Национальные традиции
Национальные традиции являются важным элементом этнического мира человека. Они складывались на протяжении жизнедеятельности этноса, прочно укоренились в повседневной жизни, передавались новым членам этнической общности в виде правил, норм и стереотипов поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Наглядно об этом свидетельствует своеобразие традиционного жилища у различных народов мира: свайные постройки у части меланезийцев и микронезийцев, плавучие жилища у орант-лаутов и некоторых других народов Юго-Восточной Азии, переносные жилища — юрты, чумы, тапи у кочевников Средней Азии, народов Севера, индейцев прерий, дома-башни у народов Кавказа, у части арабов, некоторых народов Афганистана, жилища из снега — иглу у «полярных» эскимосов и т.п.
Весьма часто этнические особенности дают о себе знать в сфере такого компонента материальной культуры, как пища. При этом различия касаются и состава потребляемой пищи, и способов ее приготовления, и времени ее приема. Так, у славянских народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия, у многих народов Севера — мясо, нанайцы, нивхи, ульчи являются ихтиофагами, т.е. употребляют в пищу главным образом рыбу. У многих народов существуют запреты на употребление отдельных видов пищи. В частности, народы Индии в большинстве своем не едят говядины; народы, исповедующие ислам и иудаизм, — свинины; ряд народов почти не употребляет в пищу молока (например, монкхмеры); у некоторых народов еще недавно деликатесом считалось мясо собаки (в частности, у полинезийцев) и т.п.
Национальные традиции проявляются и в одежде. Например, народный костюм — часть традиционной культуры этноса, ее материально-духовного богатства. Это особый мир традиций, упорядочивающих восприятие окружающего мира и помогающих человеку ориентироваться в ценностях этнической культуры.
Народный костюм как результат творческой активности этноса воплощает в искусстве больше, чем индивидуальные пе-
6 - 8249 Шиповская
Глава 10. Этнические потребности человека
реживания и чувства. Он воплощает эстетические воззрения народа, является метазнаком его культуры, вмещающим традиционное представление о мире, и способом усвоения содержащейся в нем информации.
Создание народного костюма в системе декоративно-прикладного искусства - это не только художественный процесс развития его видов, но и способ освоения действительности -организации пространства вокруг человека.
Орнамент как сакральная информация — завершающий аккорд концепции художественной формы костюма, воплощающей знак в обряде, символ в ритуале и образ в культуре. По сути это - магическое средство закрепления и усиления ее свойств.
Национальные традиции проявляются не только в одежде, поступках, делах, стиле общения, но даже в движениях, жестах и других еле заметных деталях. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение свой—чужой по едва заметным нюансам проявления психики. Недостаточное знание национальных традиций нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этносов. Значение национальныхтрадиций, их содержание различны у разных народов. Считается, что англичане буквально преклоняются перед своими традициями, стремятся в любых условиях сохранить свои привычки, вкусы, нравы. Например, англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, следуя традиции, пишет ему: «Дорогой сэр, Вы мошенник», без обращения «дорогой сэр» он не может начать письмо. Христианин, входя в церковь, снимает головной убор, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура черный, в Китае — белый.
Существенно различается у народов мира семейные обычаи и обряды. Наряду с моногамной (единобрачной) семьей, распространенной в настоящее время у подавляющей части человечества, у некоторых народов до сих пор сохраняется полигамия (многоженство) и полиандрия (многомужество). Чрезвычайно многообразны брачные церемонии. Например, у племени пунанов на о. Калимантан для заключения брачного союза достаточно, чтобы жених и невеста в присутствии старейшины рода заявили о взаимном согласии вступить в брак, у
10.3. Национальные традиции
племени коши в Афганистане свадебная церемония длится двое суток, а у некоторых народов Индии - восемь суток. Для большинства европейских народов характерны свадьбы, на которых присутствуют лишь ближайшие родственники и знакомые, у ряда народов Кавказа на свадьбу по традиции приглашают сотни гостей. Вместе с тем на Кавказе до недавнего времени не была редкостью «свадьба без новобрачных»: обычай запрещал жениху и невесте присутствовать на собственной свадьбе. По-разному обстоит дело и с разводом: у народов католического вероисповедания брак вообще нерасторжим, а у народов, исповедующих ислам, для того чтобы развестись, мужу достаточно объявить об этом жене.
В сфере повседневного поведения этнические особенности бывают настолько своеобразными, что нередко воспринимаются представителями других народов как нечто странное и удивительное. Индийца удивляет, что жена европейца называет мужа по имени, обращаясь к нему в присутствии его матери и без ее разрешения. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Японцу кажется странным, как может человек в жилом доме быть в той же обуви, что и на улице. Болгары в отличие от многих других народов кивают головой в знак отрицания, а в знак согласия покачивают ею из стороны в сторону. Когда японцы рассказывают о печальном событии, они улыбаются, чтобы не огорчать слушателя. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной, вазой или какой-нибудь безделушкой, то хозяин доволен. Но если европеец начнет восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет - того требует вежливость. В Китае к чашке риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт.
Всем этим и обусловлен тот факт, что в повседневной практике при разграничении этносов-народов, как правило, указывают на такие устойчивые и отчетливо внешне выраженные компоненты их культуры, как язык, религия, народное искусство, устное творчество, обычаи, обряды, нормы поведения, привычки и т.п., а также принятые жесты вежливости и приветствия, походка, этикет в еде, гигиенические привычки и многое другое.
Глава 10. Этнические потребности человека
10.4. Этносы и их составляющие
Все эти бесчисленные компоненты культуры имеют у отдельных народов свои характерные черты — этническую окраску и, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру, обладающую специфическим для нее стилем1.
Этническая идентичность личности — это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Существует довольно широкий спектр толкований этнической идентичности личности. Условно их можно разделить на две области:
О личностная идентичность, определяемая персональными качествами и характеристиками человека и характеризуемая в основном тремя факторами: местом в отношениях с другими (доминируют понятия этнической структуры и этнических ролей), качествами, которыми этнофор наделяет себя (деловые, поведенческие, интеллектуальные); самооценкой этнофора (адекватная — неадекватная);
О этническая групповая идентичность, описываемая социальными категориями и базирующаяся на анализе этнических групп, к которым человек принадлежит и с которыми себя отождествляет.
Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка. Этносу непременно присуща антитеза Мы—Они.
Характеризуя этнос в целом, необходимо упомянуть, что культурное единство его членов неразрывно связано с наличием у них определенных общих черт психики. Относительно устойчивые социально-психологические явления, присущие этническим общностям и представляющие их психический склад в широком смысле слова, однако не исчерпываются лишь такими сложными психическими образованиями, как характер, темперамент и способности.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 4152;