужчины были и остаются консер­ваторами: они уважают умных, деловитых, предприимчивых, элегантных и стильных женщин, воспринимают их как подруг

1 В Швеции эмансипация достигла апогея: девушка полностью берет инициа­тиву в свои руки, сама приглашает парня на свидание, дарит избраннику цветы, оплачивает счет в ресторане. Как отмечает специалист-сексолог Габриель де Пу-тер, несмотря на то, что в Нидерландах секс является такой же темой для разгово­ров, как погода, учеба и музыка, показатели незапланированной беременности среди молодежи в Нидерландах - 12 из 1000 человек (один из самых низких в мире).

Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба

или деловых партнеров, но им по-прежнему нравятся нежные, обаятельные, чувственные и женственные создания. «В рус­ском мужчине веками воспитывали уверенность в том, что он должен завоевать женщину. И если она берет инициативу на себя — это пугает, — считает С. Астахов, актер, сыгравший в те­лефильмах «Побег» и «Охота на изюбря» (2007), — мужчина ду­мает, что у нее проблемы. А с проблемами связываться никто не хочет, даже если женщина очень красивая».

С физиологической точки зрения любовь — очень полезное для здоровья явление. Начало любовных отношений, когда влюбленный еще ничего не знаете своем избраннике, — заме­чательное, но достаточно тревожное время, которое делает влюбленного счастливым и увеличивает число защитных кле­ток. В результате выделения кортизона у влюбленных быстрее залечиваются раны и воспаления, реже бывают простуды и грипп. В связи с этим врачи-сексологи сделали вывод, что лю­бовь — лучшее лекарство.

Человек носит в себе некую «формулу любви» и, встречая девушку, о которой ему ничего не известно, он просто проеци­рует образ, который существует в его мечтах, на реальную де­вушку. Если выявленные основные черты совпадут с чертами созданного образа, то, возможно, вспыхнет любовь. Так спе­циалисты объясняют феномен любви с первого взгляда. При этом оценка производится в следующей последовательности. За первые 5 с человек определяет цвет глаз будущего избранни­ка и оценивает, достаточно ли он умен. В течение следующих 10 с взгляд сосредоточен на одежде и на руке в поисках обру­чального кольца. Еще 5 с занимает взгляд на прическу, еще 5 с — на руки: маникюр не обязателен, но общая ухоженность рук приветствуется. Затем взгляд переходит на обувь. В послед­ние 15 с оцениваются манера поведения и походка.

Эта же «формула любви» отвечает за ощущение равновесия и надежности отношений. Когда на первом этапе (знакомство, начало любовных отношений) чувственное влечение полыхает пламенем, мозг вырабатывает вещества одного типа, а на вто­ром (желание успокоиться) — другого. Смена сильных эмоций спокойствием — ключ к ровным отношениям. Еще И.М. Сече­нов задался вопросом сохранения любви и выделил ее последо­вательные фазы:

9.1. Фазы и виды любви

1) платоническая любовь с еще не определившимися, «темными» половыми желаниями;

2) любовь-обладание, в которой место темных, неопределенных половых стремлений заступают яркие, трепетные ощущения

; любви;

3)любовь по привычке (по словам Сеченова, «от частого повто­рения рефлекса, в котором психическим содержанием являет­ся представление любовницы с теми или другими или со всеми ее свойствами, образ ее сочетается со всеми движениями души любовника, и она становится действительно половиной его са­мого»);

4) неосознанное раздражение, возникающее, если не бороться против однообразия. Партнер начинает рассматриваться через призму недостатков, а не достоинств;

5)разлука или разрыв. Это не одно и то же. Партнерам на этой стадии физически необходимо расстаться. Возможно, после интенсивного отдыха друг от друга пара воссоединится, а мо­жет, и нет.

Великий физиолог сделал важный вывод: «Человек, пере­живший один раз все эти натуральные фазы полной любви, ед­ва ли может любить страстно во второй раз. Повторные стра­сти — признак неудовлетворения предыдущим».

Психологов волнует вопрос: «В кого мы влюбляемся?» Од­ни считают, что мы влюбляемся в тех, кто похож на нас, и тем самым приобретаем уверенность в себе; другие полагают, что если тянет к человеку, совершенно не похожему, то скорее все­го это «подают голос» комплексы, а если человек смог спра­виться со своими внутренними проблемами, то он будет искать спутника, равного себе. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой любовь — это проявление высшей формы эгоизма как психологической потребности, человек любит ко­го-то или что-то с целью удовлетворения собственного Эго.

Любовь — это удовлетворительный ответ на проблему чело­веческого существования, ибо в любви (во всех ее разновидно­стях) человек находит единение с окружающим его миром, единение с людьми. Любовь — тот самый ключ, который осво­бождает человека от одиночества. Любовь в любом из этих зна­чений является эмоциональным состоянием, окрашивающим

Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба

все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их вос­приятие.

Влюбленность является особым видом любви. Следует от­метить разницу между длительным, устойчивым чувством любви и чувством мгновенной влюбленности, когда человек руководствуется только некоторыми первичными и часто об­манчивыми впечатлениями. Отличительной чертой и, как пра­вило, причиной состояния влюбленности является то, что че­ловек часто видит в предмете любви тот идеал, который он сформировал в своем воображении, т.е. он проецирует на внешний мир свои нормы и предпочтения и наделяет некий объект набором идеальных качеств и характеристик. Поэтому с течением времени при более внимательном знакомстве с чело­веком, при более полном и глубоком узнавании черт его харак­тера влюбленность или проходит, или переходит в любовь, или в фанатичную любовь.

Фанатичная любовь к кумиру основана на том, что человек не в состоянии реально оценить качества объекта любви, его характер, отношение к другим людям. Такой вариант любви достаточно распространен и, как правило, связан с определен­ным дисбалансом между силой эмоций и выраженностью по­требностей в духовных, идеальных качествах объекта любви, таких, как наличие добра, справедливости, таланта, нравствен­ности, а также с отсутствием критической, объективной оцен­ки реальных качеств предмета обожания, составляющих осно­ву любого чувства.

Любовь-поклонение — это форма псевдолюбви, которая не­редко встречается и часто воспринимается как «великая лю­бовь». В современном мире этот вид псевдолюбви весьма рас­пространен. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности собственного Я благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность «поклоняться»' любимому человеку. Он отчужден от своих собственных сил и проецирует их на люби­мого человека, которого почитает за воплощение любви, света, блаженства. В этом процессе он лишает себя ощущения собст­вен ной силы, теряет себя влюбимом человеке вместо того, что­бы находить себя в нем.

9.1. Фазы и виды любви

' В неразделенной любви один из партнеров с той или иной степенью объективности не видит в другом воплощения своего идеала. При этом интересно отметить, что люди становятся жертвами иллюзий: внешние характеристики объекта любви заслоняют душевные качества человека. В случаях неразделен­ной любви имеет место объективное расхождение личностных ' характеристик реального партнера и представлений о необхо­димых физических и духовных качествах любимого челове­ка, т.е. рассогласование между реальностью и идеалом, что в конечном счете приводит к такому комплексному явлению, как отсутствие взаимности.

Сентиментальная любовь — форма псевдолюбви. Такая лю­бовь переживается только в фантазиях, а не «здесь и сейчас», в существующих отношениях с другим реальным человеком. Наиболее широко распространенная форма такой любви — за­местительное чувство любовного удовлетворения, переживае­мое потребителями романов, экранных и журналистских лю­бовных историй. Все неосуществленные желания любви, единства и близости находят удовлетворение в потреблении та­кой продукции.

Любовь к самому себе является нормальным явлением для человека. Это представление формировалось по мере развития общества, по мере все большего признания людьми важности личных интересов.

Можно сказать, что любовь — самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек.

Любовь в современном мире — относительно редкое явление, и ее место занимают разные формы псевдолюбви, которые на деле представляют собой формы разложения любви. Совре­менный человек отчужден от себя, от своих ближних, от приро­ды, и каждый, стараясь быть как можно ближе к другим, оста­ется крайне одиноким, испытывая глубокие чувства тревоги и вины, которые всегда появляются там, где человеческое оди­ночество не может быть преодолено.

К сожалению, «человеческое счастье» сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться — это значит получать удовольствие от употребления (злоупотребления) товаров, зре­лищ, пищи, напитков, людей, лекций, книг, кинокартин. Ха­рактер современного человека приспособлен к тому, чтобы об-

Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба

менивать и получать, торговать и потреблять; все предметы, как духовные, так и материальные, становятся объектом обме­на и потребления.

В современном обществе любовь как сексуальное взаимное удовлетворение и любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества — общепринятые формы обесценения любви.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 1972;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.