Рефлексивные способности человека

Рефлексия — понятие многозначное, разные исследователи выдвигали свои понимания рефлексии, их мож­но свести к четырем основным: Д.Н. Узнадзе определял реф­лексию как «объективизацию в смысле», т.е. осознание опре­деленных аспектов внешней ситуации, задачи и идеальное преобразование в этой ситуации; В.В. Столин понимал реф­лексию как «взгляд в себя»; А.Н. Леонтьев связывает рефлек­сию с решением «задачи на смысл»; И.С. Кон представляет рефлексию как процесс разрешения внутренних конфликтов в смысловой сфере, критическую переоценку ценностей, наибо­лее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни. Общим во всех этих трактовках является осознание и произвольное оперирование в идеальном плане с определен­ными содержаниями сознания.

По мнению С.Л. Рубинштейна, рефлексия как бы приоста­навливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за его пределы; человек как бы занимает позицию вне ее1.

Рефлексия является одной из функций личности; это свое­образное возвышение над самим собой и противостояние са­мому себе. Необходимо ли это человеку? Что побуждает чело­века противостоять самому себе?

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 232-233.

Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

Поиск смысла жизни, обретение смысла Бытия есть ис­ключительно человеческая потребность, имеющая витальное (жизненно важное) значение. Человек сам определяет свое предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.

Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присут­ствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек.

Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззрен­ческая проблема. От ее решения зависит направленность соци­альной деятельности человека. Смысл жизни человека нельзя искать вне самой его жизни. Правильно определить смысл сво­ей жизни — значит найти самого себя.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философ­ский, социологический, этический, религиозный, социаль­но-психологический. Социологический аспект раскрывает за­висимость смысла жизни от общественных отношений, в кото­рые включен социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормо­зят осуществление жизненных целей. Смысл и назначение че­ловека выявляются только в практической деятельности по из­менению окружающего мира. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т.е. изменяет и развивает самого себя.

Человек «существует лишь в той мере, в какой он погружен в мир смыслов»1, утверждает В.В. Налимов. Природа смыслов может быть схвачена только через их проявление в Бытии, со­держащем сознание; сознание «предстает перед нами как не­которое устройство, непрестанно и по-новому раскрывающее смыслы»2. Личность выступает как генератор и преобразова­тель смыслов; она открыта миру и способна преобразовывать

' Цит. по: Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М, 2003. С. 116.

2 Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. С. 247.

11.1. Рефлексивные способности человека

его своими действиями, порождаемыми новыми смыслами. Смыслы делают человека активным, психически здоровым, но если они не обновляются постоянно в соответствии с меняю­щейся ситуацией, они могут играть и негативную роль — угне­тать, подавлять, догматизировать человека. Тот поиск смы­слов, который ведет личность человека, приводит ее к со­прикосновению с предельной реальностью мира. Раскрывая смыслы мира, активно участвуя в раскрытии потенциально за­ложенных в нем смыслов, человек расширяет и гармонизирует смысловую ткань своей собственной личности, выходя за ее пределы1.

Таким образом, рефлексия и смысл неразрывно связаны в структуре личности. Утрата человеком смысла порождает спе­цифическую форму тревоги. В. Франкл называет утрату чело­веком смысла жизни духовной смертью. У М. Хайдеггера смысл проявляется или строится в пространстве сознания, яв­ляется феноменом сознания, результатом познавательной дея­тельности человека, хотя и относится к явлениям мира, как к своему предмету. Мир предстает как глобальный смыслообра-зующий контекст: все осмысленное получает свой смысл именно в мире как живом пространстве человеческой деятель­ности. По мнению К. Ясперса, смысл — предмет не объясне­ния, а понимания, и, следовательно, смысл жизни определяет­ся тем, как мы определяем свое место в рамках целого. Ясперс, Сартр и другие философы связывали понятие смысла с пробле­матикой смысла человеческого бытия. Этим обусловлено ду­ховное самоутверждение человека; отношение к смыслам или направленность на осмысленные содержания (рефлексивное отношение к себе) прямо связана с витальностью, жизненной и творческой силой человека.

Потребность человека в рефлексии, в поиске смысла своего существования является важнейшей составляющей человече­ского существования. В жизни каждого человека наступают периоды переосмысления сути жизни вообще и своей собст­венной в частности. Конечной причиной, порождающей и сам процесс поиска смысла, и переосмысления смысла жизни, яв-

1 Налимов В. В. Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? // Че­ловек в системе наук/Отв. ред. И.Т. Фролов. М., 1989. С. 85.

Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

11.2. Личностное понимание смысла жизни

ляется развитие потребностей. Выходя на более высокий уро­вень развития потребностей, человек формирует свой собст­венный мир, определяющим в котором становится осмысле­ние таких вечных понятий, как жизнь, красота, добро, любовь, свобода, творчество (т.е. общечеловеческих ценностей).

Смысл жизни — это осознаваемая ценность, которой чело­век подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысле жизни — это вопрос о смыс­ле смерти человека и его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит, его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной.

Вопрос о смысле жизни так или иначе встает перед каждым человеком, если он хоть сколько-нибудь сложился как чело­век, и принадлежит к числу вечно волнующих, неразрешимых вопросов, на который уже несколько десятков столетий пыта­ются ответить народы западного мира. Разум человеческий не мирится со смертью и не может признать разумности своего уничтожения. Смерть больше всего другого заставляла челове­ка добиваться разрешения проблемы о цели и смысле жизни. Человеку, утерявшему истину о непрерывности жизни, смерть действительно должна казаться ужасной бессмыслицей и в по­исках смысла жизни человек хочет спастись от бессмысленно­сти смерти. Во имя чего стоит жить? Во имя какой высшей цели дана человеку жизнь, чтобы он мог признать разумность этой цели и приемлемость ее для всякого?

Идеалы земной жизни, даже наиболее высокие из них, ни­когда полного счастья создать человеку не могут. Несомненно, материальная сторона жизнедеятельности человека не являет­ся чем-то второстепенным, скорее, становится базисом разви­тия духовных потребностей человека, часто определяет уро­вень его социального взаимодействия с окружающими, его статус и роли в обществе. Но нельзя согласиться с современ­ным молодым человеком, который утверждает, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Удовольст­вие является лишь следствием стремлений человека, а не его целью. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесценению нрав­ственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотво-

рительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие. Что касается радости как смысла жизни, то радость сама должна иметь смысл. Радость — следствие достигнутой цели.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных, и духовных потребностей. В конечном счете сама система потребностей определяется смыслом жизни. Ес­ли таковым является умножение личного богатства, то, естест­венно, это ведет к гипертрофированному развитию материаль­ных потребностей. Наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие приводит к доминированию духовных потребностей в структуре личности. Смысл жизни определяется прежде все­го конкретными историческими условиями, интересами и по­требностями, общими историческими задачами данного клас­са, следовательно, смысл жизни определяется объективно су­ществующей системой общественных отношений.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 4406;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.