Личностное и общественное значение потребностей семьи

Большинство россиян живет в семьях, обшее их число более 40 млн. Обычная семья состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. Удельный вес основных типов семьи в России по структурному признаку: нуклеарная семья — около 80 % (нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, т.е. ее основной признак — автоном­ность, вторая ее черта — малодетность); неполная семья (как правило, мать с детьми) — около 19 %; сложная семья;

Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба

О семья с несколькими брачными парами и многодетная — 1 %.

Преобладающий тип семьи в развитых странах нашего вре­мени — мононуклеарная, малопоколенная, малодетная.

Семья — первичный и важнейший институт общества бла­годаря тем функциям, которые она выполняет. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первич­ная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значи­тельная часть хозяйственно-экономических функций.

Структура семьи — совокупность отношений между ее уча­стниками, втом числе отношений власти. Выделяются автори­тарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще - мужу, детей - родителям, и семьи демо­кратического типа, где распределение ролей, власти происхо­дит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равнопра­вие в принятии решений, добровольное распределение обя­занностей.

Основные ролевые отношения в семье — муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т.п.

Сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связа­ны с удовлетворением потребностей ее членов.

Потребность продолжения рода — важнейшая и ничем не за­менимая функция современной семьи. Но весь опыт человече­ства свидетельствует: чем выше уровень развития цивилиза­ции, тем меньше в семье число детей. Иначе говоря, чем выше уровень и качество жизни населения, культура и образован­ность, тем ниже рождаемость. Происходит сокращение по­пуляции, старение населения. На уровне рождаемости сказы­ваются соотношение городского и сельского населения, ре­лигиозные и национальные традиции, генетический фонд, социально-экономические условия; по медицинской стати­стике, до 15 % семей не имеют детей из-за бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60.

Потребность в воспитании, реализуемая семьей, обеспечи­вает социализацию подрастающего поколения. Воспитатель­ная функция состоит в удовлетворении индивидуальных по-

9.3. Личностное и общественное значение потребностей семьи

требностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей и их самореализации, самореализации самих себя.

Воспитание детей — важнейшая потребность семьи. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее силь­ное — в первые годы жизни, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. В семье реализуется индивидуальный подход к ребенку, и родители мо­гут вовремя заметить его положительные и отрицательные каче­ства. У каждой семьи есть свои пределы воспитательных воз­можностей, и не только экономические, образовательные, вре­менные, но и нравственные: авторитет родителей должен строиться не на дидактических назиданиях, физических наказа­ниях или материальном поощрении, а наличном примере.

Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятель­ность семьи. Современная наука накопила массу данных о ро­ли семейного воспитания в стимулировании интеллектуально­го развития ребенка: чем более содержательно и многообразно общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания, на­выки речи, мышления. Для детей, оставшихся без попечения родителей, государство в настоящее время организует нетради­ционные детские дома, детские дома семейного типа.

Однако существуют факторы, способствующие наруше­нию реализации воспитательной функции семьи. К ним могут быть отнесены: неполный состав семьи, недостаточный уро­вень знаний и навыков родителей по воспитанию детей, нега­тивные отношения между родителями, конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам), вмешательство родственников в воспитание детей, определен­ные условия жизни семьи.

Потребности семьи в симпатии друг к другу, в удовлетворе­нии, уважении, признании, психологической защите реализу­ются посредством эмоциональной функции. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает эмоциональную стабилиза­цию не просто членов семьи, но членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

Потребность общества в первичном социальном контроле обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, особенно теми, кто уже или еще не может строить свое поведе­ние в полном соответствии с социальными нормами. Это каса-

 

Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба

ется пожилых людей, детей и членов семьи с ограничениями жизнедеятельности (какой-либо физический недуг).

Потребность в сексуальной воспитанности предполагает ус­воение необходимых знаний об интимных сторонах жизни че­ловека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, зна­ние того, как беречь свою любовь.

Стабильная благополучная семья возможна только при оп­ределенной подготовке молодых людей к совместной семей­ной жизни. Самым трудным и опасным с точки зрения ста­бильности семьи является начальный период брачной жизни. В этот период происходят первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, реше­ние жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, освоение роли мужа и жены, накоп­ление жизненного опыта, взросление и возмужание. Супруги, особенно молодые, обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода из нее — развод, и обычно с трудом приходят к мысли о необходимости временной разлуки. О полезности временной разлуки писал еще К. Маркс, отмечавший, что «...постоянное общение порож­дает видимость однообразия, при котором стираются различия между вещами. Даже башни кажутся вблизи не таким и уж и вы­сокими, между тем как мелочи повседневной жизни, когда с ними близко сталкиваешься, непомерно возрастают».

Молодые не должны истолковывать вступление в брак как конечную цель, после достижения которой можно «рассла­биться и отдохнуть». Наоборот, для них свадьба должна стать исходной точкой борьбы за семейное счастье. Это значит, что супругам не следует останавливаться в своем развитии. Для со­временных браков идеалы романтической любви, несмотря на «достижения» сексуальной революции, начинают рассматри­ваться как эталонные, предполагая галантность и бережность, основанные на точном знании границ взаимной пристойности и привлекательности.

Для преодоления негативных последствий, возникающих в процессе семейной жизни, необходимо повышение культуры взаимоотношений супругов, последовательное формирование в себе уживчивости, доброжелательности, чуткости и сдержан­ности. «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно,

9.4. Дружба

лучше меня, я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть луч­ше себя» (М.М. Пришвин).

Потребность семьи во внимании и заботе о престарелых ро­дителях в настоящее время претерпевает трансформацию. Се­мья сталкивается с необходимостью оказывать помощь праро­дительской семье, чтобы компенсировать угасающие силы прародителей. Установлено, что к среднему возрасту детей от­ношения между ними и прародителями становятся наиболее взаимными и равными, чем когда бы то ни было. Однако, по некоторым данным, этот процесс может занимать от 20 до 40 дет. С годами определенный тип отношений фиксируется, свя­зи становятся более ригидными, их значительно труднее изме­нить. Особенно явно это наблюдается, если отношения роди­телей к детям строились на авторитарной основе. Взаимные роли и обязательства при этом чаще носят формальный харак­тер и меньше поддаются изменению.

Несмотря на всевозможные трудности, человек способен сделать свою жизнь удачной, творческой, счастливой. Но надо вовремя понять причины трудностей, найти возможный выход из тупика и двигаться в этом направлении, не жалея ни физиче­ских, ни духовных сил, постепенно освобождаясь от всего по­казного, мелочного, эгоистического, словом, от всего того, что является антиподом личностного роста.

Дружба

Дружба от любви отличается большей рассудоч­ностью и более строгими нормами взаимного поведения. Под дружбой еще со времен Аристотеля понимают высокоиндиви­дуализированные и свободные от эротических элементов отно­шения между людьми. Эти отношения устойчивы к внешним воздействиям, положительны, длительны, основаны на духовной близости, т.е. на наличии общих интересов, на добровольной со­вместной деятельности в области, интересующей тех, кто дружит. Условиями дружеских отношений являются полное доверие, от­крытость, преданность, бескорыстие и готовность оказать по­мощь друг другу. Люди, находящиеся в отношениях дружбы, по­лучают удовольствие, доставляя приятное другому человеку, у

Глава 10. Этнические потребности человека

них возникает и развивается соответствующая мотивация, внут­ренняя потребность в дружбе. Именно в этом смысле следует по­нимать известное выражение «дружить надо уметь». Особенно активное развитие мотивации дружбы обычно происходит в дет­ском и юношеском возрасте, в период становления характера че­ловека, формирования его внутреннего мира, самосознания, ус­воения моральных норм и законов. У человека, который спосо­бен к дружбе, на первом месте его ценностной системы стоит потребность делать приятное другу, бескорыстно жертвовать для него материальными и нематериальными благами.

Важным условием дружеских отношений является близость уровней духовного развития и систем духовных ценностей, хотя дружеские чувства возникают и при различии интеллектуально­го развития людей; примером может служить дружба взрослого и ребенка. Развитые духовные и интеллектуальные составляю­щие как условие для существования дружеских отношений по­зволяют по-новому рассмотреть классический вопрос о воз­можности дружбы между мужчиной и женщиной. Действи­тельно, уровень внутренней культуры человека, уровень его интеллектуального развития, моральные, этические и нравст­венные нормы определяют возможность дружеских отноше­ний данного человека с представителями другого пола. Вопрос сводится к тому, способен ли, например, мужчина увидеть в женщине не только существо другого пола, но и личность, об­ладающую набором перечисленных качеств.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2559;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.