Этнические стороны развития общества

Одна из важных задач современной этнологи­ческой науки связана с исследованием этнических процессов в развитии общества. Актуальность решения этой научной зада­чи возрастает в период трансформации общества, характери­зующейся ломкой политико-экономической формации, сме­ной в массовом сознании устоявшихся систем общественных ценностей и идеалов на другие, нередко противоположные, пример чего дает наша страна. Кардинальные перемены в со­циально-экономических и этнополитических условиях жизни различных регионов бывшего СССР в постсоветский период значительно обострили проблемы миграции населения и адап­тации его на новых местах жительства.

В Москве, городе с уникальными политическими, социаль­но-экономическими и культурными условиями, реформи­рование многих сфер общественной жизни осуществляется наиболее активно. Оставаясь в основном русским городом, Москва является и полиэтническим мегаполисом, издавна за­селенным представителями разных национальностей. Массо­вое прибытие в Москву инонационального населения наряду с позитивными моментами (приток трудовых ресурсов, капита­ла) вызвал ряд острых проблем, иногда взрывоопасных, в раз­ных сферах жизни городского сообщества, в том числе связан­ных со сложностями во взаимоотношениях представителей разных национальностей. Ставя перед собой в основном эко­номические цели, многие московские мигранты не задумыва­ются о том, сумеют ли они «вписаться» в этнокультурную среду Москвы, станутли здесь «своими», смогутли принять местные особенности быта и нравов, не будет ли их поведение, обычаи, привычки диссонировать с принятыми в Москве. Это в свою очередь вызывает отрицательную реакцию постоянных жите­лей Москвы, которые воспринимают многочисленных приез­жих, особенно отличающихся своей внешностью, манерами, темпераментом, как чужаков, нарушающих привычный уклад жизни.

Процессы ассимиляции иммигрантов в каждой стране име­ют свои особенности, причем различные по своему происхож-

Ю.5. Этнические стороны развития общества

 

дению иммигрантские группы подвержены ассимиляции не в одинаковой степени. Первостепенная роль во включении им­мигрантов в социально-культурную жизнь этнического боль­шинства страны их пребывания принадлежит языку. Язык, сформировавшийся в условиях богатых научных традиций и соответственно располагающий развитой терминологией, ес­тественно, обладает преимуществами в выражении специаль­ных знаний по сравнению с языком, не имеющим таких тради­ций. Если неверно полагать, что И. Кант на китайском языке создал бы совершенно иную философскую систему, то нельзя отрицать и того, что китайский, немецкий и эскимосский язы­ки не находятся в совершенно одинаковых условиях для созда­ния подобных концепций. Ошибочно думать, что Кант мог бы изложить свои философские взгляды на эскимосском языке ничуть не хуже, чем на немецком. Немецкий язык к тому вре­мени обладал сложной и развитой философской терминологи­ей, сделавшей его удобным для отвлеченных рассуждений'.

Интересные экспериментальные данные, касающиеся ло­кализации в человеческом мозгу речевой деятельности, по­лучил японский ученый Т. Цунода2.

В ходе этого эксперимента были обследованы представители несколь­ких десятков этнических групп (европейских, азиатских и африкан­ских). Полученные материалы показали, что у всех обследованных слоги вызывали доминантность правого уха (соответственно левого полушария), чистые тона — доминантность левого уха (правого полу­шария). Однако относительно гласных обнаружились межгрупповые различия. Если у представителей подавляющего большинства обсле­дованных групп они вызывали доминантность левого уха (правого по­лушария), то у лиц, родным языком которых был японский или один из полинезийских (тонга, восточно-самоанский и маори), - доми­нантность правого уха (левого полушария). Было выяснено также, что такого рода различия в характере доминантности вызваны не генети­ческими факторами, а лингвистической и слуховой средой. В свете этого Цунода пришел к выводу, что причина различий заключается в общем для японского и полинезийского языков свойстве: присутст­вии в них большого числа слов, состоящих только из гласных, и слов, состоящих из двух или более гласных и согласных. «В этих богатых

и ' Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Воронеж, 1997. С. 58-60. " 2 Барабан Г. Родной язык и мозг. Интересное открытие японского эксперимен­татора//Курьер ЮНЕСКО. 1982. Март. С. Ш-13.

Глава 10. Этнические потребности человека

гласными языках гласные столь же важны в узнавании слов и предло­жений, как и согласные. В результате гласные звуки обрабатываются в левом, или "речевом", полушарии1. Это в свою очередь позволило вы­двинуть предположение, что у "японского типа" доминантности вме­сте с гласными в левом полушарии обрабатываются также звуки, свя­занные с эмоциями, "и эта левая доминантность укореняется по мере развития речевой способности"».

Таким образом, родной язык, дифференцирующий вос­приятие человеком звуков из окружающей среды, «тесно свя­зан с формированием уникальной культуры и психического склада каждой этнической группы»2.

Психика не существует вне людей, и конкретными носите­лями всех ее этнических особенностей являются члены этни­ческой общности. В рамках той или иной этнической общно­сти подчас на протяжении ряда поколений функционируют традиционные для нее психические черты. Это происходит не в силу их полной независимости от изменений внешней среды, а лишь потому, что эти психические черты обладают некоторой инерцией, обеспечиваемой социальными средствами межпо­коленной передачи общественно-исторического опыта.

Часто затрагивают вопрос о различиях между этносами в такой сфере психики, как способности. Следует подчеркнуть, что равная первичная природная основа способностей (задат­ки) обнаруживается у всех народов мира, притом не только в сфере умственных способностей, но и специальных (сцениче­ской, музыкальной, художественной и т.п.).

Цивилизация, предоставляя человеку полный арсенал средств насладиться «второй природой» без каких-либо уси­лий, последовательно извлекает из человека его творческое ес­тество, а каноничный вещный мир этноса сегодня представля­ет ценность Человека и его право быть собой в единстве с окру­жением. Суть возрождения материальной культуры не состоит лишь в воспроизведении ее внешних параметров, но в воссоз­дании полноценного бытия культурной традиции, являясь ее жизненным пространством. Это возможно при адекватной го­сударственной политике в сфере культуры: в восстановлении








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 1308;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.